Историческое познание и когнитивные науки: новое в отечественной историографии
Историческое познание и когнитивные науки: новое в отечественной историографии
Аннотация
Код статьи
S207987840016952-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Софронова Лидия Владимировна 
Аффилиация: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Хазина Анна Васильевна
Аффилиация: Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Аннотация

В статье дается аналитический обзор новейшей литературы по когнитивной истории, особенно российской коллективной монографии «Когнитивные науки и историческое познание», выпущенной в 2020 г. Прослеживаются закономерности, характерные для междисциплинарных исследований не только в пределах гуманитарных дисциплин, но и на «границах» между гуманитаристикой и «естественными науками». Подчеркивается парадоксальность и продуктивность «взаимных интервенций» когнитивистики и гуманитаристики, которая способствует преодолению «атомизма» как внутри наук гуманитарного цикла, так и на «фронтирах» между ними и естественнонаучными дисциплинами.

Ключевые слова
междисциплинарные исследования, когнитивистика, история, антропология, лингвистика, семиотика, методология
Классификатор
Получено
10.01.2021
Дата публикации
15.09.2021
Кол-во символов
20763
Всего подписок
17
Всего просмотров
1385
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

2. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой / пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: НЛО, 2016.

3. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.

4. Ахутина Т. В. Роман Якобсон и развитие русской нейролингвитсики // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования / отв. ред. Х. Баран, С. Гиндин. М.: РГГУ, 1999.

5. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб.: Сова, 2009.

6. Вжосек В. Дейктический центр как источник генезиса когнитивного пространства в концепции Бориса Успенского // Когнитивные науки и историческое познание. Коллективная монография / под общ. ред. О. В. Воробьевой, Г. И. Зверевой. М.: Аквилон, 2020.

7. Воробьева О. В., Николаи Ф. В. Когнитивный поворот в исторической науке: проблемы, подходы, перспективы // Когнитивные науки и историческое познание. Коллективная монография / под общ. ред. О. В. Воробьевой, Г. И. Зверевой. М.: Аквилон, 2020.

8. Серия «Профессия — историк» / отв. ред. О. В. Воробьева // Когнитивные науки и историческое познание. Коллективная монография // Вып. II. М.: Аквилон, 2020.

9. Копосов Н. Е. Как думают историки. М.: Новое литературное обозрение, 2011.

10. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. M.: «Языки русской культуры», 1996.

11. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура // Труды по знаковым системам. VI. Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1973. Вып. 308.

12. Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ, 2008.

13. Софронова Л. В., Хазина А. В. «Эко-история» и современная медиевистика: новые методологические подходы // Научный диалог. 2019. № 9. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.73.73.027.

14. Софронова Л. В., Хазина А. В. «Великий переход» Брюса Кэмпбелла: модель глобального средневековья // Диалог со временем. 2020. № 73. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.73.73.027.

15. Успенский Б. А. Ego Loquens. Язык и коммуникационное пространство. М.: Рос. гуманит. ун-т, 2007; 2-е изд., испр. и доп. М.: РГГУ, 2012.

16. Филькин К. Н. Нет истории без когниции: когнитивный поворот и практика когнитивных исторических исследований // Когнитивные науки и историческое познание. Коллективная монография / под общ. ред. О. В. Воробьевой, Г. И. Зверевой. М.: Аквилон, 2020.

17. Якобсон Р. О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры: Сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз., вступ. ст. и сост. Н. Арутюновой; oбщ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.

18. Якобсон Р. О. К лингвистической классификации афатических нарушений // Якобсон Р. О. Язык и бессознательное / пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкина; сост., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996.

19. Adams F., Aizawa K. The Bounds of Cognition // Philosophical Psychology. 2001. Vol. 14.

20. Lanoue G. Totemism as Syntagmatic Aphasia: Invoking selective forgetfulness to preserve a metonymic discourse of mythical “descent” // Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования / отв. ред. Х. Баран, С. Гиндин. М.: РГГУ, 1999.

21. Steiner G. After Babel. Aspects of language and translation. N. Y.; L.: Oxford university press, 1975.

22. Żyłko B. Jurij Lotman: od poetyki strukturalnej do semiotycznej teorii kultury // Konteksty. Polska Sztuka Ludowa. 2016. № 3-4.

23. Żyłko B. Kultura i znaki: Semiotyka stosowana w szkole tartusko-moskiewskiej. Gdańsk, 2011.

24. Żyłko B. Semiotyka historii w pracach szkoły tartusko-moskiewskiej // Rocznik Antropologii Historii. 2014. IV. № 1 (6).

25. Żyłko B. Semiotyka kultury. Szkoła tartusko-moskiewska. Gdańsk, 2009.

26. Żyłko B. Szkoła tartusko-moskiewska po latach // Er(r)go. 2015. № 2 (31).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести