Miracula s. Willehadi: перспективы изучения «недостоверных» источников
Miracula s. Willehadi: перспективы изучения «недостоверных» источников
Аннотация
Код статьи
S207987840016950-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Арнаутова Юлия Евгеньевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья посвящена эвристическому потенциалу раннесредневековых сборников чудес святых (libri miraculorum, miracula), которые редко становятся предметом внимания в антропологически ориентированной историографии, поскольку являются литературным вымыслом и, в отличие от миракул XII—XVII вв., не могут служить источниками для изучения народного благочестия или повседневной жизни. На примере книги чудес св. Виллехада (Miracula s. Willehadi, 860—865) епископа Ансгара Бременского в статье анализируются возможности вовлечения в исследование текстов, считающихся «недостоверными» с точки зрения описываемых в них событий, в рамках когнитивной теории коммуникации. Подход к текстам миракул как к сообщению, содержащему порождающие смыслы репрезентации, которые имеют отчетливо выраженный характер коммуникативной интенции, позволяет по-новому оценить их содержание, в традиционных исследованиях обычно обесцениваемое как «агиографическая топика», а также установить прагматическую функцию (causa scribendi), которая далеко не всегда исчерпывается доказательством святости их героев.

Ключевые слова
раннее Средневековье, диоцез Бремен, агиография, чудеса святых (miracula), перенесение реликвий (translatio), дискурсивная репрезентация, коммуникативная интенция
Классификатор
Получено
14.07.2021
Дата публикации
15.09.2021
Кол-во символов
79202
Всего подписок
16
Всего просмотров
1212
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Арнаутова Ю. Е. Репрезентация социальной группы в культе святого // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. Выпуск 6 (92). URL: https://history.jes.su/s207987840010540-3-1/ DOI: 10.18254/S207987840010540-3

2. Арнаутова Ю. Е. Memoria: «тотальный социальный феномен» и объект исследования // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / под ред. Л. П. Репиной. М., 2006.

3. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: антропология болезни в Средние века. СПб., 2004.

4. Ван Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка.

5. Когнитивные науки и историческое познание / под ред. О. В. Воробьевой и Г. И. Зверевой. М., 2020.

6. Кубрякова Е. С. Репрезентация, ментальная репрезентация // Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М., 1997.

7. Сёрль Дж. Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика и язык / под ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М., 1987.

8. Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte / hrsg. v. B. Schmeidler. Hannover; Leipzig, 1917.

9. Andrieu M. Les Ordines Romani du haut moyen âge. Vol. 4: Ordines XXXV—XLIX. Louvain, 1956.

10. Angenendt A. Offertorium. Das mittelalterliche Meßopfer. Münster, 2013.

11. Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Bd. 3: Karolingische Biographie, 750—920 n. Chr. Stuttgart, 1991.

12. Bölling J. Zwischen Regnum und Sacerdotium. Historiographie, Hagiographie und Liturgie der Petrus-Patrozinien im Sachsen der Salierzeit (1024—1125). Ostfildern, 2017.

13. De miraculis sancti Alexandri sanctae Felicitatis filis / MGH SS. Bd. 2.

14. Giesecke M. Sinnewandel, Sprachwandel, Kulturwandel. Studien zur Geschichte der Informationsgesellschaft. Frankfurt am Mein, 1992.

15. Goffman E. Strategic Interaction. Philadelphia, 1969.

16. Hägermann D. Bremen und Wildeshausen im Frühmittelalter: Heiliger Alexander und heiliger Willehad im Wettstreit // Oldenburger Jahrbuch. 1985. Bd. 85.

17. Heinzelmann М. Translationsberichte und andere Quellen des Reliquienkultes. Turnhout, 1979.

18. Janson H. Ansgar und die frühe Geschichte des Erzbistums Hammaburg // Mythos Hammaburg. Archäologische Entdeckungen zu den Anfängen Hamburgs / hrsg. v. R.-M. Weiss, A. Klammt. Hamburg, 2014.

19. Knibbs E. Ansgar, Rimbert and the forged foundations of Hamburg-Bremen. Ashgate; Farnham, 2011.

20. Potter J., Hepburn A. Discursive constructionism // Handbook of Constructionist Research / ed. J. A. Holstein, J. F. Gubrium. N. Y., 2008.

21. Pötzl W. Augsburger Mirakelbücher // Augsburger Buchdruck und Verlagswesen / hsg. v. J. Janota. Wiesbaden, 1997.

22. Prinz F. Hagiographie als Kultpropaganda: die Rolle der Auftraggeber und Autoren hagiographischer Texte des Frühmittelalters // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1992. Bd. 103.

23. Rembold I. Conquest and Integration: Saxony and the Carolingian World, 772—888. Cambridge, 2017.

24. Röckelein H. Die Gewebe der Schriften. Historiographische Aspekte der karolingerzeitlichen Hagiographie Sachsens // Hagiographie im Kontext. Wirkungsweisen und Möglichkeiten historischer Auswertung / hrsg. v. D. R. Bauer, K. Herbers. Stuttgart, 2000.

25. Röckelein H. Reliquientranslationen nach Sachsen im 9. Jahrhundert. Über Kommunikation, Mobilität und Öffentlichkeit im Frühmittelalter. Stuttgart, 2002.

26. Röpcke A. Das Leben des hl. Willehad, Bischof von Bremen, und die Beschreibung der Wunder an seinem Grabe. Bremen, 1982.

27. Schechner R. Performance Theory. L.; N. Y., 2004.

28. Schuh B. Die Gewalten des Wunders. Zeichen der Machtausübung im Bereich einer Spätmittelalterlichen Wallfahrt // Von Menschen und ihren Zeichen: sozialhistorische Untersuchungen zum Spätmittelalter und zur Neuzeit / hrsg. v. I. Matschinegg, B. Rath, B. Schuh. Bielefeld, 1990.

29. Sperber D. Explaining Culture. A Naturalistic Approach. Oxford, 1996.

30. Theologie der Gefühle / hrsg. v. R. Barth, Chr. Zarnow. B.; Boston, 2015.

31. Tyrell H. Religiöse Kommunikation. Auge, Ohr und Medienvielfalt // Frömmigkeit im Mittelalter: politisch-soziale Kontexte, visuelle Praxis, körperliche Ausdrucksformen / hrsg. v. K. Schreiner. München, 2002.

32. Vita et miracula Willehadi / MGH SS. Bd. 2.

33. Vita s. Ansgarii / MGH SS. Bd. 2.

34. Wenzel H. Hören und Sehen. Schrift und Bild. Kultur und Gedächtnis im Mittelalter. München, 1995.

Комментарии

Написать отзыв
Перевести