Русская церковная политика в Сирии в XIX в.: основные тенденции и динамика развития
Русская церковная политика в Сирии в XIX в.: основные тенденции и динамика развития
Аннотация
Код статьи
S207987840016649-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Герд Лора Александровна 
Аффилиация: Санкт-Петербургский институт истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции русской политики в Антиохийском патриархате на протяжении XIX в. Продолжая традиционную поддержку православия, Россия в условиях конкуренции с другими великими державами на Ближнем Востоке была вынуждена значительно пересмотреть старые методы политики. Поездка архимандрита Порфирия Успенского в 1843 г. и основание Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1847 г. были направлены на укрепление русских позиций в регионе и на поддержку православия против католического и протестантского прозелитизма. Обострение межэтнических противоречий в конце 1850-х гг., борьба арабов за церковную и национальную независимость и политические интересы России на Ближнем Востоке поставили русских дипломатов перед необходимостью поддерживать арабов против греков. Борьба завершилась избранием патриарха-араба на Антиохийский престол. Деятельность Императорского Православного Палестинского общества по созданию школ для православных арабов наряду с финансированием школ патриархата создали прочную базу для арабского национального образования. На начало ХХ в. приходится пик близости православной церкви Сирии с Россией; резко возрастают суммы материальной помощи. В целом именно в Сирии в XIX в. русская политика на христианском Востоке добилась наибольших успехов.

Ключевые слова
восточный вопрос, Ближний восток, церковная политика, Антиохийский патриархат, арабское православие, внешняя политика России
Источник финансирования
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 19-09-41004 «Россия и Антиохийский патриархат в XVIII — начале ХХ вв.».
Классификатор
Получено
25.04.2021
Дата публикации
15.09.2021
Кол-во символов
52704
Всего подписок
16
Всего просмотров
1322
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Банк А. В. Византийский складень с перегородчатыми эмалями из Сайданайского монастыря // Палестинский сборник. 1956. Т. 18 (82).

2. Герд Л. А. Англиканская и русская православная миссии к несторианам Персии и Турции в конце XIX в. (по материалам донесений британских дипломатов) // Религии мира. История и современность. 2015. № 2.

3. Герд Л. А. Русские проекты будущего Палестины после Первой мировой войны // Религии мира. История и современность. 2006—2011. М.; СПб., 2012.

4. Герд Л. А. Русский Афон. Очерки церковно-политической истории. М., 2010.

5. Герд Л. А. Сиро-яковиты и их попытки соединения с Русской православной церковью в XIX — начале ХХ вв. // Каптеревские чтения. 2020. Вып. 18.

6. Григорович-Барский В. Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 г. по 1747 г. / Изданы Православным Палестинским Обществом по подлинной рукописи под редакцией Н. Барсукова. Ч. II. СПб., 1886.

7. Грушевой А. Г. Из истории русских школ на Ближнем Востоке. СПб.: Контраст, 2016.

8. Грушевой А. Г. Последняя учебная программа учительских семинарий Императорского Православного Палестинского общества // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22).

9. Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1906.

10. Дмитриевский А. А. Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882—1907). СПб.: Типография В. Киршбаума, 1907

11. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале ХХ вв. М.: Индрик, 2006.

12. Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. Иерофей, патриарх Антиохийский и его деятельность по материалам российских архивов. Приложение 3 // Православный Палестинский сборник. 2008. Вып. 106.

13. Панченко К. А. Ближневосточное православие под Османским владычеством. Первые три столетия. М.: Индрик, 2012.

14. Панченко К. А. Герасим Яред // Православная энциклопедия. Т. XI.

15. Порфирий Успенский, архимандрит. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Т. 1—8. СПб., 1894—1901.

16. Порфирий Успенский, архимандрит. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Т. I. Официальные бумаги. Т. II. Переписка / под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910

17. Пятницкий Ю. А. Антиохийский патриарх Григорий IV и Россия // Исследования по Аравии и исламу. Сборник статей в честь 70-летия М. Б. Пиотровского / под ред. А. В. Седова. М., 2014.

18. Россия в Святой Земле. Документы и материалы / сост. Н. Н. Лисовой. Т. II. М., 2017.

19. Соколов И. И. Селевкийский митрополит Герасим Яред // Византийский временник. 1900. Т. 7.

20. Стефан Садо, иеромонах. Русская православная миссия в Урмии // Христианское чтение. 1996. Т. 13.

21. Сухова Н. Ю. Духовно-учебные контакты Русской православной Церкви и ближневосточных православных Церквей (вторая половина XIX — начало ХХ в.) // Вестник ПСТГУ II. История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II: 3 (28).

22. Фионин М. В., Французов С. А. Приписки к рукописи D 227 из собрания ИВР РАН, содержащие сведения о ее происхождении и бытовании // Христианское чтение. 2018. Вып. 1.

23. Французов С. А. Первая арабографичная книга, напечатанная в мире ислама, в собрании института восточных рукописей РАН // Вестник ПСТГУ. Серия 3. Филология. Вып. 61.

24. Якушев М. И. Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле // Восточный архив. 2006. № 14-15.

25. Якушев М. Я. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. М.: Индрик, 2013.

26. Bocquet J. Missionaires français en terre d’islam. Damas 1860—1914. P.: Les Indes Savants, 2005

27. Corcket P. Les lazaristes et les Filles de la Charité au Proche-Orient. Beyrouth: Maison des Lazaristes, 1983

28. D’ Avril A.. Les Grecs Melkites: étude historique // Revue d’ Orient Chrétiene. 1898. Vol. 3.

29. Gerd L. Russia and the Melkites of Syria: Attempts at reconverting into Orthodoxy in the 1850s and 1860s // Scrinium. 2021 (в печати).

30. Gerd L. The Palestine Society: Cultural Diplomacy and Scholarship in Late Tsarist Russia and the Soviet State // Cultural Diplomacy and Arabs Christians in Palestine, 1918—1948. Between Contention and Connection / ed. by K. Sanchez Summerer and S. Zananiri. Palgrave Macmillan Brill, 2021.

31. Hajjar J. Les Chrétienns Uniates de Proche-Orient. P.: Editions de Seuil, 1962.

32. Hajjar J. Un lutteur infatigable, le Patriarche Maxime Mazloum. Harissa: Imprimerie St. Paul, 1957.

33. Heyberger B. Les chrétiens de Proche-Orient au temps de la Réforme Catholique (Syrie, Liban, Palestine, XVIIe-XVIIIe siècle). Rome: École française de Rome, 2014.

34. Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843—1914: Church and Politics in the Near East. Oxford: Clarendon, 1969.

35. Korolevskij С. Histoire des Patriarches Melkites. Vol. III. Rome, 1911.

36. Riffier J. Les oeuvres françaises en Syrie, 1860—1923. P.: L’Harmattan, 2000.

37. Roche M. Education, assistance et culture françaises dans l’Empire Ottoman. Istanbul: Isis, 1999.

38. Stamatopoulos D. From millets to minorities in the 19-th century Ottoman Empire: an ambiguous modernization // Citizenship in historical perspective / ed. by S. G. Ellis, G. Hafdanarson, A. K. Isaaks. Piza: Piza university press, 2006.

39. Staurou T. G. Russian Interests in Palestine, 1882—1914: A study of religious and educational enterprise. Thessalonike: Institute for Balkan Studies, 1963.

40. Verdeil C. La mission jésuite du Mont-Liban et de Syrie (1830—1864). P.: Les Indes Savants, 2011.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести