Роль кинематографа в формировании колониального мифа и колониальной культуры во Франции XX в.
Роль кинематографа в формировании колониального мифа и колониальной культуры во Франции XX в.
Аннотация
Код статьи
S207987840014607-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Мирзеханов Велихан Салманханович 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассматривается идеология колонизации, особенности развития французской колониальной культуры в эпоху ее расцвета. В ней анализируется восприятие колониальной политики различными социальными слоями населения Франции, исследуется процесс постепенного превращения колониальной культуры в привычный элемент общественного сознания. На материалах французского кино XX в. автор показывает, как колониальный кинематограф нашел стиль, формат и идеи, с упоением принятые массовым сознанием французов. В этом жанре «колониальная культура сумела успешно реализовать двойную диалектику: достижения для того, чтобы продемонстрировать действия колонизатора и дикость, чтобы охарактеризовать местное население». Простой и понятный язык колониального кино, который присутствовал как на экранах, так и в представлениях миллионов французов. Автор делает вывод, что процесс становления французской колониальной империи привел к укреплению национальной идентичности за счет другого, к активному сближению национального и колониального. Но у этого союза было свое ограничение: необходимость сохранять четкую цезуру между колонизированными народами и жителями метрополии. Очевидно, что эта цезура, постоянно поддерживаемая на протяжении всего колониального периода, является организующей. Колониальная идея крепко укоренилась во французском обществе и проникла во все его уровни. Будучи одновременно вездесущей и неуловимой, колониальная культура формировала менталитет и коллективное сознание французов.

Ключевые слова
Французская колониальная империя, идеи превосходства, колониальная культура, колониальное кино, цивилизаторская миссия, расовая иерархия, образ коренного жителя, коллективный портрет, область воображаемого, национальная идентичность
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 20-18-00482 «Трансформации идей превосходства на Западе и в России в конце XIX — начале ХХI вв.».
Классификатор
Получено
26.11.2020
Дата публикации
15.04.2021
Кол-во символов
37122
Всего подписок
29
Всего просмотров
1609
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год

Библиография

1. Ageron Ch.-R. et all. Histoire de la France coloniale. P.: A. Colin, 1991. T. I—II.

2. Ageron Ch.-R. France coloniale ou parti coloniale? P.: PUF, 1978.

3. Andreu A. De L’État sauvage à Fort Saganne. Gu’il est beau mon legionnaire // L’Événement du jeudi. 1987.

4. Araib A. L’Image de l’Arabe dans le cinéma francais // Septième Art. 1985. № 52.

5. Bancel N., Blanchard P., Boëtsch G., Deroo E., Lemaire S. Zoos humains. De la Vénus hottentote aux reality shows. P. La Découverte, 2002.

6. Bancel N., Blanchard P., Vergès F. La République coloniale. Essai sur une utopie. P.: Albin Michel, 2003.

7. Ben Ammar H. Le Cinéma colonial en Tunisie // Septième Art. 1984. № 51.

8. Benali A. Le Cinéma colonial au Magheb. P.: Cerf, 1998.

9. Beylie C. La Bandera et la presse // L’Avant — Scène cinéma. 1982. № 285.

10. Blanchard P., Blanchoin S., Bancel N., Boëtsch G., Gerbaud H. Ľ Autre et Nous. Scènes et Types. P.: Achac/Syros, 1995.

11. Blanchard P., Lemaire S. Culture coloniale. P.: Éditions Autrement, 2003.

12. Boulanger P. Le cinéma colonial ou la réalité coloniale travestie // Cinéma. 1972. № 72. P. 56—60.

13. Cade M. De la casquette du père bugeaud aux moustaches du maréchal Lyautey // Les Cahiers de la Cinémathèque. 1993. № 49.

14. Chalaye S. Nègres en images. P.: ĽHarmattan, 2001.

15. Conklin A. Mission to Civilize. The Republican Idea of Empire in France and West Africa, 1895—1930. Stanford, 1997.

16. Cooper F., Stoler A. L. Between Metropole and Colony: Rethinking a Research Agenda // Tensions of Empire. Berkeley, 1997.

17. Dine P. Images of the Algerian War. Oxford: Clarendon Press, 1994.

18. El-Ftouh Y. L’Afrique dans les images coloniales // Écrans d Afrique. 1994. № 9—10.

19. El-Ftouh Y., Pinto M. L’image de l’Afrique dans le cinéma // Images et Colonies. P.: ACHAC/BDIC, 1993.

20. Garcon F. Une décolonisaton gui s’annonce difficile. Le cinema francais, le colon et le colonisé / Godet M. De Russie et d’aillers, feux croisés sur l’histoire. P.: IES, 1995. P. 105—114.

21. Gauthier G., Esnault P. Le cinéma clonial // Revue du cinéma. 1984. № 394.

22. Le Roy É. Le fonds cinématographigue colonial aux Archives du film et du dépôt légal du CNC (France) // Journal of Film Preservation. Cinéma colonial: patrimoine emprunté. 2001. № 63. Р. 55—56.

23. Lefevre R. Le cinéma colonial: Images et Colonies. P.: ACHAC/BDIC,1993.

24. Magherbi A. Les Algériens au miroir du cinema colonial. Alger: SNED, 1982.

25. Morabito V. “L’Homme du Niger” et ses sources d’inspiration: romanciers et faits historiques / Mali — France: Regards sur une histoire partagée. Bamako; P.: GEMDEV — Université du Mali, 2005. P. 219—242.

26. Piault M.-H. L’exotisme et le cinema ethnographique: la rupture de La Croisière noire // Journal of Film Preservation. Cinéma colonial: patrimoine emprunté. 2001. № 63.

27. Saada E. Une nationalite par degre. Civilite et citoyennete en situation colonial / L’esclavage, la colonization, et après… France, Etats-Unis, Grande-Bretagne. P.: Presses Universitaires de France, 2005. P. 193—227.

28. Sherzer D. Cinema, Colonialism, Postcolonialism. Texas: University of Texas, 1995.

29. Tobing Rony F. The Third Eye. Race, Cinema and Ethnographic Spectacle. Durham: Duce University Press, 1996.

30. Ungar S. Leon Poirie’s l’Appel du silence and the Cult of Imperial France // Journal of Film Preservation. Cinéma colonial: patrimoine emprunté. 2001. № 63. P. 41—46.

31. Vergès F. Coloniser éduquer, guider: un devoir républicain // Blanchard P., Lemaire S. Culture coloniale. P.: Éditions Autrement, 2003. P. 192—193.

32. Yrzoala Meda J.-Cl. Le Cinéma colonial: les conditions de son développement // Écrans d’Afrique. 1994. № 9—10.

33. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространение национализма / пер. с англ. В. Николаева. М.: «Канон-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2001.

34. Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып. 7. М., 1977. С. 128—142.

35. Мирзеханов В. С. Европейцы в колониях: стиль жизни и особенности менталитета // Вестник РГГУ. Сер. Международные отношения. Зарубежное регионоведение». 2014. № 18 (140). С. 38—53.

36. Мирзеханов В. С. XIX в. в мировой истории (к выходу V тома «Всемирной истории») // Новая и новейшая история. 2015. № 1.

37. Мирзеханов В. С. Идея превосходства и расовая иерархия во французской колониальной культуре // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2014. Т. 5. Вып. 4 (27). [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840000720-1-1 (дата обращения: 21.01.2021).

38. Остерхаммель Ю. Трансформация мира: История XIX в. Главы из книги // Ab Imperio. 2011. № 3.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести