Поколенческий разрыв и историческая память поколения цифровой эпохи
Поколенческий разрыв и историческая память поколения цифровой эпохи
Аннотация
Код статьи
S207987840012223-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Романова Анна Петровна 
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Федорова Мария Михайловна
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья посвящена проблеме особенностей исторической памяти поколения, определяющейся целым рядом факторов. Это, во-первых, определение поколения в его социологических смыслах, связанных не столько с возрастными характеристиками, но с моментами социальными и идеологическими. Во-вторых, предполагается, что понятие поколения сочетает в себе историческую континуальность и разрыв, отличие от предшествующих возрастных и социальных групп. Целью исследования является выявление основных характеристик исторической памяти и — шире — отношения к прошлому, настоящему и будущему — представителей молодого поколения, связанного с цифровизацией. В методологическим плане исследование построено на сочетании аналитических и качественных социологических методов (глубинное интервью). Такая комплексная методология позволила подтвердить гипотезу о полиморфности коллективной исторической памяти цифрового поколения, о ее опосредованном формировании и важной  роли личностной «семейной» истории в процессе фиксации исторических событий. Важным, но неосознаваемым до конца фактором процесса коммеморации цифрового поколения является его естественная веб-среда, формирующая как новый тип личности, так и новые форы коммуникации. В данном случае мы сталкиваемся с процессом зарождения нового типа коллективной памяти — «облачной».

Ключевые слова
поколение, коллективная память, историческая память, историчность, цифровое поколение
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00371).
Классификатор
Получено
16.07.2020
Дата публикации
15.10.2020
Кол-во символов
36888
Всего подписок
27
Всего просмотров
2388
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Бастракова Н. С. Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2018. № 1. С. 103—109.

2. Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю., Дробышева М. М. Образ своего поколения в представлениях разных групп россиян (на примере поколений «беби-бумеров», «х» и «миллениум») // Ученые записки. Электронный научный журнал Курганского государственного университета. 2019. № 3 (51). С. 220—230.

3. Йейтс Ф. А. Искусство памяти / пер. с англ. Е. Малышкина. СПб., 1997.

4. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 7—47.

5. Нора П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 48—72.

6. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция — память. СПб., 1999. С. 17—65.

7. #Поколение Y и #Поколение Z в поиске собственных мест под Солнцем — Обзор основных исследовательских выводов и гипотез об особенностях, ценностях и жизненных стратегиях молодежи // Фонд «Петербургская политика». 18.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://fpp.spb.ru/fpp-pokolenie-xyz (дата обращения: 01.05.2020).

8. Федорова М. М. История/память: трудная дилемма // История философии. 2018. № 1. С. 108—121.

9. Федорова М. М. Традиция в контексте политико-философских дискурсов // Филос. журн. 2017. Т. 10. № 3. С. 74—92.

10. Франция-память / под ред. П. Нора. СПб., 1999.

11. Чеканцева З. А. История и память в интеллектуальной культуре Франции // Историческая Экспертиза. 2016. № 4. С. 29—44.

12. Шалыгина Н. В. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи // Власть. 2017. Т. 25. № 1. C. 164—167.

13. Шамис Е. М. Теория поколений: Стратегия Беби-Бумеров. М., 2017.

14. Романова А. П. Коллективная память молодого поколения: историко-культурный аспект //Актуальные проблемы современного общества. Сб. научных статей по материалам Всероссийской (национальной) научной конференции (17—18 июня 2019), Орёл, Российская Федерация / под общ. ред. В. П. Степанова, С. М. Губаненковой. Орёл, 2019. С. 211—215.

15. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/ (дата обращения: 01.05.2020).

16. Nora P.  La mémoire collective // Le Goff J.  La nouvelle histoire. P., 1978. P. 398—401.

17. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. № 5. P. 1—6.

18. Ricœur P. Le Temps et le Récit. T. 3: Le temps réfiguré. P., 1985.

19. Smith T. J., Nichols T. Understanding the millennial generation // The Journal of Business Diversity. 2015. Vol. 15 (1). Р. 39—47.

20. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N. Y., 1997.

21. Tappscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Сhanging Your World? N. Y., 2009.

22. Turner A. Generation Z: Technology and social interest // The Journal of Individual Psychology. 2015. Vol. 71. № 2. Р. 103—113.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести