«Мусульманский вопрос» и «православный ответ» в имперской политике России в Туркестане
«Мусульманский вопрос» и «православный ответ» в имперской политике России в Туркестане
Аннотация
Код статьи
S207987840006070-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Котюкова Татьяна Викторовна 
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
Институт научной информации по общественным наукам РАН
Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Говоря о «мусульманском вопросе» в имперской политике России в Туркестане нельзя не сказать несколько слов об отношении к нему местной православной епархии. Краеугольным вопрос в жизни любой «окраинной» епархии был вопрос, связанный с ведением миссионерской деятельности среди коренного неправославного населения. Обойти этот вопрос в Туркестане так же было невозможно. Несмотря на официальное декларирование краевой администрации запрета на проведение миссионерской деятельности в пределах Туркестана и отсутствие практической и финансовой помощи в этом вопросе со стороны центральной и краевой власти, епархия таковую работу все же пыталась проводить собственными силами. В период с 1907 по 1917 гг. определенные шаги в этом направлении епархией осуществлялись. Россия сильно экономила на содержании Туркестанской епархии. Не было ни кадров, ни денег, ни энтузиастов-подвижников миссионерского дела, ни поддержки со стороны краевой администрации. При этом сама епархия позиционировала себя как авангард имперской политики в крае. Однако имевшийся состав духовенства был не достаточно подготовлен к службе в специфических условиях региона. Православное духовенство в Туркестане не выдержало мощнейшей конкуренции с муллами «за души и сердца» коренного населения. Каким было православное миссионерство в Туркестане и было ли оно вообще — постараемся разобраться на основе ежегодных отчетов Туркестанской и Ташкентской епархии в Синод и публикаций в журнале «Туркестанские епархиальные ведомости».

Ключевые слова
Туркестанский край, имперская политика, православие, мусульманский вопрос, Туркестанская и Ташкентская епархия
Источник финансирования
Статья выполнена в рамках проекта № 33.4122.2017/ПЧ «Международные комиссии историков: современные подходы в исторических исследованиях, изучении и преподавании истории в России и мире» Министерства образования и науки Российской Федерации.
Классификатор
Получено
24.08.2019
Дата публикации
15.10.2019
Кол-во символов
132377
Всего подписок
91
Всего просмотров
2367
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год

Библиография

1. Алексеев И. Л. Н. П. Остроумов о проблемах управления мусульманским населением Туркестанского края // Сборник Русского исторического общества. Т. 5 (153). Россия и мусульманский мир. М., 2002. С. 89—96.

2. Батунский М. А. Россия и ислам. Т. 2. М., 2003.

3. Васильев Д. В., Любичанковский С. В. Русская власть в Туркестанском крае: визуализация имперского пространства как фактор аккультурации // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54. С. 17—26.

4. Волков И. В. Миссионерская деятельность Православной Церкви на национальных окраинах Российской империи (на примере Туркестана второй половины XIX — начала XX вв.) // Вестник РУДН. Сер. История России, 2010. № 1. С. 146—153.

5. Добросмыслов А. И. Ташкент в прошлом и настоящем. Исторический очерк. Ташкент, 1912.

6. К истории народного образования в Туркестанском крае. Константин Петрович фон Кауфман, устроитель Туркестанского края. Личные воспоминания Н. Остроумова (1877—1881 гг.). Ташкент, 1899.

7. Литвинов П. П. Государство и ислам в Русском Туркестане. 1865—1917 (по архивным материалам): монография. Елец, 1998.

8. Литвинов П. П. Неисламские религии Средней Азии (вторая половина ХIХ — начало ХХ вв.). Елец, 1996.

9. Лысенко Ю. А. Религиозная политика как механизм закрепления имперских позиций России в Туркестанском крае (вторая половина XIX — начало ХХ в.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 4(20). С. 194—198.

10. Миропиев М. А. О положении русских инородцев. СПб., 1901.

11. Наливкин В. П. Записка о возможных соотношениях между последними событиями в Китае и усилением панисламистского движения // Полвека в Туркестане. В. П. Наливкин: биография, документы, труды: [сборник] / ред.-сост.: С. Н. Абашин и др. М., 2015. С. 554—564.

12. Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь // Полвека в Туркестане. В. П. Наливкин: биография, документы, труды: [сборник] / ред.-сост.: С. Н. Абашин и др. М., 2015. С. 380—480.

13. Соболев В. Г. Ак-Булун (Светлый мыс) как пример религиозного синкретизма в Центральной Азии // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2010—2011 гг.: Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2013. С. 444—446.

14. Туркестанская епархия в документах и комментариях. 1867—1918 / сост. Дорофеев Р. В. и др. Ташкент, 2017.

15. Ходаковская О. И. Там, где сияют горные вершины. Документальное исследование жизни и трудов Преосвященного Пимена, епископа Семиреченского и Верненского, священномученика (1879—1918). Алма-Ата, 2012.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести