«Ложь» и «ложь святая»: к проблеме обмана в контексте средневекового благочестия
«Ложь» и «ложь святая»: к проблеме обмана в контексте средневекового благочестия
Аннотация
Код статьи
S207987840002377-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Арнаутова Юлия Евгеньевна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Начиная с эпохи Реформации культ святых и их реликвий подвергался интенсивной критике как обман корыстных священников. Но действительно ли все, что с современной точки зрения следует считать обманом, то есть сознательным отступлением от истины, являлось таковым в глазах средневекового человека? В статье обсуждается вопрос о том, где пролегает граница между истиной и фальсификацией (falsitas) в сфере средневекового благочестия. На примере анализа житий святых, почитания реликвий и священных предметов, сообщений о чудесах автор показывает, что в религиозной жизни в Средние века «истина» обосновывалась не опытом, а трансцендентно, поэтому возникшие в эпоху Современности понятия «фальсификация», «легковерие» — чреваты анахронизмом, что граница между «истиной» и «обманом» пролегала не там, где теперь, что сама истина была относительной и представления о ней ученых клириков и рядовых верующих могли различаться. Например, вся сфера агиографии лежит вне проблемного поля «истинный» / «ложный», поскольку вымышленные сообщения о подвигах и чудесах святых, которые мы сегодня рассматриваем как литературную фикцию, были составной частью религиозной веры, формой благочестия и сомнению не подвергались. С другой стороны, любые чудеса самозваных святых или еретиков официальная Церковь считала «обманом» и предупреждала от почитания «ложных святых». Единого и однозначного понятия «обман» в средневековом благочестии не существовало, поэтому в исследованиях следует отграничивать обман с целью практической выгоды (например, фальсификация реликвий) от непреднамеренного обмана (заблуждения, вымысла) или обмана с благочестивой целью (pia fraus), а также исключать из «проблематики обмана» все то, что для человека Средневековья было непреложной истиной.
Ключевые слова
средневековое благочестие (pietas), агиография, обман (falsitas), критерии истины, фальсификация, литературная фикция, святые и «лжесвятые», «истинные» чудеса и «ложные», реликвии святых
Классификатор
Получено
19.06.2018
Дата публикации
31.10.2018
Кол-во символов
39819
Всего подписок
44
Всего просмотров
5262
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год

Библиография

1. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: антропология болезни в Средние века. СПб., 2004.

2. Григорий Турский. История франков / пер. В. Д. Савуковой. М., 1987.

3. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии. Пг., 1915.

4. Салимбене де Адам. Хроника / сост. В. Д. Савукова; пер. с лат. И.С. Култышевой, С. С. Прокопович, В. Д. Савуковой, М. А. Таривердиевой. М., 2004.

5. Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttgart, 1999.

6. Delehaye H. Cinq lecons sur la methode hagiographique // Subsidia hagiographica 21. Bruxelles, 1906 (1968).

7. Falschungen im Mittelalter: Internationaler Kongress der Monumenta Germaniae Historica, Munchen, 16—19 September 1986 // Monumenta Germaniae Historica. Schriften. Bd. 33. Hannover, 1988.

8. Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger. Praha, 1965.

9. Hucbaldi vita S. Lebvini // PL. 132. Coll. 877—894.

10. Lewison W. Das Werden der Ursula-Legende. Koln, 1928 (текст S. Ursulae Passio (I). S. 142—157).

11. Libellus de Translatione Sankti Annonis Archiepiscopi et miracula Sankti Annonis / hg. von M. Mittler. Siegburg, 1966—1968.

12. Lupi Ferrariensis Vita S. Maximini // MGH. SS rer. Merov. Bd. 3. S. 71—82.

13. Notkerus Balbulus Gesta Karoli // Quellen zur Karolingischen Reichsgeschichte / hg. von F. Kurze, H. Haefele. Berlin, 1958. Bd. 3. S. 321—428.

14. Raoul Glaber. Historiarum libri quinque // Collection de textes pour servir a l’etude et a l’enseignement de l’histoire / ed. par M. Prou. P., 1886.

15. Sancti Odonis abbatis cluniacensis II de vita sancti Geraldi auriliacensis comitis libri quatuor // PL. T. 133. Coll. 640—709.

16. Schmitt J. C. Le saint levrer. Guinefort, guerisseur d’enfants depuis le XIII siecle. P., 1979.

17. Schreiner K. “Discrimen veri ac falsi”. Ansatz und Formen der Kritik in der Heiligen- und Reliquienverehrung des Mittelalters // Archiv fur Kulturgeschichte. 1966. Bd. 48. S. 1—53.

18. Schreiner K. Zum Wahrheitsverstandnis im Heiligen- und Reliquienwesen des Mittelalters // Saeculum. 1966. Bd. 17. S. 131—169.

19. Sudhoff K. Die heilsamen Eigenschaften des Magdalenenbalsams // Archiv fur Geschichte der Medizin. 1909. № 1. S. 388—390.

20. Vita Boniti episcopi Arverni // MGH. SS rer. Merov. T. VI. S. 110—139.

21. Vita Gangulfi Martyris Varennensis // MGH. SS rer. Merov. Bd. 7. (1). S. 155—169.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести