Миф о далеких предках и этническая идентичность
Миф о далеких предках и этническая идентичность
Аннотация
Код статьи
S207987840002252-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шнирельман Виктор Александрович 
Аффилиация: Институт антропологии и этнологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Миф о предках является одним из важных компонентов этнической идентичности. В статье рассматриваются содержание и функция этого мифа, его творцы и носители, связь мифа с этнополитическим контекстом, его различные модели и их историческая динамика, а также взаимоотношения мифа с научными концепциями. Ставится вопрос о выборе между этнической лояльностью и следованием научным принципам. В основе рассуждений автора лежат его исследования современных этноисторических мифов в русской среде, а также на Украине, в Среднем Поволжье, на Северном и Южном Кавказе и в Средней Азии.
Ключевые слова
миф, этногенез, предки, этническая идентичность, национализм
Классификатор
Этнография и историческая антропология
Получено
12.05.2018
Дата публикации
30.07.2018
Кол-во символов
70607
Всего подписок
53
Всего просмотров
8297
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Абрамян Л. Борьба с памятниками и памятью в постсоветском пространстве (на примере Армении) // Acta Slavica Iaponica. 2003. t. XX. С. 25—49.
  2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
  3. Балахонская Ю. В. Отличительные особенности политической мифологии // Вестник Санкт-Петербургского Ун-та МВД России, 2015. № 3. С. 189—194.
  4. Барт Р. Мифологии. М., 2008.
  5. Белов С. И. Советский политический миф: причины гибели, содержательное и символическое наследие // Государственное управление. Электронный вестник, 2017. Вып. 65. С. 45—56.
  6. Бреева Т. Н., Хабибуллина Л. Ф. «Русский миф» в славянском фэнтези. М., 2016.
  7. В Кремле не увидели причин праздновать столетие Октябрьской революции // РБК, 25 октября 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/59f06b6d9a79472187b4dadf?from=newsfeed.
  8. Вандализм: геноцид против исторических названий / Н. Мустафа (сост.). Баку, 2006 (азерб. яз.).
  9. Ванина Е. Ю. Индия: история в истории. М., 2014.
  10. Васильев А. Г. Память культурная // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / под ред. А. О. Чубарьяна, Л. П. Репиной. М., 2016. С. 354—357.
  11. Вашик К. Представление исторического знания и новые мультимедийные технологии. М., 1999.
  12. Вжосек В. Культура и историческая истина. М., 2012.
  13. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994.
  14. Волков Д. Управляемая память: как 1917 г. стал «слепым пятном» российской истории // РБК. 9 ноября 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/opinions/politics/09/11/2017/5a03f8b39a79470ce66f1a01?from=newsfeed.
  15. Воробьева О. В. Профессиональная историография и историческая память: аспекты взаимодействия // Профессиональная историография и историческая память: опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно-исторической перспективе / под ред. О. В. Воробьевой и О. Б. Леонтьевой. М., 2017. С. 9—20.
  16. Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М. История в зеркале паранауки. М., 2006.
  17. Галанина Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры. М., 2013.
  18. Гене Б. История и историческая культура Средневекового Запада. М., 2002.
  19. Горбатова Н. В. Феномен мифологии в политической жизни России: 90-е гг. XX в. Дисс. ... канд. полит. наук. СПб., 2004.
  20. Гудков Л. Д. 1917 г. в структуре легитимности российской власти // Неприкосновенный запас, 2017. № 6. С. 154—172.
  21. Данилов Д. В. Gens Anglorum Беды Достопочтенного: в поисках английской идентичности // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / под ред. Л. П. Репиной. М., 2003. С. 95—101.
  22. Дубицкая В. Телевидение: Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М., 1998.
  23. Завершинский К. Ф. Политический миф в структуре современной символической политики // Вестник Санкт-Петербургского Ун-та, 2015. Сер. 6. Вып. 2. С. 16—25.
  24. Зверева В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки, 2004. № 5. С. 160—169
  25. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
  26. Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / под ред. А. Н. Дмитриева. М., 2012.
  27. История и память: историческая культура Европы до начала нового времени / под ред. Л. П. Репиной. М., 2006.
  28. История Северной Осетии: XX в. / под ред. А. С. Дзасохова. М., 2003.
  29. Карл Густав Юнг о современных мифах / под ред. М. О. Оганесяна и Д. Г. Латухи. М., 1994.
  30. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. М., СПб., 2001.
  31. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М., СПб., 2001.
  32. Коблева Э. А. Значение мифа в современном социуме // Теория и практика общественного развития, 2009. № 1. С. 68—71.
  33. Козырева Т. В., Слободчикова В. А. Дуалистичность политического мифа // Вестник Югорского Гос. Ун-та, 2017. Вып. 1 (44). С. 72—76.
  34. Куляпин А. И., Скубач О. А. В стране советской жить: мифология повседневной жизни 1920—1950 гг. // Критика и семиотика. 2007. Т. 11. С. 280—352.
  35. Куляпин А. И., Скубач О. А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. M., 2013.
  36. Линченко А. А. Историческая наука как фактор демифологизации исторической культуры // Профессиональная историография и историческая память: опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно—исторической перспективе / под ред. О. В. Воробьевой и О. Б. Леонтьевой. М., 2017. С. 21—39.
  37. Лобжанидзе А. А. Политическая мифология: проблема иррациональности // Социум и власть, 2012. № 1. С. 34—38.
  38. Логунова Л. Ю., Рычков В. А. Противоречия исторической и социальной памяти во взаимоотношениях церкви и государства // Вестник Томского Гос. Ун-та. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 186—199.
  39. Лукин П. В. Восточнославянские «племена» в русских летописях: историческая память и реальность // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / под ред. Л. П. Репиной. М., 2003. С. 257—285.
  40. Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М., 2015.
  41. Маловичко С. И. Традиции истории национального историописания в российской историографической практике // Профессиональная историография и историческая память: опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно-исторической перспективе / под ред. О. В. Воробьевой и О. Б. Леонтьевой. М., 2017. С. 106—122.
  42. Маркосян Д. Г. Роль телевидения в мифологизации массового сознания // Вестник МГУКИ, 2012. № 3. С. 87—91.
  43. Мелетинский Е. М. Миф и двадцатый век // Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 419—429.
  44. Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве / сост. А. Архипова. М., 2013.
  45. Мифы и мифология в современной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М., 2000.
  46. Мифы современной Украины // Дух i Лiтера (Киiв), 1998. № 3—4.
  47. Мурзина Д. Ш. Роль символов и ритуалов в мифологизации сознания жителей регионов России // Вестник Казанского технологического университета, 2014. Т. 17. № 24. С. 382—386.
  48. Насртдинова В. М., Аглей Е. А. К вопросу об особенностях мифогенеза современности и мифологизации общественного сознания (обзорный контент-анализ) // Вестник Вятского гос. гуманитарного университета, 2016. № 2. С. 10—15.
  49. Национальные истории в советском и постсоветских государствах / под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. М., 1999.
  50. Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. М., 2000. С. 17—38.
  51. Нечаев В. Д. Региональный миф в политической культуре современной России. Москва, 1999.
  52. Пайпс Д. Заговор: мания преследования в умах политиков. М., 2008.
  53. Пилюгина Е. В. Неомифология постмодерна // Философия и общество, 2016. № 1. С. 104—117.
  54. Полосин В. С. Миф, Религия, Государство: исследование политической мифологии. М., 1999.
  55. Прилуцкий А. М. «Сталинский миф» в религиозном и парарелигиозном дискурсах: проблема модальностей // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016. № 4. С. 121—126.
  56. Ростиславлева Н. В. Юбилеи «битвы народов» в исторической памяти России и Германии // Профессиональная историография и историческая память: опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно—исторической перспективе / под ред. О. В. Воробьевой и О. Б. Леонтьевой. М., 2017. С. 145—151.
  57. Рязанова С. В. Политическая мифология как актуальная проблема гуманитарных дисциплин // Общественные науки и современность, 2011. № 1. С. 86—96.
  58. Рязанова С. В. Роль религии в формировании политического мифа // Ценности и смыслы, 2013. № 2. С. 14—22.
  59. Символическая политика. Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М., 2012.
  60. Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией: историко-социологический очерк. СПб., 2006.
  61. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования / сост. А. П. Логунов, Т. В. Евгеньева. М., 1996.
  62. Тогоева О. И. Исторические «секреты», или средневековье для обывателя // Профессиональная историография и историческая память: опыт пересечения и взаимодействия в сравнительно-исторической перспективе / под ред. О. В. Воробьевой и О. Б. Леонтьевой. М., 2017. С. 85—105.
  63. Топорков А. Л. Миф: традиция и психология восприятия // Мифы и мифология в современной России / под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М., 2000. С. 39—64.
  64. Ульяновский А. В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб., 2005.
  65. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / под ред. А. Е. Петрова и В. А. Шнирельмана. М., 2011.
  66. Финкель Е. В поисках «потерянных геноцидов» // Pro et Contra, 2011. № 3—4. С. 123—143.
  67. Финкель Е. В поисках «потерянных геноцидов»: историческая политика и международная политика в Восточной Европе после 1989 г. // Историческая политика в XXI в. / под ред. А. Миллера и М. Липман. М., 2012. С. 292—328.
  68. Фирсов Н. Н. Миф в российском политическом дискурсе 90-х гг. XX в. М., 2005.
  69. Фирсов С. На весах веры: От коммунистической религии к «святым» посткоммунистической России. Санкт-Петербург, 2011.
  70. Фрумкин К. Г. Альтернативно-историческая фантастика как форма исторической памяти // Историческая экспертиза, 2016. № 4. С. 17—28.
  71. Хаттон П. Х. История как искусство памяти. СПб., 2003.
  72. Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.
  73. Хренов Н. А. Воля к сакральному. СПб., 2006.
  74. Хренов Н. А. От эпохи бессознательного мифотворчества к эпохе рефлексии о мифе // Миф и художественное сознание XX в. / под ред. Хренова Н. А. М., 2011. С. 11—82.
  75. Хренов Н. А. Миф и культура в XX в.: кинопроизводство мифологем // Культура культуры, 2015. № 1—2.
  76. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
  77. Целыковский А. А. Политический миф как детерминанта формирования национального политического сознания // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2016. № 3. Философские науки. Вып. 39. С. 13—20.
  78. Цуладзе А. М. Политическая мифология. Москва, 2003.
  79. Чернышов А. Современная советская мифология. Тверь: А. Чернышов, 1992.
  80. Шевеленко И. Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России. М., 2017.
  81. Шестов Н. И. Мифологический фактор российского политического процесса. Саратов, 1999.
  82. Шестов Н. И. Политический миф теперь и прежде. М., 2005.
  83. Шнирельман В. А. Классообразование и дифференциация культуры (по океанийским этнографическим материалам) // Этнографические исследования развития культуры / под ред. А. И. Першица и Н. Б. Тер-Акопяна. М., 1985. С. 64—122.
  84. Шнирельман В. А. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном самосознании казанских татар в XX в. // Вестник Евразии, 1998. № 1—2. С. 137—159.
  85. Шнирельман В. А. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика // Теоретические проблемы исторических исследований / под ред. Е. Пивовара. М., 1999. Вып. 2. С. 118—147.
  86. Шнирельман В. А. Идентичность и образы предков: татары перед выбором // Вестник Евразии, 2002. № 4. С. 128—147.
  87. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М., 2003.
  88. Шнирельман В. А. Очарование седой древности: мифы о происхождении в современных учебниках // Неприкосновенный запас, 2004. № 37. С. 79—87.
  89. Шнирельман В. А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX в. М., 2006.
  90. Шнирельман В. А. Единая Европа и соблазн кельтского мифа // Национализм в мировой истории / под ред. В. А. Тишкова и В. А. Шнирельмана. М., 2007. С. 452—486.
  91. Шнирельман В. А. Идентичность и политика постсоветской памяти // Политическая концептология, 2009. № 2. С. 209—230 [Электронный ресурс]. URL: http://politconcept.sfedu.ru/2009.2/10.pdf.
  92. Шнирельман В. А. Хазарский миф: идеология политического радикализма в России и ее истоки. М., 2012.
  93. Шнирельман В. А. Национализм и археология // Этнографическое обозрение, 2013. № 1. С. 9—25.
  94. Шнирельман В. А. Наука и псевдонаука // Антропологический форум, 2013. № 18. С. 119—128.
  95. Шнирельман В. А. Излечима ли болезнь этноцентризма? Из опыта изучения конструирования образов прошлого // Политическая концептология, 2013. № 1. С. 103—104 [Электронный ресурс]. URL: http://politconcept.sfedu.ru/2013.1/08.pdf.
  96. Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. М., 2015. Т. 1—2.
  97. Шнирельман В. А. «Майдан» как «хазарский заговор» // Хазарский альманах, 2016. № 14. С. 285—321.
  98. Шнирельман В. А. «Полезные предки»: интеллигенция и этноцентризм // Польша — Россия. Поиски новой идентичности. Сходства и различия / под ред. А. Д. Ротфельда. Варшава, 2017. С. 205—230.
  99. Шнирельман В. А. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. М., 2017.
  100. Шубин А.В. Революция 1917—1922 гг. и мы // Историческая экспертиза [Электронный ресурс]. URL: http://istorex.ru/page/shubin_av_revolyutsiya_1905-1922_gg_i_mi.
  101. Щербинина Н. Г. Символическое конструирование мифо-героической политической реальности России // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 2. С. 18—37.
  102. Щеткина Е. Без эксклюзивного дьявола. Почему украинцы должны учиться будущему у евреев // Деловая столица. 21 февраля 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dsnews.ua/society/bez-eksklyuzivnogo-dyavola-pochemu-ukraintsy-dolzhny-uchitsya-19022018220000
  103. Щипков: Геноцид русских в ХХ в. называют «Плахой» // Парламентская газета, 19 февраля 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/shhipkov-genocid-russkikh-v-khkh-veke-nazyvayut-plakhoy.html.
  104. Эксле О. Г. Аристократия, memoria и культурная память // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / под ред. Л. П. Репиной. М., 2003. С. 38—51.
  105. Эткинд А. Столетняя революция: юбилей начала и начало конца // Отечественные записки. 2004. № 5. С. 40—50.
  106. Bennett B. P. Religion and language in post-Soviet Russia. London, 2011.
  107. Berger S. with Ch. Conrad. The past as history. National identity and historical consciousness in modern Europe. Basingstoke, 2015.
  108. Bottici C. A Philosophy of Political Myth. New York, 2007.
  109. Brown K. S. Seeing Stars: Character and Identity in the Landscapes of Modern Macedonia // Antiquity. 1994. Vol. 68. № 261. P. 784—796.
  110. Brunn G. Historical consciousness and historical myths // The formation of national elites. Comparative studies on governments and non-dominant ethnic groups in Europe, 1850—1940 / ed. A. Kappeler. Dartmouth, 1992. P. 327—338.
  111. Cassirer E. The myth of the state. New Haven, 1946.
  112. Chapman J. Destruction of a common heritage: the archaeology of war in Croatia, Bosnia and Hercegovina // Antiquity. 1994. Vol. 68. №. 258. P. 120—126.
  113. Cole J. R. Cult archaeology and unscientific method and theory // Advances in archaeological method and theory / ed. by M. Shiffer. New York, 1980. Vol. 3. P. 1—33.
  114. Connerton P. How societies remember. Cambridge, 1989.
  115. Cultural Trauma and Collective Identity / ed. by J. C. Alexander. Berkeley, 2004.
  116. Danforth L. M. The Macedonian conflict. Ethnic nationalism in a transnational world. Princeton, 1995.
  117. Geary P. J. The myth of nations. The medieval origins of Europe. Princeton, 2002.
  118. Hobsbawm E. Ethnicity and nationalism in Europe today // Anthropology today, 1992. Vol. 8. № 1. P. 3—8.
  119. Hobsbawm E. Debunking ethnic myths // Open Society News. winter 1994. P. 10—11, 16.
  120. Hudson M. J. Ruins of identity. Ethnogenesis in the Japanese islands. Honolulu, 1999.
  121. Hutchison E., Bleiker R. Emotional reconciliation. Reconstructing identity and community after trauma // European journal of social theory. 2008. Vol. 11. № 3. P. 385—403.
  122. Kaufman S. J. Modern hatreds: the symbolic politics of ethnic war. Ithaca, 2001.
  123. Kertzer D. I. Ritual, politics, and power. New Haven, 1988.
  124. Kundakbayeva Zh., Kassymova D. Remembering and forgetting: the state policy of memorializing Stalin’s repression in post-Soviet Kazakhstan // Nationalities Papers, 2016. Vol. 44. Issue 4. P. 611—627.
  125. Lu C. Shame, guilt and reconciliation after war // European journal of social theory, 2008. Vol. 11. № 3. P. 367—383.
  126. Saxl F. Lectures. Vol. 1. London, 1957.
  127. Schöpflin G. The functions of myth and a taxonomy of myths // Myths and nationhood / eds. G. Hosking, G. Schöpflin. London, 1997. P. 19—35.
  128. Sivan E. The Arab nation-state: in search of a usable past // Middle East Review, spring 1987. P. 21—30.
  129. Shnirelman V. Who gets the past? Competition for ancestors among non-Russian intellectuals in Russia. Washington, Baltimore, London, 1996.
  130. Shnirelman V. Purgas und Pureš: Urahnen der Mordwinen und Paradoxa der mordwinischen Identität // Mari und Mordwinen im heutigen Russland: Sprache, Kultur, Identität / hrsg. E. Khelimsky. Wiesbaden, 2005. S. 529—563.
  131. Smith A. D. National identity and myths of ethnic descent // Research in social movements, conflict and change, 1984. Vol. 7. P. 57—95.
  132. Smith A. D. The myth of the “Modern nation” and the myths of nations // Ethnic and Racial Studies, 1988. Vol. 11. № 1. P. 1—26.
  133. Smith A. D. Chosen peoples: why ethnic groups survive // Ethnic and Racial Studies, 1992. Vol. 15. № 3. P. 436—456.
  134. Smith A. D. The “Golden Age” and national renewal // Myths and nationhood / eds. G. Hosking, G. Schopflin. London, 1997. P. 36—59.
  135. Smith A. D. Myths and memories of the nation. Oxford, 1999.
  136. Tonkin E. Narrating our pasts. The social construction of oral history. Cambridge, 1992.
  137. Tudor H. Рolitical myth. N. Y., 1972.
  138. Wilson A. National history and national identity in Ukraine and Belarus // Nation building in the post-Soviet borderlands: the politics of national identity / ed. G. Smith. Cambridge, 1998. P. 23—47.
  139. Winter A. Memory: Fragments of a Modern History. Chicago, 2012.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести