«Плотские мерзости с демоном-инкубом» и «бабьи россказни»: сексуальная распущенность ведьм как тема для дебатов в зале суда и на страницах демонологических трактатов XV в.
«Плотские мерзости с демоном-инкубом» и «бабьи россказни»: сексуальная распущенность ведьм как тема для дебатов в зале суда и на страницах демонологических трактатов XV в.
Аннотация
Код статьи
S207987840001904-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бакус Григорий Владимирович 
Аффилиация: АНО НИЦП «Тверьком»
Адрес: Российская Федерация, Тверь
Аннотация
Статья посвящена понятию плотской любви как составляющей судебного дознания и рефлексии в демонологических трактатах конца XV в. Скандальное завершение дела Елены Шоберин и вынужденный отъезд из Инсбрука Генриха Инститориса побудили его к написанию печально известного «Молота ведьм», обширного руководства для дальнейших преследований и одновременно апологии собственной инквизиторской деятельности. Среди experientia («примеров из опыта») трактата присутствует история мести Шоберин посредством колдовства своей более удачливой сопернице; этот сюжет повторяется с изменением некоторых деталей дважды на протяжении второй части книги. Поскольку ключевым для данного сочинения является тезис об обязательном соучастии в колдовстве ведьмы и демона, представляется целесообразным сопоставить случай этой женщины в пересказе Инститориса с двумя другими приводимыми им обширными «примерами из опыта» – историей неизвестной «ведьмы из Брейзаха» и равенсбургским «примером» некоей Анны из Миндельхайма. В обоих случаях речь идет не только о собственно злонамеренном колдовстве, но указывается, что отношения с демоном-инкубом являются основой так называемого «частного» способа заключения союза с инфернальными силами. Подобная трактовка является уникальной для демонологических сочинений XV в. и объясняет природу интереса Генриха Инститориса к женской сексуальности. Наиболее наглядно это демонстрирует сравнение с другими трактатами. Некоторые «примеры» из «Муравейника» Иоганна Нидера также посвящены инкубам, однако описывают их как самостоятельный вид дьявольских искушений рода людского, без какой-либо связи со злонамеренным колдовством. Определенный парадокс связан с единственным билингвальным сочинением – трактатом Ульриха Молитора De laniis et phitonices mulieribus, в котором признания ведьм относительно сексуальных связей с демонами-инкубами отметались как «бабий вздор» (латинский вариант – “uana mulierum opinio”; немецкий – “der weiber torchait”). Таким образом, три наиболее популярных демонологических трактата конца XV в. содержат противоречивые описания инкубов и их участия в колдовстве, каждое из сочинений разрабатывало особую стратегию интерпретации.
Ключевые слова
демонология, «Молот ведьм», нарратив, Плотская любовь, демоны-инкубы, злонамеренное колдовство, Инсбрукское преследование ведьм
Классификатор
Получено
31.05.2017
Дата публикации
16.07.2017
Кол-во символов
87323
Всего подписок
28
Всего просмотров
8872
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2017 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бакус Г. В. За три дня до смерти и много лет тому назад: История Агнессы и Анны, ведьм из Равенсбурга, в experientia Генриха Инститориса // In Umbra: демонология как семиотическая система / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Вып 3. М., 2014. С. 41–72.
  2. Бакус Г. В. Exemplum vs. Experientia: история «ведьмы из Брейзаха» в структуре повествования Malleus Maleficarum // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. T. 4. Выпуск 6 (22) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840000597-5-1 (дата обращения: 09.03.2017).
  3. Бойцов М. А. Герцог, его слуга и смерть (Австрия, XV в.) // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 2000. С. 303–338.
  4. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / пер. с нем. М. И Левиной. М., 2004.
  5. Гуревич А. Я. Дух и материя. Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет. М., 2005. С. 227–235.
  6. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. // Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб., 2006. С. 15–286.
  7. Кристева Ю. Σημειωτιχή. Исследования по семанализу // Кристева Ю. Избранное: разрушение поэтики / пер. с франц. Г. К. Косикова, Б. П. Нарумова. М., 2004. С. 31–394.
  8. Ле Гофф Ж. Мелюзина – прародительница и распахивающая новь // Ж. Ле Гофф. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / пер. с фр. С. В. Чистяковой, Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. 2-е изд., испр. Екатеринбург, 2002. С. 184–199.
  9. Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М., 2006.
  10. Мюшембле Р. Очерки по истории дьявола XIIXX вв. / пер. с франц. Е. В. Морозовой. М., 2005.
  11. Нессельштраус Ц. Г. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации. СПб., 2000.
  12. Рассел Дж. Б. Колдовство и ведьмы в Средние века / пер с англ. А. М. Татлыбаева. СПб. 2001.
  13. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания / пер. с нем. В. Н. Линд.; вступ. ст. И. М. Гревса. СПб, 1907.
  14. AmmannH. DerInnsbruckerHexenprocessvon 1485 // ZeitschriftdesFerdinandeumsfürTirolundVorarlberg. 3. Folge. 34. Heft. Innsbruck, 1890. S. 1–87.
  15. Bailey M. D. Battling Demons: Witchcraft, Heresy and Reform in the Late Middle Ages. Pennsylvania, 2003.
  16. Behringer W. Heinrich Kramers “Hexenhammer”: Text und Kontext // Frühe Hexenverfolgung in Ravensburg und am Bodensee / A. Schmauder (Hg.). Konstanz 2001. S. 83–124.
  17. Behringer W. Witchcraft Persecutions in Bavaria: Popular magic, religious zealotry and reason of state in early modern Europe / W. Behringer;  engl. tr. by J. C. Grayson and D. Lederer. Cambridge, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney, 1997.
  18. Broedel H. P. The Malleus Maleficarum and the construction of witchcraft: Theology and popular belief. Manchester; N. Y., 2003.
  19. Bynum C. W.  Jesus as mother and abbot as mother: some themes in twelfth-century Cistercian writing // Medieval Religion: New Approaches / ed. by C. H. Berman. N. Y.; L., 2005. P. 20–48.
  20. Clark S. Introduction // Languages of Witchcraft: Narrative, Ideology and Meaning in Early Modern Culture / ed. by S. Clark. N. Y., 2001. P. 1–18.
  21. Cohn N. Europe’s inner demons: the demonization of Christians in medieval Christendom. Chicago; L., 2000.
  22. Harrington J. F. Reordering Marriage and Society in Reformation Germany. Cambridge; N. Y.; New Rochelle; Melbourne; Sydney,  2005.
  23. Heinrich Kramer (Institoris). Der Hexenhammer. Malleus Maleficarum / Neu aus dem Lateinischen übertragen von W. Behringer, G. Jeroschek und W. Tschacher. Herausgegeben und eingeleitet von G. Jeroschek und W. Behringer. München, 2015.  
  24. Henricus Institoris O. P. and Jacobus Sprenger O. P. Malleus Maleficarum / ed. and  tr. by Christopher S. Mackay. Cambridge; N. Y.; New Rochelle, Melbourne; Sydney, 2006. 2 vol.
  25. Hobbins D. The Schoolman as Public Intellectual: Jean Gerson and the Late Medieval Tract // The American Historical Review. 2003. Vol. 108. № 5. P. 1308–1337.
  26. Institoris H. Mallevs Maleficarvm in Tres Divisvs Partes, In quibus Concurrentia ad maleficia, Maleficiorum effectus, Remedia aduersus maleficia, Et modus deniq; procedendi, ac puniendi Maleficos abundè continentur, præcipuè autem omnibus Inquisitoribus, et diuini verbi Concionatoribus vtilis, ac necessarius. Auctore Iacobo Sprengero Ordinis Prædicatorum, olim Inquisitore. His nunc primùm adiecimus, M. Bernhardi Basin opusculum de artibus magicis, ac Magorum, maleficijs. Item. D. Vlrici Molitoris Constantiensis, de Lamijs et Pythonicis mulieribus Dialogum. Item. D. Ioannis de Gerson. Olim Cancellarij Parisi[…], de probatione Spirituum, libellum. Item. D. Thomæ Murner ordinis Minorum, libellum, de Pythonico contractu. Omnia. — Frankfurt am Main: apud Nicolaum Bassaeum, — 1580 [Электронный ресурс]. URL: http://ebooks.library.cornell.edu/cgi/t/text/text-idx?c=witch;cc=witch;view=toc;subview=short;idno=wit060 (дата обращения: 11.03.2017)
  27. Jeroschek G., Behringer W. “Das unheilvollste Buch der Weltliteratur”? Zur Entstehungs- und Wirkungsgeschichte des Malleus Maleficarum und zu den Anfängen den Hexenvervolgung // Heinrich Kramer (Institoris). Der Hexenhammer. Malleus Maleficarum / Neu aus dem Lateinischen übertragen von W. Behringer, G. Jeroschek und W. Tschacher. Herausgegeben und eingeleitet von G. Jeroschek und W. Behringer. München, 2015. S. 9-98.
  28. Kieckhefer R. Magic and Its Hazards in the Late Medieval West // The Oxford Handbook of Witchcraft in Early Modern Europe and Colonial America / ed. by B. P. Levack. Oxford, 2013. Р. 13–31
  29. Kieckhefer R. Magic in Middle Ages. Cambridge; N. Y., New Rochelle; Melbourne; Sydney, 2009.
  30. Klaniczay G. The Process of Trance, Heavenly and Diabolic Apparitions in Johannes Nider’s Formicarius // Collegium Budapest Institute for Advanced Studies. Discussion Papers Series. № 65. June 2003. P. 1–82.
  31. Levack B. P. The Witch Hunt in Early Modern Europe. L.; N.Y., 2006.
  32. Mackay C. S. General Introduction // Henricus Institoris O. P. and Jacobus Sprenger O. P. Malleus Maleficarum / ed. and tr. by Christopher S. Mackay. Cambridge, 2006. Vol. I. P. 1–188.
  33. Molitoris U. De laniis et phitonicis mulieribus Teutonice vnholden vel hexen. Reutlingen, nach 10. I. 1489 [Электронный ресурс]. URL: http://diglib.hab.de/wdb.php?dir=inkunabeln/179-2-quod-2.
  34. Molitoris U. Von den unholden oder hexen. Tractatus von den bösen weiben die man nen[n]et die hexen etc. Augspurg 1508 [Электронный ресурс]. URL: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0000/bsb00004293/images/index.html?seite=00001&l=de.
  35.  Molitoris U. Von Hexen und Unholden Ein Christlicher nutzlicher und zu disen unsern gefährlichen zeiten notwendiger Bericht; auß Gottes wort, Geistlichen unnd Weltlichen Rechten, auch sunst allerley Historien gezogen. Straßburg, 1575 [Электронный ресурс]. URL: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0002/bsb00024884/images/index.html?seite=00001&l=de
  36. NiderJ. Formicarius. Köln: JohannGuldenschaff. C. 1480 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ub.uni-koeln.de/cdm/compoundobject/collection/inkunabeln/id/125979/rec/1
  37. Nider J. Formicarius de visionibus ac revelationibus rec. Herm. Von der Hardt. Helmstadium, 1692 [Электронный ресурс]. URL: http://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb10743810_00001.html
  38. Roper L. Oedipus and the Devil: Witchcraft, sexuality and religion in early modern Europe. L; N. Y., 2003.
  39. Scholz Williams G. Defining dominion: the discourses of magic and witchcraft in early modern France and Germany. Ann Arbor, 1999.
  40. Scott Dixon C. The Reformation in Germany. Oxford, 2002.
  41. Sluhovsky M. The Devil in the Convent // The American Historical Review. 2002. Vol. 107. № 5. Р. 1379–1411.
  42. Wilson E. Institoris at Innsbruck: Heinrich Institoris, the Summis Desiderantes and the Brixen Witch-Trial of 1485 // Popular Religion in Germany and Central Europe, 1400–1800 / ed. by R. W. Scribner and T. Johnson. N. Y., 1996. P. 87–100.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести