Cексуальные связи сарацинок с христианами в землях Арагонской Короны: норма и практика
Cексуальные связи сарацинок с христианами в землях Арагонской Короны: норма и практика
Аннотация
Код статьи
S207987840001903-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Варьяш Ирина Игоревна 
Аффилиация: МГУ имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
О том, насколько в средневековом европейском праве норма могла не совпадать с практикой, легко судить по материалам, касающимся сексуальных преступлений сарацинок-подданных христианских королей на Пиренейском полуострове. Речь идет прежде всего об обвинении мусульманок в сожительстве с христианами. Сексуальные контакты между христианами и иноверцами запрещались европейским христианским правом. В землях Арагонской Короны в XIV в. не действовало единой установленной властью нормы, достаточно было общих положений канонического и местного права. Мусульманское право, в том числе в той своей форме, которая бытовала на землях Арагонской Короны в XIV в., квалифицирует внебрачные сексуальные отношения как одно из тяжких преступлений. В соответствии с нормами кассического шариата прелюбодеяние должно было караться побиванием камнями, а распутство — 100 плетей; допускались и другие виды наказания — например, изгнание сроком на один год. «Книга Сунны и Шариата мавров», судебник, составленный в одном из сеньориальных владений Валенсийского королевства в XV в., свидетельствует о сохранности этих норм. Однако на практике суровые наказания в отношении мусульманок, обвинявшихся в связях с христианами, как правило заменялись обращением в рабство в пользу казны. Наиболее серьезный мотив для введения такой практики, открывавшей возможность эксплуатации человеческих ресурсов и получения денежного дохода от выкупа, был у центральной власти и у ее должностных лиц. Корона внимательно и настойчиво отслеживала случаи сексуальных преступлений мусульманок с христианами. Такие дела, даже если изначально они проходили по ведомству суда кади, изымались оттуда и в качестве тяжких и смешанных направлялись в инстанции более высокого статуса: в суды высокопоставленных королевских официалов или самого короля. Рассмотренный в статье сюжет позволяет сделать вывод о том, что в средние века дихотомия нормы и практики могла возникала в результате того, что власть сама была заинтересована в создании новой правовой практики, которая бы формировалась как обычай и имела статус обычая, а не писанного установления.
Ключевые слова
история, право, Арагонская Корона, XIV в., сексуальные преступления, сарацинки
Классификатор
Получено
27.05.2017
Дата публикации
16.07.2017
Кол-во символов
26261
Всего подписок
27
Всего просмотров
7991
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2017 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Basañez Villaluenga M. B. La aljama sarracena de Huesca en el siglo XIV. Barcelona, 1989.
  2. Basañez Villaluenga M. B. Las morerías aragonesas durante el reinado de Jaime II. Catálago de la documentación de la Cancillería Real. V. I. (1291—1310). Teruel, 1999.
  3. Boswell J. The Royal Treasure. Muslim Communities under the Crown of Aragon in the fourteenth century. New Haven, 1977.
  4. Cartas pueblas de las morerías valencianas y documentación complementaria / ed. M. V. Febrer Romaguera. Zaragoza, 1991.
  5. De l’esclavitud a la llibertat. Esclaus i lliberts a l’Edat Mitjana / ed. M. T. Ferrer i Mallol, J. Mutgé i Vives. Barcelona, 2000.
  6. Documentos para la historia del Valle de Elda, 1356—1370 // ed. J. V. Cabezuelo Pliego. Elda, 1991.
  7. Ferrer i Mallol M. T. La frontera amb l’Islam en el segle XIV: cristians i sarraïns al País Valencià. Barcelona, 1988.
  8. Ferrer i Mallol M. T. Els sarraïns de la Corona Catalano-Aragonesa en el segle XIV: segregació i discriminació. Barcelona, 1987.
  9. Hinojosa Montalvo J. R. Los mudéjares. La voz del Islam en la España cristiana. Vol. II. Documentos. Teruel, 2002.
  10. Marzal Palacios F.J. Una presencia constante: los esclavos sarracenos en Valencia (siglos XIII—XVI) // Sharq al-Andalus. 1999—2002. № 16—17. P. 73—93.
  11. Miller K. Guardians of Islam: Religious Authority and Muslim Communities of Late Medieval Spain. N. Y., 2008.
  12. Mutgé i Vives J. L’aljama sarraïna de Lleida a l’edat mitjana. Aproximació a la seva història. Barcelona, 1992.
  13. Roy Marín M. J. Aportación al estudio del delito sexual: el caso de los moros de Zaragoza en el siglo XIV // VII Actas del Simposio Internacional de Mudejarismo. Teruel, 1999. P. 195—210.
  14. Tolan J. V. Saracens. Islam in Medieval European Imagination. N. Y., 2002.
  15. Un tratado catalán medieval de derecho islámico: Llibre de la Çuna e Xara dels moros / ed. C. Barceló.Córdoba, 1989.
  16. Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право / пер. О. Фадиной, отв. ред. и послесловие Д. Фурман. М., 1999.
  17. Варьяш И. И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII—XV вв. М., 2001.
  18. Варьяш И. И. Юрисдикция в поликонфессиональном городе: опыт Льейды XIV в. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. Выпуск 6 (50) [Электронный ресурс]. Социальная ткань средневекового города / под ред. П. Ю. Уварова, Е. Н. Кирилловой, А. А. Анисимовой, А. А. Майзлиш, Г. А. Поповой. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: >>> (дата обращения: 19.01.2017).
  19. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести