Монахини и грешницы. Правовое положение женщины по материалам ирландских пенитенциариев
Монахини и грешницы. Правовое положение женщины по материалам ирландских пенитенциариев
Аннотация
Код статьи
S207987840001900-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Потопаева Вера Григорьевна 
Аффилиация: МГУ М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Изучение ирландского средневекового права позволяет нам прийти к выводу, что ирландские женщины пользовались значительной свободой и независимостью. Они имели право владеть имуществом и даже могли наследовать землю (в случае, если не оставалось наследников мужского пола), правда, владели ей только в течение жизни и не могли передать по наследству. Женщина в Ирландии могла потребовать развод и претендовать в этом случае на часть совместного имущества. Столь же независимыми они кажутся и в личной жизни. Ирландские женщины могли вступать в сексуальные отношения с мужчиной, не будучи связанными с ним узами брака, на вполне легальных основаниях. Эти своего рода «гостевые браки» зафиксированы в ирландских правовых источниках. В случае, если один из законных супругов был бесплоден, а второй во что бы то ни стало желал завести ребенка, муж с женой могли также временно разойтись, а потом воссоединиться вновь. Но этот греховный образ жизни вступал в противоречие с нормами христианской морали. Оттого в источниках канонического права мы встречаем совершенно противоположные взгляды на то, как должна вести себя добропорядочная женщина. К примеру, официальная церковь не одобряла разводы (не говоря уж о гостевых браках, которые расценивались как прелюбодеяние). Сама идея преступления и наказания по-разному представлена в светском и каноническом праве. Важнейшим аспектом в средневековом ирландском праве являлся статус человека. Соответственно ему определялся и размер штрафа, и размер компенсации в случае смерти жертвы или нанесения увечий. Тяжкий проступок мог привести к понижению статуса человека. В каноническом праве преступление воспринималось как грех, жертвой преступления являлся не только пострадавший, но и сам преступник (а вернее, его погубленная душа). В данной статье я хотела бы проанализировать правовое положение ирландских женщин (монахинь и мирянок) на основе пенитенциарных книг. Особенный интерес у меня вызывает противоречие между двумя одновременно существовавшими практиками: светским и каноническим правом.
Ключевые слова
Средние века, Ирландия, средневековое право, семейное право, каноническое право, монашество
Классификатор
Получено
08.06.2017
Дата публикации
16.07.2017
Кол-во символов
28321
Всего подписок
32
Всего просмотров
7333
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2017 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Потопаева В. Г. Королевы, шуты и рабыни: женщины при ирландском кролевском дворе // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории – 2014–2016 / под ред. О. И. Тогоевой и И. Н. Данилевского. Вып. 11. М., 2016. С. 129–148.
  2. Саги об Уладах / сост. Т. А. Михайлова. М., 2004.
  3. Bitel L. Land of women. Tales of Sex and Gender from Early Ireland. Ithaca; N. Y., 1996.
  4. Eska C. M. Cáin Lánamna. An Old Irish Tract on Marriage and Divorce Law. Leiden; Boston, 2010.
  5. Gwynn E. J. An Irish Penitential // Ériu. 1914. Vol. 7. P. 121–195.
  6. Hughes K. Early Christian Ireland: Introduction to the Sources. Cambridge, 2008.
  7. Jasky B. Marriage Laws in Ireland and on the Continent in the Early Middle Ages // “The Fragility of her sex”? / ed. by C. E. Meek and M. K. Simms. Dublin, 1996. P. 16–42.
  8. Kelly F. A guide to early Irish law. Dublin, 1988.
  9. McNeill J. T. Medicine for Sin as Prescribed in the Penitentials // Church History. 1932. Vol. 1. № 1. P. 14–26.
  10. Oakley T. P. The Penitentials as Sources for Medieval History // Speculum. 1940. Vol. 15. № 2. P. 210–223.
  11. Oakley T. P. The Origins of Irish Penitential Discipline // The Catholic Historical Review. 1933. Vol. 19. № 3. P. 320–332.
  12. Story of the abbot of Druimenach, who was changed into woman // Anecdota from Irish Manuscripts / ed. O. J. Bergin, R. I. Best, K. Meyer, J. G. O’Keeffe. Dublin, 1907. Vol.1. P. 76–79.
  13. The Irish Penitentials / ed. by L. Bieler. Dublin, 1975.

Комментарии

Написать отзыв
Перевести