Аннотация
В статье анализируются диалоги первой книги трактата Петрарки «О средствах против превратностей судьбы» (1354—1366). Тему эмоций, страстей человеческих, частных и общественных чувств автор считает одной из «сквозных» в трактате. Выявлено, что в предисловиях страсти (Радость, Надежда, Печаль, Страх) охарактеризованы как враги разума. Мир чувств предстает там как мир реакций на нестабильность обстоятельств человеческой жизни. На уровне антропологических суждений Петрарка смотрит на человека, как на существо, по природе противоречивое в своих эмоциях. Автор выделила в составе эмоций социально-статусные, семейные, личные, досугово-эстетические и проанализировала их на примере отдельных диалогов (I, 28, 40—42, 53—56, 69, 71,83—84). Основные выводы: каждый третий диалог (всего — 51) связан с социальными эмоциями (власть, происхождение, богатство, хозяйство). Они выдают новые ментальные установки, рисуют новые модели поведения: горожанин чувствует себя героем своего времени. Состав и характер семейных радостей (всего — 18) содержит в себе мощный «общечеловеческий» компонент. «Обычаи века» состоят в том, что наши персонажи говорят только о чувствах отца, забывая о матери. В центре внимания — мир отцовских эмоций. В целом эмоции персонажей — в светской, социальной, повседневной или праздничной сфере жизни; они почти не касаются религиозного мира личности, радостей служения Христу.
Ключевые слова
эпоха Ренессанса, Италия, Петрарка, трактат «О средствах против превратностей судьбы», Страсти (Радость, Надежда, Печаль, Страх) как персонажи диалогов, мир социальных и личных эмоций XIV века, итальянский город XIV века
Комментарии
Сообщения не найдены