Аннотация
Вопрос о происхождении гербов является самой старой неразрешённой проблемой исторической геральдики. На него пытались ответить геральдические трактаты XV в., эрудиты XVI в. Х.Б.Гуардиола и А. Агустин, в XVII в. К. Ле Лабурер и К. Фр. Менетрие. Менетрие в своём произведении « Origines des armoiries» в 1671 г. перечислил восемна-дцать различных попыток ответа на вопрос о причинах и обстоятельствах появления гер-бов.
К. Фр. Менетрие полагал, что происхождение гербов связано с турнирами и считал подлинным началом гербов их анализ перед турниром для подтверждения права на уча-стие в турнире. Необходимость вербального описания изображений на щитах (блазониро-вание) способствовала формированию геральдических правил. Эта вербализация вызвала систематизацию рисунков гербов. Менетрие понимал под гербами именно конкретные рисунки, но надо различать происхождение феномена и происхождение конкретного изо-бражения. Менетрие считал, что гласные гербы – это в первую очередь выражение родо-вого имени. Возражая оппонентам, которые настаивали на том, что гласные гербы – гербы простолюдинов, К. Фр. Менетрие утверждал, что это самые древние и самые благородные гербы, распространённые не только во Франции, но и в других странах Европы.
Ш. Дю Канж полагал, что гербы произошли от изображений (devises) на щитах и на-следственных знаков (marques). Позиция Энциклопедии Дидро и Даламбера по вопросу о происхождении гербов по сравнению с Менетрие была очень архаичной. Вплоть до рубе-жа XIX–XX вв. по вопросу о происхождении геральдики не было создано почти ничего достойного научного внимания. Существовало три основных концепции: 1) непосредственная филиация с древнейших времён; 2) заимствование с Востока; 3) эволюция доспеха и появление закрытого шлема.
К середине XX в. появились труды Л. Були де Ледэна, Э. Уагнера, Д. Гэлбрейса, Р. Матьё, которые значительно продвинули решение вопроса о происхождении геральди-ки. Матьё признал ограниченность сигиллографических источников и отметил необходи-мость исследования проблемы на основе не изображений, а текстов.
М. Пастуро вслед за средневековыми трактами считает гербы знаками социального распознавания и полагает, что система геральдики сложилась из разнородных ранее суще-ствовавших визуальных элементов. По его мнению, появление гербов в обществе XII в. в момент его структурирования было социокультурным фактом, не изолированным от ос-тальной социальной жизни.
Возникновение гербов было не одномоментным актом, а процессом, результатом со-вокупности потребностей и обстоятельств, различного рода изменений. У геральдики не было единого источника происхождения, она очень скоро вышла за пределы военного мужского сообщества, появились печати дам, клириков, городов и прочие. Речь должна идти о ряде сфер общественной коммуникации и их обозначение может указать пути ре-шения старинной проблемы. Это изучение формирования комплекса новых генеалогических представлений и формирование родовой памяти, изменение антропонимических практик, изучение роли земельных владений рода и их обозначений, изучение позиции церкви по вопросу о цветовой и изобразительной репрезентации.
Можно констатировать, что простых ответов на этот сложный вопрос больше не бу-дет, её решение требует комплексного подхода специалистов в различных областях. Для решения проблем геральдики надо использовать весь накопленный медиевистикой мате-риал, выходя за пределы самой геральдики. Факты истории геральдики должны найти контакты с аграрными, социальными и духовными особенностями XII в., поскольку ге-ральдика, как новый способ видения социального мира, стала для Европы колоссальным прыжком вперёд.
Ключевые слова
Геральдика, герб, происхождение гербов, визуальные признаки, социальное распо-знавание
Комментарии
Сообщения не найдены