School of Young Historians - 2017

09.08.2017

Journal "History" invites young historians to take part in the School on the difficult issues of the history of the twentieth century, which will be held in Moscow from September 22 to September 28, 2017. The organizers of the School - State Academic University for the Humanities and the Institute of World History of the Russian Academy of Sciences will select 15 citizens of the Russian Federation and 20 participants from the post-Soviet countries at the age of 35 years. Applications for participation are accepted until August 25, 2017. An obligatory condition for participation in the school is the availability of scientific publications on history, including in periodicals.

Within the framework of the School, visits and scientific and educational events are planned in the museums of Moscow. Participants are provided with accommodation and meals for all days of school attendance.

Новые учебные пособия по «трудным вопросам» Отечественной истории

14.06.2017

Ассоциация учителей истории и обществознания совместно с Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН) и Институтом всеобщей истории РАН при поддержке гранта Российского Союза Молодежи подготовили и выпустили новую серию научно-методических модулей по «трудным вопросам» Отечественной истории.

Особенностью данных пособий является сочетание исторического и историографического обзора по «трудным вопросам» от профессиональных историков — специалистов по рассматриваемым темам, с методическими рекомендациями и для учителей истории по преподаванию трудных вопросов Отечественной истории.

В новую серию научно-методических модулей вошли пособия по следующим темам:

  • Эпоха Александра Невского и Золотая Орда (автор — кандидат исторических наук А. В. Кузьмин);
  • Эпоха Александра I и Николая I (автор — кандидат исторических наук Г. Н. Бибиков);
  • Причины свертывания НЭП, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры (автор — доктор исторических наук А. Ю. Бахтурина).

Вышло в свет учебное пособие по Истории Крыма

25.05.2017

На страницах Электронного научно-образовательного журнала «История» опубликовано учебное пособие «История Крыма», подготовленное коллективом историков и политологов Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в рамках проекта «История России через историю регионов». Издание характеризует важнейшие процессы и события истории полуострова в тесной связи с историей всей России. Политическая, экономическая, социокультурная, ментальная стороны жизни регионального сообщества прослеживаются с древности до наших дней. Раскрывается вклад многих народов и выдающихся личностей в освоение просторов Северного Причерноморья. Пособие снабжено вопросами, глоссарием, обширным списком рекомендованных источников и литературы, богатым иллюстративным и картографическим материалом.

«История Крыма» как модуль Инновационного учебно-методического комплекса «ИСТОРИЯ», реализумого Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН) совместно с Институтом всеобщей истории (ИВИ РАН), обеспечивает реализацию регионального компонента исторического образования. Материалы пособия предназначены для использования в старших классах общеобразовательной школы, на исторических факультетах вузов, и могут быть включены в учебный план как в качестве элективного курса, так и для изучения основного курса истории России.

Истории и культура религий России

15.05.2017

ГАУГН-Пресс спешит представить вниманию читателей новое учебное пособие — «История и культура религий России», изданное Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН) и Институтом всеобщей истории РАН в рамках проекта по подготовке Инновационного учебно-методического комплекса «ИСТОРИЯ».

Настоящее учебное пособие рассказывает о возникновении, истории и культуре религий России, делая особый акцент на традиционных для нашей страны религиях – православном христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, одновременно уделяя достаточное внимание другим существующим в России религиозным традициям и традиционным верованиям ее народов. Специальным образом авторы останавливаются на религиозной культуре и повседневной жизни верующих, принадлежащих к тем или иным религиозным традициям, рассказывают о вкладе последних в историю и культуру нашей страны и современного мира в целом. Пособие прошло апробацию в рамках проекта кафедры теологии НИЯУ МИФИ по созданию инновационных гуманитарных курсов для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей.

Пособие снабжено вопросами и заданиями разного типа, богатым иллюстративным и картографическим материалом. Материалы пособия могут быть включены в учебный план как в качестве элективного курса, так и использоваться при изучении гуманитарных предметов по базовому учебному плану. Пособие предназначено для использования в старших классах общеобразовательных учебных заведений, в непрофильных вузах, на младших курсах вузов с исторической и религиоведческой специализацией, а также для всех интересующихся историей и культурой религий России.

История и культура религий России. Учебное пособие / отв. ред. А. Л. Беглов, Н. А. Белякова, Е. В. Саплина, Е. В. Смирницкая, Е. С. Токарева. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 224 с., илл., карты. ISBN 978-5-904914-16-5

Заказ книг доступен на сайте ГАУГН-Пресс >>>

Утопии века Просвещения

09.04.2017

Готовится к изданию учебное пособие «Утопии века Просвещения», в рамках которого автор, доктор исторических наук Александр Викторович Чудинов анализирует последствия смены мировоззренческих парадигм в Век Просвещения, характеризует особенности утопической мысли эпохи Просвещения в целом и рассказывает об отдельных утопиях того периода, оказавших наибольшее влияние на общественное сознание и политическую практику европейских стран XVIII — начала XIX вв., а также о попытках реализации ряда утопических систем во время Французской революции XVIII столетия. Пособие ориентировано на преподавателей и студентов исторических факультетов вузов, а также на всех интересующихся Новой историей Франции.

Предзаказ книг доступен на сайте издательства ГАУГН-Пресс.

«Утопии века Просвещения» — первое пособие в «Малой серии», тематическом блоке изданий, входящем в инновационный учебно-методический комплекс «ИСТОРИЯ».

Стратегии преподавания истории в общеобразовательной школе

30.03.2017

27 марта 2017 г. 27 марта 2017 г. под эгидой Ассоциации учителей истории и обществознания и при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации состоялась конференция, посвященная вопросам преподавания истории в школе и приуроченная к 100-летию революционных событий в России. Соорганизаторами конференции выступили Российское историческое общество, Институт всеобщей истории РАН и Государственный университет гуманитарных наук (ГАУГН).

Конференцию открывал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов, представивший итоги работы по выработке единой системы оценки качества образования. С докладом, посвященным разработке совместной с ГАУГН модели апробации и преподавания в образовательной деятельности регионального компонента истории (проект «История России через историю регионов»), выступила заведующая кафедрой всеобщей истории и культурного наследия БГПУ им. Акумуллы Г. Т. Обыденнова

Во второй части конференции состоялось обсуждение проекта концепции преподавания обществознания в школе, которое провел руководитель рабочей группы по ее созданию В. А. Никонов. Работу конференции завершали секции, в ходе которых были рассмотрены наиболее актуальные проблемы образовательной сферы: практическая реализация ФГОС и ИКС в образовательной деятельности, методологические подходы к преподаванию «трудных вопросов истории», стратегии совершенствования системы социо-гуманитарных предметов в контексте вопросов общего образования.

Видеозапись пленарной части конференции доступна по ссылке >>> 

Опубликована монография М. А. Липкина «Советский Союз и интеграционные процессы в Европе»

03.03.2017

Вышла в свет монография М. А. Липкина «Советский Союз и интеграционные процессы в Европе: середина 1940-х — конец 1960-х гг.»

В книге показана история европейской интеграции и международных экономических отношений в период от окончания Второй мировой войны до конца 1960-х гг. Работа основана на документальных материалах из одиннадцати архивов (семи российских и четырех зарубежных), значительная часть которых вводится в научный оборот впервые. Показана логика и эволюция советского восприятия интеграционных процессов в Западной Европе с точки зрения глобальных и региональных интересов СССР. Анализируются успехи и неудачи СЭВ — «восточной» интеграционной модели. Впервые проводится документальный анализ внешнеэкономической политики периода «раннего» руководства страны командой Л. И. Брежнева, показана роль китайского и японского факторов в глобальной и региональной политике Москвы.

Для историков, студентов и преподавателей исторических, экономических и политологических дисциплин, специалистов-международников и всех, кто интересуется историей СССР послевоенного периода.

Историческое образование в высшей школе России: пути обновления

26.01.2017
При поддержке ГАУГН в Российской академии наук 27 января 2017 г. состоится всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских вузов на тему «Историческое образование в высшей школе России: пути обновления».
 
Программа мероприятия
 
 
10.30–13:30 Всероссийское совещание деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов российских университетов «Современное состояние и перспективы развития исторического образования в вузах РФ».
 
Приветствия:
  • Чубарьян Александр Оганович, академик, научный руководитель ИВИ РАН, руководитель ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 46.00.00 «История и археология». 
  • Васильева Ольга Юрьевна, Министр образования и науки РФ.
 
Выступления:
 
  • Тучков Иван Иванович, декан исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Преподавание истории в высшей школе: современный опыт.
  • Мизис Юрий Алексеевич, заведующий кафедрой всеобщей и российской истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Проблемы университетского исторического образования в России на современном этапе.
  • Герцен Александр Германович, декан исторического факультета Крымского государственного университета. Историческое образование в высшей школе современной России: взгляд из Крыма. 
  • Якуб Алексей Валерьевич, ректор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Университетское историческое образование в регионе: проблемы и перспективы. 
  • Бугров Дмитрий Витальевич, первый проректор Уральского федерального университета им. Первого президента России Б.Н. Ельцина. Историческое образование в Уральском федеральном университете: опыт, проблемы, ожидания. 
  • Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич, Проректор по учебно-методической работе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. О целесообразности корректировки некоторых подходов к актуализации ФГОС ВО. 
  • Маслов Виталий Николаевич, заместитель директора Института международных отношений и мировой истории Балтийского государственного университета им. И. Канта. Реорганизация управления образовательным процессом и опыт обучения историков по модульной системе в Институте гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. 
  • Лубков Алексей Владимирович, член-корр. РАО, ректор Московского педагогического государственного университета. Подготовка современного учителя истории: традиции и новации. 
  • Фомин-Нилов Денис Валерьевич, и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук. История России через историю регионов: итоги первой пятилетки и перспективы 2020.
14:30 – 17:00 Пленум ФУМО по укрупненной группе специальностей и направлений 46.00.00 «История и археология» «Модернизация исторического образования в РФ».
 
  • Шкаренков Павел Петрович, директор Института истории и филологии РГГУ. ФГОС 3++ и подготовка бакалавров по истории. 
  • Бородкин Леонид Иосифович, член-корр. РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. О разработке ФГОС по направлению «История» (уровень магистратуры): проблемы и возможные решения. 
  • Канторович Анатолий Робертович, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. ФГОС по направлению подготовки «Археология» (уровень бакалавриата и магистратуры). 
  • Шкаренков Павел Петрович, директор Института истории и филологии РГГУ. О научно-методической концепции учебного модуля по «Истории России» для направления «История». 
  • Безбородов Александр Борисович, проректор РГГУ. О научно-методической концепции учебного модуля по «Истории России» для гуманитарных направлений. 
  • Порохня Виктор Сидорович, директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах, Московский авиационный институт. О проекте рабочей программы по преподаванию Истории России для негуманитарных направлений подготовки (квалификация (степень) выпускника «бакалавр»).
  •  

80-летие Института российской истории РАН

18.11.2016

Институт российской истории РАН отмечает свое 80-летие. В честь юбилея в институте прошло торжественное заседание.

Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева отметила ряд сотрудников почетными грамотами.

Созданный в 1936 г., ИРИ РАН является одним из ведущих научно-исследовательских центров в области отечественной истории. Исследования института охватывают широкий спектр экономических, социальных, политических и культурных проблем от возникновения Древней Руси до становления постсоветской России. В настоящее время в институте идет работа над масштабным проектом по созданию 12-томного фундаментального издания по истории России, а уже сейчас достпуна сетевая версия учебного пособия «История России. Краткий курс», подготовленного авторским коллективом ИРИ РАН совместно с Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН). 

Юрий Петров, директор Института российской истории РАН: «80 лет – это срок долгой человеческой жизни, для Института же российской истории – это только возраст зрелости. За 80 лет сделано очень многое. Что касается нашего настоящего, то могу только привести одну цифру – это 160 научных сотрудников, из них три четверти – это доктора наук, это высочайшие профессионалы своей области».

Источник: Общероссийский государственный телеканал «Культура»

Ссылка на видео: >>>