Выпуск 7 (23)
Церковные институты и религиозные практики в России: история и современные тенденции
Том: 4
Дата публикации: 30.12.2013
800 руб. / 10.0 SU

Поделиться

Настоящий выпуск Электронного научно-образовательного журнала «История» — результат междисциплинарного сотрудничества историков и социологов. Объект их совместного интереса — религиозные и социальные практики верующих разных христианских конфессий (прежде всего, православных и протестантов) в XIX—XX вв. Взгляд на историю Церкви с точки зрения социальной истории и исторической антропологии, достаточно давно утвердившийся на Западе, находит все больше приверженцев и в России. В качестве только одного из примеров такого постепенного смещения историографического взгляда, переключения его с политической и церковно-политической на социальную историю и историю повседневности, можно привести международную научную конференцию «Религиозные практики в СССР: выживание и сопротивление в условиях насильственной секуляризации», проведенную в феврале 2012 г. Центром изучения религий РГГУ и Центром истории религии и Церкви ИВИ РАН при участии других научных центров1. Наш выпуск продолжает и развивает темы, поднятые на этой конференции.

Выпуск состоит из двух частей. В первой части вы познакомитесь с исследованиями конкретных сюжетов, связанных с историей низовых религиозных институтов (приходов, общин) и религиозных практик в конце имперского и в течение советского периода. Открывают сборник две статьи, посвященные истории государственно-церковных отношений, казалось бы, не укладывающиеся в заявленную выше тему выпуска (Е. В. Белякова, С. Г. Петров). Между тем, без обсуждения основ государственной политики в отношении религиозных объединений нельзя было бы обойтись. Во-первых, потому, что государственная политика в России, по крайней мере, на протяжении последних двух столетий часто задавала систему координат для низовой церковной жизни, и для эволюции религиозных практик. А во-вторых, одна из этих статей посвящена собственно не государственной политике, а именно взгляду со стороны Церкви на возможные формы государственно-церковных отношений; другая же обсуждает проблему использования властными органами социальных процессов, затрагивающих церковь и духовенство, и конструирования этими органами религиозных структур, призванных потеснить традиционные церковные институты. Вообще вопрос о воздействии государственной политики на эволюцию религиозных практик и институтов поднимается в нескольких статьях представляемого выпуска (А. Л. Беглов, П. Г. Чистяков, Н. А. Белякова). Другой важной темой, обсуждаемой на этих страницах, становится вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии различных институтов: крестьянской общины и приходского духовенства (П. В. Понарин) или протестантских и православных общин (Н. В. Потапова). Две статьи нацелены на по возможности всестороннее описание редкой религиозной практики (К. С. Сергазина) и практик и институтов целого регионального религиозного сообщества (А. Л. Глушаев). Своего рода мостиком между первой и второй частями выпуска, между историей и социологией выступает статья О. Ю. Бреской, которая размышляет над закономерностями того, как религиозное сознание индивида или группы обретает социальную плоть, — вопрос, важный как для историка, так и для социолога религии.

Во второй части выпуска мы помещаем материалы социологического опроса, проведенного «Левада-Центром» в 2009 г. «Религиозные практики православных в России» по заказу немецкой благотворительной католической организации «Реновабис». Данные самого опроса, а также статьи, посвященные анализу полученных данных (Т. Бремер, О. Мюллер, В. В. Симонов), публикуются впервые. Особенность этого опроса на фоне других социологических исследований современной религиозной ситуации в России (С. В. Чапнин) состоит в том, что его опросный лист составляли историки — в том числе известный немецкий специалист по истории Русской Церкви профессор Томас Бремер и заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. В. Симонов. Группа под их руководством сфокусировалась именно на современном состоянии религиозных практик православных верующих. Представляется, что по глубине изучения этого аспекта религиозной жизни современной России опрос «Левада-Центра» заметно отличается от других социологических исследований религиозности, предпринимавшихся как до, так и после 2009 г. При этом читатели могут самостоятельно сравнить данные этого и других опросов, результаты которых представлены в специально написанных для нашего выпуска статьях (Р. О. Поплавский).


1 Ее материалы были частично опубликованы в журнале «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» в № 3—4 (30) за 2012 г.

Перечень статей выпуска 7 (23)
Автор(ы)
Перевести