У. Тиндел и М. Лютер об оправдании верой и двух порядках: две трактовки ключевых проблем протестантизма
У. Тиндел и М. Лютер об оправдании верой и двух порядках: две трактовки ключевых проблем протестантизма
Аннотация
Код статьи
S207987840000797-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В настоящей статье рассматривается две интерпретации учений об оправдании верой и двух порядках, являющихся ключевыми в программах европейских реформаторов XVI столетия. Немецкий реформатор М. Лютер считает, что для спасения христианину нужна одна только вера, ни добрые дела, ни исключительные заслуги не помогут ему на пути к оправданию божьему. Английский реформатор У. Тиндел, напротив, соединяет эти две ипостаси в спасении человека. В его религиозной концепции гармонично сочетаются лютеранское оправдание верой с добавлением о пользе добрых дел. У. Тиндел разработал новое договорное богословие, суть которого заключалась в том, что Господь только тогда осуществит свои обетования, когда человек исполнит закон Бога. Последнее обстоятельство требовало от христианина выполнения добрых дел. В политической части реформационной программы богословы касаются вопроса о взаимоотношении двух властей — светской и духовной. Реформаторы актуализировали известную средневековую концепцию о двух градах — земном и божьем, изложенную в сочинении Аврелия Августина «О граде Божьем». М. Лютер и У. Тиндел перенесли августиновскую концепцию на земные отношения, говоря о двух противостоящих друг другу порядках, или правлениях в земном царстве: светском и духовном. Мартин Лютер выдвигает идею о самостоятельности и независимости обоих порядков, каждый из которых опирается на свою сферу права и выполняет определенные задачи в христианском обществе. Уильям Тиндел отказывает духовенству во властных полномочиях. В отличие от Лютера он порывает с представлениями о равнозначности обоих порядков и выдвигает идею о превосходстве светской власти над духовной. У. Тинделу принадлежит ведущая роль в выработке теологического обоснования королевской супрематии в Англии. Таким образом, несмотря на пролютеранскую направленность многих идей английского реформатора, У. Тиндел устанавливает свой собственный теологический курс и создает отличную от Лютера религиозно-политическую программу Реформации в Англии.
Ключевые слова
Реформация, оправдание верой, добрые дела, закон божий, учение о двух порядках
Классификатор
Получено
03.09.2014
Дата публикации
09.11.2014
Кол-во символов
31037
Всего подписок
19
Всего просмотров
13739
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2014 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Clebsch W. A. England’s Earliest Protestants. 1520–1535. New Haven, L., 1964.
  2. Daniell D. Gold, silver, ivory, apes and peacocks // Word, Church and State. Tyndale Quincentenary Essays / Ed. by John. T. Day, Eric Lund, and Anne M. O’ Donnel. Washington, 1998. Р. 5–25.
  3. Daniell D. William Tyndale: A Biography. New Haven, L., 1994.
  4. Dick J.A. Love within the law: Tyndale’s Examination of Marriage in the «Practice of Prelates» // William Tyndale and the Law. Sixteenth Century Essays & Studies / Ed. J. Dick, A. Richardson. Kirksville, 1994. Р. 81–92.
  5. Duerden R.Y. The Temporal and Spiritual kingdoms: Tyndale’s Doctrine and its Practice // Reformation. 1996. Vol. 1. P. 118–129. [http: //www.tyndale.org/reformation/reformj1.html] (дата доступа: 10.06.2014)
  6. Elton G.R. Reform and Reformation England, 1509–1558. Cambridge (Mass.), 1977.
  7. Graham R.H. Tyndale’s Source and Tyndale’s Originality: A Reading of «The Parable of the Wicked Mammon» // Moreana. 1991. Vol. 28. № 106–107. Р. 53–67.
  8. Hammond G. William Tyndale’s Pentateuch: Its Relation to Luther’ s German Bible and the Hebrew Original // Renaissance Quarterly. 1980. Vol. 28. P. 351–385.
  9. Lewis C.S. English Literature in the Sixteenth Century Excluding Drama. Oxford, 1954.
  10. Loane M.L. Masters of the English Reformation. L., 1954.
  11. Luthers M. Вiblia, das ist: Die gantze heilige Schrifft: Deudsch. Wittenberg, 1557.
  12. More T. The Dialogue concerning Tyndale by Sir Thomas More / Ed. by W. E. Campbell. L., 1927.
  13. Pill D.H. The English Reformation 1529–1558. L., 1973.
  14. Ten Articles 1536 // [http://en.wikipedia.org/wiki/ThirtyNine_Articles#Ten_Articles_.281536.29] (дата доступа: 4.05.2014).
  15. Trinterud L.G. The Origins of Puritanism // Church history. 1951. Vol. 20. P. 37–57.
  16. The Whole Works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs collected and compiled in one Tome together / Ed. by John Foxe. L., 1573.
  17. Tyndale W. Practice of Prelates. Whether the kinges grace maye be separated from his queen be cause she was his brothers wyfe // Idem. Expositions and Notes on Sundry Portions of the Holy Scriptures Together with the Practice of Prelates / Ed. by H. Walter. Cambridge, 1849. Vol. 43. 237–344.
  18. Tyndale’s Old Testament. A modern- spelling edition of the Pentateuch (1530), Joshua to 2 Chronicles (1537) and Johan (1531) / Ed. and introduction by D. Daniell. New Haven, L., 1992.
  19. William Tyndale and Law / Ed. By J. A. Dick, A. Richardson. (Sixteenth Century Essays and Studies Vol. 25.) Kirksville, 1994.
  20. Word, Church and State. Tyndale Quincentenary Essays / Ed. by John. T. Day, Eric Lund, and Anne M. O’ Donnel. Washington, 1998.
  21. Wyclif J. Speculum de Antichristo // The English Works of Wyclif hitherto unprinted / Ed. by F. D. Mattew. L., 1880. Р. 108–113.
  22. Wyclife J. Tractatus de Officio Regis / Еd. by A. W. Pollard and C. Saule. L., 1887.
  23. Августин А. О граде Божьем // Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского. Киев, 1880. Кн. 14. Гл.1.
  24. Гарин И.И. Лютер. Харьков, 1994.
  25. Исаенко А.В. Английская Реформация XVI века. Орджоникидзе, 1982.
  26. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Он же. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520–1526 гг. Харьков, 1994. С. 11–94.
  27. Лютер М. О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться // Там же. С. 115–152.
  28. Лютер М. О свободе христианина // Источники по истории Реформации. М., 1906. Вып. 1. С. 14–16.
  29. Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978.
  30. Порозовская Б. Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность // Ян Гус, Лютер, Кальвин, Цвингли, патриарх Никон. Биографические повествования. Челябинск, 1998. С. 69–194.
  31. Сапрыкин Ю. М. От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985.

  1. Avgustin A. O grade Bozhiem // Tvoreniya Blazhennogo Avgustina Episkopa Ipponiyskogo. Kiev,1880. Kn. 14. Gl.1.
  2. Garin I. I. Lyuter. Khar’kov, 1994.
  3. Isaenko A.V. Angliyskaja Reformatsiya XVI veka. Ordzhonikidze, 1982.
  4. Lyuter M. K khristianskomu dvoryanstvu nemetskoy natsii ob ispravlenii khristianstva // Lyuter M. Vremya molchaniya proshlo. Izbrannye proizvedeniya 1520–1526 gg. Khar’kov, 1994. S. 11–94.
  5. Lyuter M. O svetskoy vlasti. V kakoy mere ey sleduet povinovat’sya // Tam zhe. S. 115–152.
  6. Lyuter M. O svobode khristianina // Istochniki po istorii Reformatsii. M., 1906. Vyp. 1. S. 14–16.
  7. Osinovskiy I.N. Tomas Mor: utopicheskiy kommunizm, gumanizm, Reformatsiya. M., 1978.
  8. Porozovskaya B. D. Martin Lyuter. Ego zhizn’ i reformatorskaya deyatel’nost’ // Jan Gus, Lyuter, Kal’vin, Tsvingli, patriarkh Nikon. Biograficheskie povestvovaniya. Chelyabinsk, 1998. S. 69–194.
  9. Saprykin Yu.M. Ot Chosera do Shekspira: eticheskie i politicheskie idei v Anglii. M., 1985.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести