Devotio Moderna: нидерландский феномен на стыке времен
Devotio Moderna: нидерландский феномен на стыке времен
Аннотация
Код статьи
S207987840000781-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
В статье рассматривается влияние религиозного движения Devotio moderna на северный (христианский) гуманизм и Реформацию. Движение возникло в северных Нидерландах в конце XIV в. и ставило своей целью возрождение норм жизни раннехристианской общины. Две организационные структуры «Нового благочестия» — общины братьев общей жизни, живших как монахи, но без принесения обетов, и монастыри августинских уставных каноников Виндесгеймского капитула — получили в XV в. широкое распространение в Нидерландах и в Германии. Особенностью этого движения стало вовлечение в культурно-исторический процесс широких слоев населения и прежде всего городских. Распространение движения шло по проторенным торговым путям, что подтверждает бюргерский характер «Нового благочестия». Религиозная этика Devotio moderna основывалась на двух моментах. Во главу угла ставилась работа индивида над духовным совершенствованием собственной личности на путях следования земной жизни Христа. Вторым была обязательная передача этого персонального опыта другим людям. Отвергалась, как не приносящая пользы для духовной жизни, схоластическая университетская теология. Работа по религиозному просвещению народа велась в нескольких направлениях. Виндесгеймские каноники, в их числе Фома Кемпийский, чья книга «О подражании Христу» по числу изданий уступает только Библии, создавали простые по языку и по содержанию религиозные трактаты. Переписанные в скрипториях «Нового благочестия» книги Св. Писания и простые по языку и содержанию этико-религиозные сочинения на латыни и на народных языках распространяли религиозные знания среди грамотных слоев населения. Дома братьев общей жизни стали центрами, собиравшими по воскресным дням мирян и школьников для благочестивых бесед и чтения св. Писания на родном языке. Братья содержали также общежития для школьников, из которых вышли будущие гуманисты и реформаторы. Глубоко личное отношение к Богу и требование неустанной духовной работы индивида подготавливало почву для восприятия реформационных учений. Отрицание спекулятивного богословия, изучение и переписка сочинений отцов церкви, прежде всего Августина и Иеронима, придало северному гуманизму, в отличие от итальянского, специфически христианский характер.
Ключевые слова
религиозные движения позднего средневековья, Devotio moderna, самосовершенствование индивида на путях следования Христу, христианский гуманизм, Реформация
Классификатор
Получено
18.08.2014
Дата публикации
09.11.2014
Кол-во символов
35096
Всего подписок
24
Всего просмотров
14943
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2014 год

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бондарко Н.А. Историческое и сакральное время в немецкой духовной прозе XIII в. // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Atlantica. Вып. VII. Издательство Московского университета. М., 2005. C. 181-199.
  2. Фома Кемппийский. О подражании Христу. Брюссель, 1983.
  3. Чистозвонов А.Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в XVI в. М., 1964.
  4. Чистозвонов А.Н. Социальная природа нидерландского бюргерства при феодализме и в период перехода от феодализма к капитализму // Социальная природа средневекового бюргерства XII-ХVII вв. М., 1979.
  5. Axters Stephanus G. De imitatione Christi. Een handschriften-inventaris bij het vijfhonderdste verjaren van Thomas Hemerken van Kempen + 1471 (Schriftenreihe des Kreises Kempen-Krefeld 27). Kempen, 1971.
  6. Busch Iohannes. Chronicon windeshemense und Liber de Reformatione Monasteriorum / Hrg. K. Grube. Halle, 1887.
  7. Codina Mir G. s.j. Aux sources de la pedagogie des jesuites le 'Modus Parisiensis' // Bibliotheca instituti historici V. XXVII. Roma,1968.
  8. De imitationе Christi. [Augsburg]: Günther Zainer, 1471-1472.
  9. Deblaere A. s.j. Volgen en navolgen in de Imitatio Christi // Ons Geestlijk leven, 1965. N 1.
  10. Dijk A.H.C. van. Inleiding / Thomas a Kempis. De navolging van Christus. Kampen, 1995.
  11. Du Fresne Ch., sieur Du Cange. Glossarium mediae et infimae latinitatis / Cum supplementis integris D.P. Carpenterii, digessit G A L. Henschel. T. IV. Parisiis, 1845.
  12. Gerardi Magni. Epistolae / Ed. W.Mulders. Antwerpen, 1933.
  13. Greitemann N. Die Windesheimse vulgaatrevisie in de vijftiende eeuw. Hilversum, 1937.
  14. Huizinga J. Erasmus and the Age of Reformation. New-York, 1957.
  15. Hyma A. Het tractaat 'Super modo vivendi devotorum hominem simul commorantium' door Gerard Zerbolt van Zutphen / Archief voor de geschiedenis van het aartsbisdom Utrecht, 52. (1926). P. 1-100.
  16. Post R.R. The Modern Devotion. Confrontation with Reformation and Humanism. Leiden, 1968.
  17. Rehm G. Die Schwestern vom gemeinsamen Leben im nordwestlichen Deutschland. Untersuchungen zur Geschichte der Devotion Modern und des weiblichen Religiosentums // Berliner historische Studien. B.II. Ordenstudien V. Berlin, 1985.
  18. Rix H. Luther’s Debt to the Imitatio Christi. / Augustiniana. Jaargang 28 année. 1978.
  19. Scaglione A. The Liberal Arts and the Jesuit College System. ‎Amsterdam, 1986.
  20. Sneller Z.W. Deventer, die Stadt der Jahrmarkte. Weimar, 1936.
  21. Staubach N. Das Wunder der Devotio Moderna. Neue Aspekte im Werk des Windesheimse Geschichtsschreibers Johannes Busch. // Windesheim 1395-1995. Klosters, texten, invloeden. Voordrachten gehouden tijdens het Internationale Congres “600 Jaar Kapittel van Windesheim”, 27 mei 1995 te Zwolle / Red. A. J. Hendrikman u.a. // Middeleeuwse Studies. XII. Nijmegen, 1996. S. 170-185.
  22. Sudbrack J. Existentiellen Christentum. Gedanken uber die Frommigkeit der 'Nachfolge Christi' // Geist und Leben. Zeitschrift fur Aszese und Mystik. N 37. Wurzburg, 1964.
  23. Waajiman K. Inleiding / Nuchtere mystiek. Navolging van Christus. Kampen, 2006.
  24. Thomas a Kempis. Dialogus novitiorum // Thomae Hemerken a Kempis Opera omnia / Ed. M.J. Pohl. V. 7. Freiburg, 1922.
  25. Thomas a Kempis. Parvulum alphabetum monachi // Thomae Hemerken a Kempis Opera omnia / Ed. M.J. Pohl. V. 3, Freiburg, 1904.
  26. Weiler A.G. Soziale und sozial-psychologische Aspecte der Devotio Moderna. In: Laien Frömmigkeit im Späten Mitellalter / Hrg. K. Schreiner. München,1992.
  27. Wirda L.S. Moderne devoten en hun boeken: enkele observanties betreffende de boeksproductie bij windesheimers en fraters. // Windesheim 1395-1995. Klosters, teksten, invloeden. Voordrachten gehouden tijdens het Internationale Congres “600 Jaar Kapittel van Windesheim”, 27 mei 1995 te Zwolle / Red. A. J. Hendrikman u.a. // Middeleeuwse Studies. XII. Nijmegen, 1996. P. 98-117.
  28. Zerbolt Gerard van Zutphen. De Libris Teutonicalibus / Ed. A. Hyma. // Nederlands Archief Voor Kerkgeschiedenis. 1924. Vol. 17, no. 1. P. 42-70.

  1. Bondarko N.A. Istoricheskoe i sakraljnoe vremya v nemetskoj dukhovnoj proze XIII v. In: Atlantika. Zapiski po I istoricheskoj poetike. Atlantica. Vypusk VII. Izdatelstvo Moskovskogo universiteta. Moscow, 2005.
  2. Foma Kempiyskiy. O podrazhanii Khristu. Bryussel, 1983.
  3. Chistozvonov A.N. Reformatsionnoe dvizhenie I klassovaya borjba v Niderlandakh v XVI v. Moscow, 1964.
  4. Chistozvonov A.N. Sotsialnaya priroda srednevekovogo burgerstva pri feodalizme i v period perekhoda ot feodalizma k kapitalismu. In: Sotsialnaya priroda srednevekovogo burgerstva XII-XVII vv. Moskow, 1979.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести