Déjà-Vu: Medieval Motifs in Contemporary Arab Political Life
Déjà-Vu: Medieval Motifs in Contemporary Arab Political Life
Аннотация
Код статьи
S207987840013383-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Наумкин Виталий Вячеславович 
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Кузнецов Василий Александрович
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Статья  посвящена анализу специфических элементов политической жизни арабских обществ, отличающих ее от моделей выстраивания политических отношений в государства-нациях Запада. Признавая наличие множества таких элементов, авторы сосредотачивают внимание на трех, связанных с проблемой источника и распределения власти. Показывая их глубокую укоренённость в арабо-мусульманской политической традиции, заставлявшую их так или иначе проявляться на протяжении всей исламской истории региона, авторы обнаруживают, что у каждого из них есть собственный средневековый прототип. Так, в статье рассматривается дихотомия верховной власти халифа и султана, сформировавшаяся в IX—XI вв., и проявляющаяся сегодня как в деятельности запрещенных в России джихадистских организаций (ИГ, Аль-Каида), так и в политических стратегиях умеренных исламистских движений («ан-Нахда»). Вторым рассматриваемым элементом является деятельность городских милиций в странах, переживающих кризис государственности и находящихся в состоянии конфликтов. Милиции сопоставляются авторами с средневековыми сообществами фитйан — «молодчиков». Выделяется семь ключевых черт фитйан. Они не только проявляются в деятельности милиций, но и указывают на принципиальное отличие этих формирований от городских криминальных группировок. Особое внимание уделяется ливийским милициям, деятельность которых рассматривается на основе полевых исследований одного из авторов. Наконец, третьим анализируемым элементом является специфическая роль армий и других силовых структур в арабских политических системах. Авторы предлагают три возможных интерпретации всех выявленных совпадений. Согласно первой из них речь идет об аберрациях сознания наблюдателя, заставляющих искать аналогии современности в историческом опыте. Согласно второй, лежащей в русле «нового медиевализма», речь идет о «возрождении» средневековых практик, связанном с завершением эпохи модерна. Наконец, согласно третьей, выявленные феномены должны рассматриваться как цивилизационные особенности арабского мира.

Ключевые слова
арабский мир, фитйан, милиции, султан, халиф, армии, медиевализм, цивилизационизм
Источник финансирования
Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Классификатор
Получено
26.10.2020
Дата публикации
31.12.2020
Кол-во символов
42735
Всего подписок
14
Всего просмотров
1397
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год

Библиография

1. Ал-Мас‘уди. Золотые копи и россыпи самоцветов // История Аббасидской династии: 749—947 гг. М., 2002.

2. Вайс М., Хасан Х. Исламское государство. Армия террора. М., 2016.

3. Галеотти М. Воры. История организованной преступности в России. М., 2019.

4. Гасымов К. Разлад в стане джихадистов: идеологическая борьба Аль-Каиды с организацией «Исламское государство» // Индекс безопасности. 2015. № 3(114). С. 61—82.

5. Звягельская И. Д. Ближний Восток и Центральная Азия: глобальные тренды в региональном исполнении. М., 2018.

6. Звягельская И. Д. Символы и ценности в международных отношениях на Ближнем Востоке // Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 105—123.

7. Звягельская И. Д. Суверенитет и государственность на Ближнем Востоке — невыносимая хрупкость бытия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 10 (2). С. 97—109.

8. Звягельская И. Д., Кузнецов В. А. Государственность на Ближнем Востоке. Будущее началось вчера // Международные процессы. 2017. № 15(4). С. 6—19.

9. Игнатенко А. А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.

10. Мирский Г. И. Роль армии в политической жизни стран «Третьего мира». М., 1989.

11. Наумкин В. В. Цивилизации и кризис наций-государств // Россия в глобальной политике. 2014. № 1. С. 41—59.

12. Наумкин В. В., Барановский В. Г. и др. Ближний Восток в меняющемся глобальном контексте. М., 2018.

13. Сапронова М. А. Постреволюционные конституции и институты власти арабских стран (на примере Египта, Марокко и Туниса) // Политическая наука. 2012. № 3.

14. Al-Balazuri, Kitab al-jumal min ansab al-ashraf. Misr; Ma‘had al-makhtutat bi-jami‘a. al-duwal al-‘arabiya. Vol. 13. [In Arabic].

15. Amri L. Pour une sociologie des ruptures. La tribu au Maghreb medieval. Tunis, 1997.

16. Arab Human Development in the Twenty-First Century. The Primacy of Empowerment / ed. by Korany B. Cairo, 2014.

17. Arab Society. Class, Gender, Power, and Development / ed by Hopkins N. S., Ibrahim S. E. Third edition. Cairo, 2006.

18. At-Tabari Ta’rikh at-Tabari. Beirut, 1995. Vol. 4.

19. Cahen Cl. Futuwwa // The Encyclopaedia of Islam. Vol. II. Leiden, 1991.

20. Crone P. God’s caliph: religious authority in first centuries of islam. Cambridge, 1986.

21. Crone P. Slaves on horses: the evolution of the Islamic polity. Cambridge, 1980.

22. Galeotti M. Vory. Istoriya organizovannoy prestupnosti v Rossii [The Vory. Russia’s Super Mafia]. M., 2019.

23. Lacher W., Alaa al-Idrissi, Capital of Militias. Tripoli’s Armed Groups Capture the Libyan State // SANA Briefing Paper. June 2018.

24. Lassner J. The shaping of ‘Abbasid Rule. New Jersey, 1980.

25. Lewis Cl. B. The Regnal Titles of the First Abbasid Caliphes. Dr. Zakir Husain Presentation Volume. New Delhi, 1968.

26. Mawardi Al-Hasan ‘Ali bin Mukhammad bi nKhabib al-Basri al-Bagdadi. Al-Akhkam as-sultaniya, Cairo-Damascus-Amman, Al-maktab al-islamiy Publ., 1996.

27. Nassar Nasif Mafkhum al-umma bayna-d-din va-t-ta’rikh. Beirut, 2003,

28. Ouannes M. Militaires, élites et modernization dans la Libye contemporaine. P., 2009.

29. Robinson Ch. F. ‘Abd al-Malik. Oxford, 2005.

30. Taeschner Fr. ‘Ayyar // The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986.

31. Tor D. G, Violent Order. Religious Warfare, Chavalry and the ‘Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamiс World. Wurzburg, 2007.

32. Triki F. L’esprit historien dans la civilisation arabe et islamique. Tunis, 1991.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести