Честные труженики vs диссиденты: саморепрезентация евангельских христиан в позднем Советском Союзе
Честные труженики vs диссиденты: саморепрезентация евангельских христиан в позднем Советском Союзе
Аннотация
Код статьи
S207987840002379-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белякова Надежда Алексеевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Клюева Вера Павловна
Аффилиация:
Институт проблем освоения Севера СО РАН
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования идентичности поздних протестантов или евангеликов (евангельских христиан, баптистов и пятидесятников), которая сочетала как религиозные, так и специфически «советские» черты. В статье утверждается, что большое влияние на формирование идентичности групп религиозных меньшинств оказала советская идеология, которая одновременно отказывала верующим во включении их в число честных и сознательных граждан. Верующих маркировали как «других», чуждых общественным процессам в Советском Союзе, нацеленным на построение светлого социалистического будущего. Тогда как большинство верующих позиционировало себя в качестве честных граждан, принимающих политическую систему Советского Союзе и социалистические ценности, но соблюдавших собственные представления о религии и ее роли в повседневной жизни человека. Ключевой ценностью советского общества провозглашалось право (и почетная обязанность) на труд, благодаря которому и созидалось светлое будущее. Исходя из этой установки, в отношении людей, маркируемых как «другие» (в изучаемый период был распространен эвфемизм «инакомыслящие») а тем более, в отношении тех, кто не только думал, но и своими действиями показывал следование «несоветским» ценностям, часто выдвигались обвинения в тунеядстве и паразитическом образе жизни, за что полагалась административная и даже уголовная ответственность. Одной из заметных категорий таких «инакодействующих» в брежневском СССР были евангельские верующие, которые к тому же были представителями религиозного меньшинства, по сути религиозными диссидентами в буквальном смысле этого слова. Как представители этой группы находили возможности профессиональной и творческой реализации, а также финансового обеспечения себя и семей в условиях авторитарного государства, проповедующего атеизм, обладающего монополией на средства производства и распределение рабочих мест? Насколько традиционная «протестантская этика», описанная М. Вебером, присутствовала и определяла ценностные установки советских евангеликов в социалистическом контексте? Каким образом представители баптистских сообществ вписывались в сложную общественную структуру, характеризуемую часто как систему «маленьких сделок» брежневского СССР? В настоящем исследовании мы ставим задачей показать позицию самих верующих, относившихся к разным евангельским группам, которые охотно рассказывают о своем добросовестном труде, подчеркивая этичность своих позиций и противопоставляя себя представителям власти и официального дискурса, слова которых расходились с делами. Одновременно набор жестких этических правил в повседневной жизни делал евангельских верующих качественными и востребованными сотрудниками в советской инфраструктуре. Мы утверждаем, что в брежневский период маргинализация верующих на идеологическом уровне и ограничение допуска к интеллектуальным и управленческим ресурсам в какой-то степени компенсировалась их материальным достатком и доступом к определенным дефицитным материальным ресурсам и специальностям.
Ключевые слова
верующие в СССР, история религии в СССР, советские труженики, работа в СССР, профессиональная специализация, коммунистическая мораль, христианская этика
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 15-18-00135-П «Индивид, этнос, религия в процессе межкультурного взаимодействия: российский и мировой опыт формирования общегражданской идентичности» и в рамках государственного задания ТюмНЦ СО РАН согласно Плану НИР, приоритетное направление XII.186. (Программа XII.186.4, проект № 0371-2018-0033).
Классификатор
Получено
29.03.2018
Дата публикации
31.08.2018
Кол-во символов
57629
Всего подписок
30
Всего просмотров
5539
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год

Библиография

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс; М., 1992.

2. Арестов В. Н. Религиозный экстремизм. Содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. Харьков, 1987.

3. Беглов А. В поисках безгрешных катакомб. Церковное подполье в СССР. М., 2008.

4. Белякова Н. А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940-е — 1980-е гг. Исследование и источники. М., 2015.

5. Бондаренко И. Три приговора. Одесса, 2006.

6. Всем общинам евангельских христиан и баптистов в СССР // Братский вестник. 1945. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://mbchurch.ru/publications/brotherly_journal/152/ (дата обращения: 30.07.2018).

7. Геллер М. Я. Машина и винтики. История формирования советского человека [Электронный ресурс]. URL: https://history.wikireading.ru/158054

8. История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989.

9. Калугин В. М. Современное религиозное сектантство. Его разновидности и идеология. М., 1962.

10. Левада Ю. Феномен «человека советского»: социологические параметры // Время перемен: предмет и позиция исследователя. М., 2016. С. 499—521.

11. Люрманн С. Что мы можем знать о религиозности советского периода? (Сопоставление архивных и устных источников из послевоенного Поволжья) // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2012. № 3/4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.religion.ranepa.ru/?q=ru/node/291 (дата обращения: 30.07.2018).

12. Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977.

13. Осельский А. История жизни сибиряка. Mission Christliches Werk. 2017.

14. Основные вопросы научного атеизма. М., 1966.

15. Программа КПСС, принята на XXII съезде КПСС [Электронный ресурс]. URL: http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/116.htm#1 (дата обращения: 30.17.2018).

16. Путь не украшен цветами. Петр, Павел и Люба Румачик. Baptist International Evangelistic Ministries. 2005.

17. Савин А. И. «Многие даже не допускают мысли, что сектант может быть честным человеком»: «Брежневский» поворот в антирелигиозной политике и российский протестантизм (1964—1966 гг.) // Вестник ТвГУ. Серия «История». 2016. № 4. С. 59—75.

18. Савин А. И. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920—1941 гг. Новосибирск, 2004.

19. Сапрыкин В. А. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание. М., 1983.

20. Синичкин А. О динамике роста братства ЕХБ с 1945 по 1965 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusbaptist.stunda.org/dop/statist.htm (дата обращения: 30.17.2018).

21. Современное сектантство и его преодоление. М., 1961.

22. Фирсов Б. М. Разномыслие в СССР. 1940-е — 1960-е гг. История, теория и практика. СПб., 2008.

23. Хархордин О. В. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.; М., 2002.

24. Христианин и родина // Братский вестник. 1945. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://mbchurch.ru/publications/brotherly_journal/150/ (дата обращения 30.07.2018).

25. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. М., 2014.

26. Beljakova N., Bremer Th., Kunter K. “Es gibt keinen Gott!” Kirchen und Kommunismus. Eine Konfliktgeschichte. Herder Verlag. 2016.

27. Beliakova N. “We ask you to put an end to lawlessness…”: Soviet believers’ letters of 1960s — 1980s as a form of communication with the government // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016.

28. Beliakova N., Dobson M. Protestant women in the late Soviet era: gender, authority, and dissent // Canadian Slavonic Papers / Revue canadienne des slavistes. 2016. 58 /2.

29. Coleman H. J. Russian Baptist and Spiritual Revolution. 1905—1929. Bloomington &Indianapolis, 2005.

30. Panych O. A time and Space of Suffering: Reflection of the Soviet Past in the Memoirs and Narratives of the Evangelical Chrictians-Baptists // State Secularism and Lived Religion in Soviet Russia and Ukraine. New York, 2012.

31. Raber M. Ministries of Compassion among Russian Evangelicals, 1905—1929. Eugene, Oregon, 2016.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести