Монах и город: проблема монашеского безмолвия (ἡσυχία) в переписке Ирины Хумнены и Григория Акиндина
Монах и город: проблема монашеского безмолвия (ἡσυχία) в переписке Ирины Хумнены и Григория Акиндина
Аннотация
Код статьи
S207987840032044-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Матвеева Алевтина Сергеевна 
Аффилиация:
Институт всеобщей истории РАН
МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Византийская духовная эпистолография, отличающаяся высоким уровнем абстракции повествования, содержит мало деталей, позволяющих реконструировать повседневность корреспондентов. Неожиданную возможность для реконструкции жизни в городе дает поздневизантийская духовная переписка Ирины-Евлогии Хумнены и Григория Акиндина, где одной из обсуждаемых тем становится проблема реализации монашеского безмолвия (ἡσυχία) в условиях городской жизни. Данная эпистолярная коллекция, относящаяся к периоду между 1333—1338 гг., отражает общение двух горожан Константинополя: Акиндина, монаха монастыря св. патриарха Афанасия, и Ирины Хумнены, настоятельницы монастыря Христа Человеколюбца. Данная переписка сочетает в себе черты интеллектуальной византийской эпистолографии и жанровые особенности, присущие духовным письмам. Корреспонденты соединяют как роли эпистолографов-интеллектуалов, так и роли духовного отца и духовной дочери. Вопрос о соблюдении исихастского идеала безмолвия ставится не в ходе абстрактных наставлений духовника, но возникает ситуативно в рамках дискуссии между Хумненой и Акиндином относительно количества личных встреч между ними. Анализ аргументации корреспондентов демонстрирует вариативность отношения к безмолвию в поздневизантийской монашеско-интеллектуальной среде. Григорий Акиндин трактует безмолвие как образ жизни, соблюдение которого требует минимизации общения, сокращения времени пребывания в многолюдных районах в пользу бóльшего нахождения в собственной келье. Ирина Хумнена, обладая высоким статусом и широкими связями со столичной элитой, склонна совмещать элементы исихастских практик и систематическое проведение личных встреч, вызванное стремлением к сохранению социализации в условиях иноческой жизни.

Ключевые слова
поздневизантийская эпистолография, духовное наставничество, поздневизантийское монашество, безмолвие, Константинополь, Григорий Акиндин, Ирина-Евлогия Хумнена
Классификатор
Получено
09.06.2024
Дата публикации
16.09.2024
Кол-во символов
43049
Всего подписок
5
Всего просмотров
121
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год

Библиография

1. Венщиков М. А. Феодор Метохит: размышляя об одиночестве // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры / отв. ред. М. В. Бирюкова, А. В. Ляшко, А. А. Никонова. СПб., 2014. С. 111—118.

2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907 (переизд.: М., 1996).

3. Кущ Т. В. Переводы трудов схоластов в Византии XIV в.: интеллектуальное диссидентство? // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 11 (121). URL: https://history.jes.su/s207987840023064-9-1/ DOI: 10.18254/S207987840023064-9

4. Кущ Т. В. Повседневная жизнь поздневизантийского двора глазами современника // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 10 (84). URL: https://history.jes.su/s207987840007972-8-1/ DOI: 10.18254/S207987840007972-8

5. Лобова-Костогрызова Л. Ю. Духовное наставничество в Византии: Феолипт Филадельфийский и Ирина-Евлогия Хумнена // Мир Православия. 2000. Вып. 3. С. 46—60.

6. Лобова-Костогрызова Л. Ю. Константинопольский монастырь τοῦ φιλανθρώπου σωτῆρος soteros в первой половине XIV в. // Античная древность и средние века. 1999. Вып. 30. С. 260—270.

7. Лобова-Костогрызова Л. Ю. Константинопольский монастырь τοῦ φιλανθρώπου σωτῆρος soteros в первой половине XIV в. // Античная древность и средние века. 1999. Вып. 30. С. 260—270.

8. Лобова-Костогрызова Л. Ю. Оценка паламитами и антипаламитами роли Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в. // Античная древность и средние века. 2000. Т. 31. С. 290—296.

9. Медведев И. П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры // Культура Византии XIII — первая половина XV в. / отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1991. С. 224—241.

10. Смирнов С. И. Духовный отец в древней восточной Церкви: История духовничества на Востоке. Сергиев Посад, 1906 (переизд.: М., 2003).

11. Смолина А. Н. Духовное письмо как жанр русской словесности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 384—387.

12. Смолина А. Н. Духовное письмо-беседа: жанрово-стилистические особенности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 144—151.

13. Хоружий С. С. Исследования по исихастской традиции. Т. 2. Многогранный мир исихазма. СПб., 2012.

14. Черноглазов Д. А. Трактат «Эпистолярные стили» Псевдо-Либания и его позднейшие версии: византийские письмовники и их практическое применение. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. СПб., 2021.

15. Berger A. Streets and Public Spaces in Constantinople // Dumbarton Oaks Papers. 2000. Vol. 54. P. 161—172.

16. Ceccarelli P. Ancient Greek Letter Writing: A Cultural History (600 BC — 150 BC). Oxford, 2013.

17. Demacopoulos G. Five Models of Spiritual Direction in the Early Church. South Bend, 2007.

18. Demangel R., Mamboury E. Le quartier des Manganes et la première Région de Constantinople. P., 1939.

19. Dilley P. Monasteries and the Care of Souls in Late Antique Christianity: Cognition and Discipline. Cambridge, 2017.

20. Grünbart M. L’epistolografia // Lo spazio letterario del medioevo. Le culture circostanti. Vol. 1. La cultura bizantina / a cura di G. Cavallo. Rome, 2004. P. 345—378.

21. Hero A.-C. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, Abbess of the Convent of Philanthropos Soter in Constantinople // Byzantinische Forschungen. 1985. Vol. 9. P. 119—147.

22. Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Pt.1: Le siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. T. 3: Les eglises et les monastères. P., 1969.

23. Laurent V. Une princesse byzantine au cloître. Iréne-Eulogie Choumnos Paléologine fondatrice du couvent de femmes τοῦ Φιλάνθρώπου Σωτπῆρος // Échos d’Orient. 1930. Vol. 29. P. 29—60.

24. Mango M. M. The Porticoed Street at Constantinople // Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life / ed. N. Necipoglu. Leiden; Boston; Köln, 2001. P. 29—52.

25. Manzano Τ. M. Prontuario para una abadesa: El Escur. Φ III 11 e Irene Cumno (con una propuesta de la escritura inédita de Mateo Blastares) // Byzantinische Zeitschrift. 2021. Bd. 114 (1). S. 269—324.

26. Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople: Ninth to Fifteenth Centuries. Cambridge, 2014.

27. Melvani N. The Duplication of the Double Monastery of Christ Philanthropos in Constantinople // Revue des études byzantines. 2016. Vol. 74. P. 361—384.

28. Meyer Ph. Bruchstücke zweier τυπικά κτητορικά // Byzantinische Zeitschrift. 1895. Bd. 4. S. 45—58.

29. Müller-Wiener W. Bildlexikon Zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul Bis Zum Beginn D. 17. Jh. Tübingen, 1977.

30. Nadal Cañellas J. La Résistance d’Akindynos à Grégoire de Palamas. Enquête historique, avec traduction et commentaire de quatre traités édités récemment. T. II: Commentaire historique. Leuven, 2006.

31. Nicol D. M. The Byzantine Church and Hellenic Learning in the Fourteenth Century // Studies in Church History. 1969. Vol. 5. P. 23—57.

32. Nicol D. M. The Byzantine Lady: Ten Portraits 1250-1500. Cambridge, 1994.

33. Riehle A. Introduction. Byzantine Epistolography: a Historical and Historiographical Sketch // A Companion to Byzantine Epistolography / ed. A. Riehle. Leiden; Boston, 2020. P. 1—30.

34. Riehle A. Theodore the Stoudite and his Letters to Eirene the Patrician: An Introductory Essay // Annual of Medieval Studies at CEU. 2015. Vol. 21. P. 154—161.

35. Rigo A. La direction spirituelle des moniales à Byzance (XIIIe — XVe siècles) // Women and Monasticism in the Medieval Eastern Mediterranean: Decoding a Cultural Map / eds. E. Kontoura-Galaki, E. Mitsiou. Athens, 2019. P. 283—300.

36. Trone R. H. A Constantinopolitan Double Monastery of the Fourteenth Century: the Philanthropic Savior // Byzantine Studies/Etudes Byzantines. 1983. Vol. 10. P. 81—87.

37. Ware K. Act out of Stillness: The Influence of Fourteenth-Century Hesychasm on Byzantine and Slav Civilization / ed. D. J. Sahas. Toronto, 1995.

38. Zecher J. L. Spiritual Direction as a Medical Art in Early Christian Monasticism. Oxford, 2023.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести