Эвиониты и адопциане как предшественники «несторианства»: взгляд сирийского «монофисита» VI в.
Эвиониты и адопциане как предшественники «несторианства»: взгляд сирийского «монофисита» VI в.
Аннотация
Код статьи
S207987840032043-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Заболотный Евгений Анатольевич 
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

Стремление четко классифицировать неортодоксальные течения в христианстве и выстроить генеалогические связи между ними — характерная черта ересеологической традиции не только в Византии, но и вне ее, например, в Сасанидском Иране. Здесь епископ Церкви Востока Симеон Бет-Аршамский († 540), резко негативно воспринимавший рецепцию восточносирийской традицией крайне дифиситской христологии, связанной с Антиохийской школой, представил свой вариант генеалогии «несторианства». Выявление в греческих текстах истоков и параллелей этой генеалогии, стремящейся связать адопционизм «антиохийцев», прежде всего Павла Самосатского, с иудеохристианскими течениями, является одной из основных задач статьи. Ориентация Симеона, а также Севира Антиохийского и Филоксена Маббугского, выстраивавших соответственно по-гречески и по-сирийски весьма сходную генеалогию, на общий источник едва ли может подлежать сомнению, что уже убедительно показано в историографии. Напротив, неожиданным оказывается практически полное соответствие схемы Симеона представлениям, развивавшимся в классических ересеологических трактатах грекоязычных авторов II—V вв., а именно Иринея Лионского, Евсевия Кесарийского, Епифания Кипрского и Феодорита Кирского.

Ключевые слова
сирийское христианство, Симеон Бет-Аршамский, монофиситство, Церковь Востока, несторианство, Антиохийская школа, межконфессиональная полемика, раннехристианские ереси, апологеты, иудеохристианство
Классификатор
Получено
17.05.2024
Дата публикации
16.09.2024
Кол-во символов
40216
Всего подписок
5
Всего просмотров
83
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 200 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год

Библиография

1. Бер И., прот. Становление христианского богословия: Путь к Никее / пер. Ю. Н. Варзонин, К. Л. Боголюбов. Тверь, 2006.

2. Дунаев А. Г. Творения св. Мелитона, епископа Сардийского // Сочинения древних христианских апологетов / пер. прот. П. Преображенского; репринт изд. 1895 г. с дополнениями под ред. А. Г. Дунаева. [М.]; СПб., 1999. С. 418—693.

3. Заболотный Е. А. Жизнь и труды Нарсая, «сирийского учителя»: нерешенные проблемы // Византийский временник. М., 2021. Т. 105. С. 60—80.

4. Заболотный Е. А. Симеон Бет-Аршамский // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 526—528.

5. Заболотный Е. А. Симеон Бет-Аршамский: сложности конфессиональной идентификации на христианском Востоке // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13. Вып. 11 (121). URL: https://history.jes.su/s207987840023159-3-1/ DOI: 10.18254/S207987840023159-3

6. Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб., 2020.

7. Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — начале VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33—44.

8. Заболотный Е. А., Зайцев Д. В., Попов И. Н. Феодорит, епископ Кирский // Православная энциклопедия. М., 2023. Т. 71. С. 332—353.

9. Захаров Г. Е. Павел Самосатский // Православная энциклопедия. М., 2019. Т. 54. С. 116—118.

10. Лучицкая С. И. «Жизнь Магомета» Эмбрико Майнцского: легенда и история // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. T. 4. Вып. 6 (22). URL: https://history.jes.su/s207987840000601-0-1/

11. Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы / сост.: Е. Н. Мещерская. СПб., 2012.

12. Пономарёв А. В. Керинф // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 32. С. 499—505.

13. Попов И. Н. Симон Волхв // Православная энциклопедия. М., 2021. Т. 63. С. 686—690.

14. Ткаченко А. А. Иудеохристианство // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 28. С. 481—485.

15. Хосроев А. Л. Два раннехристианских «еретика» — Керинф и Кердон: путь к Маркиону (материалы к истории раннего христианства) // Страны и народы Востока. М., 2015. Вып. 36: Религии на Востоке / под ред. И. Ф. Поповой, Т. Д. Скрынниковой. С. 403—426.

16. Хосроев А. Л. «Другое благовестие» III: Гностические сочинения II–III вв. и некоторые проблемы раннего христианства. СПб., 2023.

17. A Companion to 2nd-Century Christian «Heretics» / ed. A. Marjanen, P. Luomanen. Leiden; Boston, 2005. (Supplements to Vigiliae Christianae; 76).

18. Balthasar H. U. von. Herrlichkeit: Eine theologische Ästhetik. Einsiedeln, 2020. Bd. 2. Tl. 1.

19. Bardy G. Paul Samosate: Étude historique. Louvain; P., 1923.

20. Behr J. Formation of Christian Theology. N. Y., 2001. Vol. 1: The Way to Nicaea.

21. Clavis Patrum Graecorum / cura et studio M. Geerard et al. Turnhout, 1974–2003. 7 vol. (Corpus Christianorum).

22. Daniélou J. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée. P., 1991. T. 1: Théologie du judéo-christianisme.

23. Garsoïan N. L’Église Arménienne et le Grand schisme d’Orient. Lovanii, 1999. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 574. Subsidia; 100).

24. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg etc., 1990. Bd. 1: Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451).

25. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg etc., 2002. Bd. 2. Tl. 3: Die Kirchen von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600 / hrsg. T. Hainthaler.

26. Halleux A. de. Die Genealogie des Nestorianusmus nach der frühmonophysitischen Theologie // Oriens Christianus. 1982. Vol. 66. P. 1—14.

27. Rompay L. van. Shem‘un of Beth Arsham // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage / ed. S. P. Brock et al. Piscataway, 2011. P. 376.

28. Schoeps H. J. Theologie und Geschichte der Judenchristentums. Tübingen, 1949.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести