Образовательная система русского Зарубежья 1920-х — 1930-х гг. как феномен сохранения национальной идентичности
Образовательная система русского Зарубежья 1920-х — 1930-х гг. как феномен сохранения национальной идентичности
Аннотация
Код статьи
S207987840009135-7-1
DOI
10.18254/S207987840009135-7
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Алешковский Иван Андреевич 
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Бочарова Зоя Сергеевна
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация

В статье рассматривается роль образовательной системы русского Зарубежья как фактора сохранения национальной идентичности в ином этническом окружении. Многогранность исследуемого явления потребовала комплексного, системного, междисциплинарного подхода с применением общенаучных и специальных методов. Основываясь на обширном теоретическом и эмпирическом материале, авторы проанализировали потенциал, возможности и механизмы культивирования национального самосознания и формы идентификации в созданном в 1920-е — 1930-е гг. русской эмиграцией образовательном пространстве. В этот период в русском Зарубежье сформировалась полноценная образовательная среда (эвакуированные учебные заведения, профессорско-преподавательский состав, значительное количество детей и молодежи), способствовавшая сохранению исторической памяти и поддержанию идентичности подрастающего поколения. Исследование выявило эффективность идентификационной стратегии национального образования в русском Зарубежье на первоначальном этапе. Благодаря деятельности инициативных общественно-политических кругов, оказавшихся в эмиграции, объединению академических и педагогических сил удалось не просто создать отдельные образовательные учреждения, но организовать их систему, функционирующую по общим программам, независимо от страны пребывания русских эмигрантов. Как следствие, рассеянные по 45-ти государствам в разных частях мира, бывшие подданные Российской империи и их дети продолжали ощущать себя русскими. Усвоение духовных основ, национальных ценностей прежней России придавало устойчивость эмиграции, способствовало приобщению эмигрантской молодёжи к национальным традициям и сохранению национальной самобытности в русском Зарубежье. Результаты исследования имеют практическую значимость для совершенствования политики Российской Федерации в области работы с соотечественниками и поддержки преподавания на русском языке за рубежом.

Ключевые слова
Национальная идентичность, русское Зарубежье, русский язык, эмиграция, соотечественники, эмигрантская школа
Источник финансирования
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 19-511-93002.
Классификатор
Получено
05.02.2020
Дата публикации
12.05.2020
Кол-во символов
35961
Всего подписок
25
Всего просмотров
280
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2020 год
1200 руб. / 20.0 SU

Библиография

1. Алешковский И. А., Бочарова З. С. Феномен «Зарубежной России»: особенности формирования и сохранения национальной идентичности // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Вып. 8 (72). URL: https://history.jes.su/s207987840002464-9-1/ (дата обращения: 20.01.2020).

2. Бем А. Школа и дети в эмиграции // Свободная Россия. Париж, 1924. № 3. С. 168—173.

3. Бицилли П. М. Нация и язык // Современные записки. 1929. № 40. С. 403—427.

4. Владыкина В. А., Красовицкая Т. Ю. Из истории русской школы за рубежом // Культурная миссия российского зарубежья. Шулепова Е. А. (ред.) М., 1999. С. 84—91.

5. Долгоруков П. Д. Русская беженская школа // Русская школа за рубежом. Прага, 1923. №1. С. 63—67.

6. Жукова Н. Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности // Философия и общество. 2006. № 2. С. 146—153.

7. Зарубежная русская школа (1920—1924). Руднев В. В. (сост.) Париж, 1924.

8. Зимина В. Д. Дети русской эмиграции: выживание ради самосохранения России // Новый исторический вестник. 2004. № 2 (11). С. 183—197.

9. Змеев В. А. Российское образование в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2015. № 1-2. С. 36—48.

10. Нансеновские чтения, 2014. Русская школа за рубежом. Прошлое и настоящее Толстой М. Н. (ред.). СПб., 2016.

11. Руднев В. В. Судьбы эмигрантской школы. Прага, 1930.

12. Русский язык в Зарубежной России. М., 2007.

13. Седова Е. Е., Харьковский Н. П. Образ России в наследии русского зарубежья «первой волны» // Формирование образов России и русских в западных дискурсивных практиках ХХ—XXI вв. / отв. ред. А. Э. Воротникова. Воронеж, 2018. С. 229—246.

14. Совещание по борьбе с денационализацией, созванное педагогическим бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага 4—5 октября 1924 г. Прага, 1924.

15. Шевченко В. А. Русская школа в эмиграции. От Белграда до Харбина. М., 2017.

16. Clots-Figueras I., Masella P. Education, language and identity // The Economic Journal: The Journal of the British Economic Association. 2013. Vol. 123. № 570. P. F332 — F357.

17. Hardwick S. W., Marcus R., Isaak M. Education and national identity in a comparative context // National Identities. 2010. V.12. № 3. P. 253—268.

18. Lowe R. Education and national identity // History of Education. 1999. V. 28. № 3. P. 231—233.