Japan and Soviet (Russian) — Japanese Relations in School Textbooks on History of the 1930s — 1980s
Table of contents
Share
Metrics
Japan and Soviet (Russian) — Japanese Relations in School Textbooks on History of the 1930s — 1980s
Annotation
PII
S207987840008775-1-1
DOI
10.18254/S207987840008775-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena Popravko 
Affiliation: Army General A. V. Khrulev Military Academy of Logistics
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Abstract

School had a main place in the formation of the worldview of all generations of soviet people. School textbook often became the first (and with someone the only) source of information about the world for people whose childhood and youth fell on 1937—1991. In the article it was analyze the school textbooks on “History of the USSR”, “History of the Ancient World”, “History of the Middle Ages”, “Modern History”, “Contemporary History”, which was used in the soviet school of the 1930s — 1980s. One aspect was singled out: what information about Japan was present in soviet school textbooks on “History” (and whether it was present at all), how large the volume of this information was and what concepts were laid down to the worldview of generations who studied “History” in the soviet school from 1937 to 1991. The chronological boundaries are determined by the release date of the first soviet school textbook on history and before the collapse of the USSR.

Keywords
school textbook, World Hisrory, soviet school, Japan, USSR
Received
10.09.2019
Publication date
29.02.2020
Number of characters
44221
Number of purchasers
1
Views
29
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 В формировании мировоззрения особое место занимает детский и юношеский возраст. Именно в этот период формируется картина мира. В формировании мировоззрения советского человека всех поколений огромное место занимала школа. Если у современного ребенка уже в раннем возрасте есть альтернативы в виде телевидения, социальных сетей и иных ресурсов Internet, то у тех, чье детство и юность пришлись на период с 1917 по 1991 гг. таких альтернатив не было. Школьный учебник зачастую становился первым (а у кого-то и единственным) источником соответствующей информации.
2 Наша задача рассмотреть какая информация о Японии присутствовала в советских учебниках по истории (и присутствовала ли вообще), насколько велик был объем этой информации; какие концепты закладывались в картину мира поколений, изучавших историю в советской школе с 1937 по 1991 гг. Хронологические границы определены датой выхода первого советского школьного учебника по истории и до распада СССР.
3

История в советской школе преподавалась не всегда. В 1920-е гг. ее заменило обществоведение. Но в 1930-е гг. происходит переоценка истории как учебного предмета. Во-первых, разработанные в рамках советской пропаганды идеологические «матрицы» восприятия общественных отношений от микро- до макроуровня нуждались в конкретном наполнении, так как в противном случае отмечалось плохое усвоение этих идеологем. В Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школе» прямо говорилось: «Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей — учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами»1.

1. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школе» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 167.
4 Во-вторых, к 1930-м гг. сформировалось поколение советских историков, готовых интерпретировать историю в рамках тех идеологических схем, которые предлагала власть.
5 В-третьих, наряду с пролетарским интернационализмом в советское мировоззрение стали активно внедрять советский патриотизм, а лучшим средством для этого была признана «История».
6

Постановление от 15 мая 1934 г. было дополнено и конкретизировано постановлениями о введении в школах курса всеобщей истории и истории СССР, о переподготовке учителей, о расширении сети аспирантуры по истории, об издании специального научно-методического журнала «История в средней школе», об утверждении авторских групп учебников и другом2.

2. Наумова Г. Р., Шикло А. Е. Историография истории России. М., 2009. С. 361.
7

Постановление о «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР» вышло 9 июня 1934 г. Согласно документу в советской школе должна была преподаваться: «элементарная история СССР с краткими сведениями по всеобщей истории в III классе (80 часов) и IV классе (40 часов)». В V—VII классах на всеобщую историю отводилось 80 час. ежегодно, довести изложение событий следовало до XVIII в. включительно 3. Таким образом, курс истории СССР не был оторван от изучения всеобщей истории, что позволяет нам рассматривать в контексте заявленной темы и учебники по истории СССР, особенно при рассмотрении вопроса об интерпретации советско- (российско-) японских отношений.

3. Постановление ЦК ВКП (б) «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР» от 9 июня 1934 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974. С. 168.
8 В первом советском конкурсе школьных учебников по истории победителем стал «Краткий курс истории СССР» под редакцией А. В. Шестакова, использовавшийся до 1955 г. и выдержавший 25 изданий (тираж первого составлял 7 млн экз.). Если считать поколение по десятилетиям, то этот учебник сформировал мировоззрение минимум двух поколений: с 1937 по 1955 гг.
9

В «Кратком курсе истории СССР» под редакцией А. В. Шестакова (далее — учебник А. В. Шестакова) первая косвенная информация о Японии появлялась на карте «рост Российского государства в XIV—XVII вв.». Читаая карту можно было понять что в период с 1584 по 1689 гг. расширение границ сделало Россию соседом Японии4. На карте как российская территория изображалась Камчатка. А вот Курилы, Сахалин (впрочем, как и Приморье и Приамурье, включая Албазинскую низменность) отмечены как территории чужие. Но вот чьи? Из карты это неясно: Сахалин, Курилы и Хоккайдо просто окрашены светло-серым цветом, как все территории, не принадлежащие России. Если любознательный школьник не задавал вопросов, то было невозможно понять: эти территории «ничьи» (там нет государственности) или кому-то принадлежат? С другой стороны, точно было видно, что они «не наши». Объяснения того, насколько рост российской территории в XIV—XVII вв. затрагивал интересы других государств также не было. Не объяснял этого вопроса и параграф 24 «Подчинение народов Восточной Сибири». В нем в рамках классовой концепции просто констатировалось присоединение территорий, обложение народов ясаком и данью, их классовое угнетение воеводами, боярами и попами. А вот платили ли они дань кому-то ранее — этот вопрос не затрагивался.

4. Краткий курс истории СССР: Учебник для 3-го и 4-го классов / под ред. проф. А. В. Шестакова. М., 1937. Карта-вклейка между С. 42, 43.
10

В следующий раз, и опять косвенная, информация о Японии возникала на карте-вклейке «Рост Российского государства с XVI в. по 1917 г.»5. Пытливый глаз школьника должен был отметить, что северный Сахалин вошел в состав России в период с 1796 по 1914 гг. Слово «Япония» вышло за пределы Хонсю и «наползло» на Хоккайдо. Но вот чьи Курилы и юг Сахалина из карты не было ясно: японские или там живут какие-то местные племена, недостигшие государственного этапа в своем развитии? Кстати, на обоих картах «отсутствовал» Китай. На первой карте эта территория выглядела как заселенная племенами (монголы, манчжуры, гольды (нанэй) и орочи (нани)). На второй карте Китай «заменяли» Манчжурия, Монголия и Корея.

5. Там же. Карта-вклейка между С. 74, 75.
11

В тексте учебника А. В. Шестакова Япония впервые появлялась только в разделе «Революция началась», открывавшемся параграфом «Война с Японией»6. И тут школьник узнавал, что война с Японией готовилась давно (почему, зачем — не объяснялось). «Но войну начали первыми японцы. В январе 1904 г. без всякого объявления войны они напали на построенную Россией крепость на Желтом море — Порт-Артур, где стояли русские военные корабли, и лучшие из них взорвали минами»7. Театром военных действий называлась Манчжурия (упоминалось только сражение под Мукденом), а на море — Цусимский пролив. Была дана высокая оценка японской армии в сравнении с русской: «Хорошо обученная и вооруженная японская армия стала бить отсталую царскую армию». Мир, заключенный по итогам войны, оценивался как «позорный», а его итоги выглядели так: «Япония забрала у России половину острова Сахалина, Порт-Артур и укрепилась в Корее»8.

6. Там же. С. 122.

7. Там же. С. 122.

8. Там же С. 122.
12

Далее в учебнике А. В. Шестакова Япония упоминалась как страна, поддержавшая Антанту в I Мировой войне 9, из чего можно было сделать вывод, что позорный мир 1905 г. не помешал сближению стран. Отдельный параграф посвящался «военному вмешательству (интервенции)» Англии, Франции и Японии (Антанты) «в Страну советов»: «В союзе с русскими помещиками и буржуазией буржуазные правительства Англии, Франции, Японии начали гражданскую войну против власти Советов. … Летом 1918 г. … Во Владивостоке высадили десант японцы»10. К концу небольшого параграфа школьник узнавал, что государства Антанты в период Гражданской войны «захватили побережье Белого моря, Урал и Сибирь»11. Продолжал этот сюжет параграф «Конец японским интервентам»: «…наш богатейший край — Дальний Восток — с 1918 г. держали в своих руках японцы. Но в 1922 г. Красная Армия совместно с сибирскими партизанами окончила и здесь войну и освободила от японских разбойников и белогвардейцев весь Дальний Восток. Красные бойцы во главе с В. К. Блюхером одержали славные победы в боях с белыми и японцами под Спасском и Волочаевкой. … Белые и японцы бежали. В октябре 1922 г. Красной Армией был освобожден и Владивосток. Японское иго над Дальним Востоком было сброшено. Но долго будут помнить трудящиеся Сибири и Дальнего Востока, насилия и грабежи, которые творила японская армия. Никогда не забудут рабочие и крестьяне, как в топках паровозов японцы сжигали живыми красных партизан. Так погиб за освобождение Дальнего Востока герой Сергей Лазо»12.

9. Там же. С. 144.

10. Там же. С. 170.

11. Там же. С. 170.

12. Там же. С. 188.
13

Учитывая, что учебник А. В. Шестакова был издан в 1937 г., последний раз Япония в нем упоминалась в разделе «Наши враги и друзья за пределами СССР». В параграфе «СССР — за мир, фашисты за войну» сообщалось, что «фашисты стоят у власти в Германии и Италии. Заодно с ними фашистская военщина в Японии»13. Отмечалось, что «фашистская военщина в Японии захватила Манчжурию и другие земли Китая. Она пробует крепость наших границ на Дальнем Востоке и постоянно получает энергичный отпор. Японская военщина готовит войну против нас» 14. «Готовя мировую войну, фашисты посылают во все государства (в том числе в СССР — Е. П.) своих шпионов», которые находят союзников среди «врагов народа»: «У этих врагов народа была программа — восстановить в СССР ярмо капиталистов и помещиков, уничтожить колхозы, отдать немцам Украину, а японцам — Дальний Восток»15. В то же время, в параграфе «Красная Армия и наши друзья за границами СССР» отмечалось, что «рабочие … Японии … сочувствуют СССР и желают ему успеха. Они — друзья и товарищи рабочих СССР в борьбе за мир, в борьбе против фашизма. Их поддержка делает СССР еще более могущественным»16.

13. Там же. С. 206.

14. Там же. С. 206—207.

15. Там же. С. 207.

16. Там же. С. 209.
14

В разделе «Хронологическая таблица» в учебнике А. В. Шестакова из 56 обязательных для запоминания дат только одна была связана с Японией: «1922 Разгром японских интервентов на Дальнем Востоке»17.

17. Там же. С. 219.
15

В 1940 г. вышел цикл учебников по истории СССР для старших классов (8-го — 10-го)18 под редакцией А. М. Панкратовой (далее — учебник А. М. Панкратовой). В 1952 г. он будет издан уже в 11-й раз. В первом томе, охватывавшем период до конца XVII в. Япония не упоминалась, хотя изложение русских завоеваний и колонизации в Сибири было более подробным, чем в учебнике А. В. Шестакова, что легко объясняется разницей возрастов, на которые рассчитаны эти книги. Во втором томе на карте-вклейке «Сибирь с XVI по XVIII в.» присутствовала информация о присоединении Курил к России в 1779 г. (хотя указ Екатерины II об освобождении айнов от ясака в тексте не упоминался), а на карте «Российская империя с 1800 г. по 1894 г.» — указывались границы империй по договору 1875 г.19 В главе II «Преемники Петра I (1725—1762)» упоминались «экспедиции русских промышленников на Курильские» острова, последовавшие после научных и разведывательных экспедиций, предпринятых государством20. В главе VI «Народы царской России и колониальная политика царизма в первой четверти XIX в.» отмечалось посещение «берегов Японии» кругосветной экспедицией И. Ф. Крузенштерна21. Среди дат в хронологической таблице второго тома не было связанных с Японией событий22.

18. К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 1: Для VIII класса / под ред. А. М. Панкратовой. М., 1940; К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 2: Для IX класса / под ред. А. М. Панкратовой. М., 1940; К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 3: Для X класса / под ред. А. М. Панкратовой. М., 1940.

19. К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы Ч. 2: Для IX класса / под ред. А. М. Панкратовой. М., 1940. Карты-вклейки между С. 40, 41; 216, 217.

20. Там же. C. 45.

21. Там же. С. 120.

22. Там же. С. 268—269.
16

«Японский сюжет» возникал в учебнике А. М. Панкратовой в третьем томе. Русско-Японской войне отводилось более 5 страниц, раздел был проиллюстрирован картами, в том числе большой вклейкой, показывавшей ход войны 23. Авторы в рамках марксистской концепции и в контексте политики великих держав рассмотрели империалистические планы России и Японии по захвату территорий Китая. Был освещен ход войны и ее итоги. Но при этом Русско-Японская война служила иллюстрацией несостоятельности тогдашнего русского правительства в отстаивании интересов страны и для раскрытия его империалистической классовой сущности. Также иллюстративно Япония мелькала в параграфе 20 «Канун империалистической войны» (глава IV «Годы революционного подъема (1912—1914)»): «В планы японских милитаристов входило — воспользоваться войной в Европе для захвата Китая при содействии русского царизма, а в случае поражения России — захватить русский Дальний Восток» 24. В главе XII «Гражданская война на окраинах» взаимоотношениям с Японией посвящался параграф «Разгром японских милитаристов». В отличие от учебника А. В. Шестакова Япония в учебнике А. М. Панкратовой не относилась к странам Антанты: «Японские милитаристы захватили Дальний Восток еще в 1918 г. по сговору с империалистами Антанты. Япония выступила застрельщиком военной интервенции в Сибири и на Дальнем Востоке»25. Ставленниками Японии в учебнике назывались Колчак, Семёнов, Калмыков. Политика Японии характеризовалась как хищническая и грабительская, в параграфе приводилась масса примеров: изъятие продовольствия и иных материальных запасов у населения, расстрел населения, сожжение деревень (подробной иллюстрацией стал сюжет в деревней Ивановка). Создание «красного буфера» — ДВР увязывалось исключительно с необходимостью избежать слишком раннего столкновения с Японией, накопить силы для борьбы. Среди международных событий упоминалась Дайренская конференция. Отмечалось также наличие противоречий между Японией и США, в равной степени претендовавших на влияние на российском Дальнем Востоке. Параграф иллюстрировали фотографии (в том числе «Террор японцев в Приморье») и карта-вклейка «Борьба с японскими интервентами на Дальнем Востоке в 1918 — 1922 гг.»26.

23. К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 3: Для X класса / под ред. А. М. Панкратовой. М., 1940. С. 24—29.

24. Там же. С. 106.

25. Там же. С. 261.

26. Там же. С. 261—265.
17

Продолжением этого сюжета становился раздел «Братская помощь Советской России трудящимся Монголии». В нем атаман Г. М. Семёнов назван ставленником Японии, по приказу которой он «создал «Великое Монгольское государство» из Внешней Монголии и нынешней Бурят-Монголии»27.

27. Там же. С. 265—266.
18 Япония также упоминалась среди буржуазных государств, признавших СССР «в 1924 и в начале 1925 г.»28.
28. Там же. С. 298.
19

Самым интересным в первом издании учебника А. М. Панкратовой был раздел, с которого начинался параграф «Вторая пятилетка социализма». Он назывался «Начало второй империалистической войны и политика мира СССР» 29. Начало «второй империалистической войны» увязывалось с нападением Италии на Абиссинию. Но свою лепту в войну внесла и Япония, которая «после захвата Манчжурии … вторглась в Северный и Восточный Китай. … Япония оправдывала свои агрессивные действия тем, что ей не позволили при заключении договора девяти держав (1922 г.) расширить свои территории за счет Китая»30. Как эпизод «второй империалистической войны» в учебнике рассматривался конфликт на оз. Хасан и помощь советских войск МНР на реке «Халхын Гол»31. При этом советско-японский пакт о ненападении 1940 г. (в отличие от советско-германского 1939 г.) не упоминался в параграфе «Борьба СССР за мир в условиях второй империалистической войны», не только в первом, но и во втором издании учебника А. М. Панкратовой 32. В число дат, связанных с историей русско-японских отношений, первоначально были включены война 1904—1905 гг., Цусима и освобождение Дальнего Востока от японских интервентов (1922)33.

29. Там же. С. 324.

30. Там же. С. 324.

31. Там же. С. 325, 326.

32. См.: К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 3: Для X класса / под ред. А. М. Панкратовой. 2-е изд. М., 1941. С. 339—352.
33. К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 3: Для X класса / под ред. А. М. Панкратовой. М., 1940. С. 360, 362.
20

Учебник А. М. Панкратовой использовался вплоть до середины 1950-х гг., в него добавлялся материал, менялась терминология. В 11-е издание включили раздел «Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков», включавший карту-вклейку «Действия Советской Армии и разгром японских войск на Дальнем Востоке в 1945 г.». Параграфы «Борьба СССР за мир в условиях второй империалистической войны» и «Культурная революция в СССР» поменяли местами (65-й и 64-й соответственно), а «вторая империалистическая война» стала «второй мировой» (аналогично изменилось и название первой мировой войны)34. В число дат для запоминания внесли объявление СССР войны Японии (9 августа 1945 г.) и безоговорочную капитуляцию Японии (2 сентября 1945 г.)35.

34. См.: История СССР: Учебник для сред. школы. Ч. 3: Для X класса / К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт. Под ред. А. М. Панкратовой. 11-е изд. М., 1952. С. 421—423, карта-вклейка С. 401.

35. Там же. С. 420.
21 Раздел «Разгром японских империалистов» в 11-м издании освещал причины вступления СССР в войну с Японией. Интересно, что заключение пакта о ненападении 1940 г. и в этой редакции отсутствовало (как и упоминание о денонсации пакта СССР в 1945 г.). Дипломатической предпосылкой вступления СССР в войну против Японии назывались решения Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции этого противника. Японские империалисты назывались «исконным врагом русского народа» (это при том, что до конца XVIII в. упоминание о Японии у данном учебнике отсутствовало), а какие либо конфликты двух стран вообще начинались только с конца XIX в.36 Итоги победы СССР в войне с Японией были таковы: «Советский народ мог предъявить японским захватчикам свой справедливый счет». Далее приводилась пространная цитата из И. В. Сталина, где отмечался как аспект реванша за Портсмутский мир («сорок лет ждали мы, люди старого поколения»), так и военно-политический аспект («Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва … от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи … с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии»)37.
36. Там же. С. 399—402.

37. Там же. С. 400.
22

Несмотря на то, что вместе с курсом истории СССР согласно партийным постановлениям 1934 г. в советских школах должны были читать и историю всеобщую, учебники по этой части курса — от древности до новой истории выходили с 1940 г. В связи с этим советская школа во второй половине 1930-х гг., и даже в 1940-е гг. использовала или ранее имевшиеся учебники (отличавшиеся с точки зрения новых — после 1934 г. — установок «излишним социологизмом»)38, или те, которые издавали вне СССР.

38. Никольский Н. М. История: Доклассовое общество. Древний Восток. Античный мир: Учебник для 5 класса средн. школы. М., 1934; Гуковский А. И. Трахтенберг О. В. История. Эпоха феодализма: учебник для средней школы, 6—7 годы обучения. М., 1933.
23

Так «Учебник истории» Р. Ю. Виппера (в 3-х частях: «Древность», «Средние века», «Новое время»)39, изданный «для русских школ» в Риге в 1925—1928 гг. использовали в СССР и после 1929 г. (когда их автор лишился советского гражданства). После вхождения Латвии в СССР использование учебника Р. Ю. Виппера стало логичным: он снова стал советским ученым, преподавателем Московского института философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского, а позже МГУ, а в 1943 г. был избран в АН СССР. Место издания учебника — Рига — стало столицей советской республики.

39. См.: Материалы из учебника истории средних веков проф. Р. Виппера для классных занятий в Высшей школе пропагандистов им. Я. М. Свердлова ЦК ВКП(б). Ч. 1. М., 1937; Материалы из учебника истории средних веков проф. Р. Виппера для классных занятий в Высшей школе пропагандистов им. Я. М. Свердлова ЦК ВКП(б). Ч. 2. М., 1938; Виппер Р. Ю. Учебник истории. Ч. 1: Древность. Рига, 1925; Виппер Р. Ю. Учебник истории. Ч. 2: Средние века. Рига, 1925; Виппер Р. Ю. Учебник истории. Ч. 3: Новое время. Рига, 1928.
24

Именно трехтомник Р. Ю. Виппера следует признать рекордсменом 1930-х гг. с точки зрения объемов информации о Японии. Эта страна впервые упоминалась в томе «Средние века», как страна входящая в ареал культуры Дальнего Востока, которые автор относил к «трем культурам Старого Света» и отводил ей «после Китая следующее по значению место» в «большом культурном круге, охватившем восточную половину Азии»40. Стране Восходящего Солнца были посвящены разделы «Старинное устройство Японии», «Китайская культура и буддизм в Японии»41. Р. Ю. Виппер отмечал, что японцы не коренное население Японских островов (автохтонами были айны). Упоминались и миграционные потоки — «монголо-малайский» и «манджуро-корейский», что отразилось и в этническом типе японцев. Описывались черты национального характера («обладают живым воображением, склонностью к юмору», при этом «жестокость осталась в нравах японцев также, как некоторое коварство, совмещаясь с ласковым, приятным обхождением», «японцы не любят общих рассуждений, отвлеченных от действительности, строгих, связывающих правил», «к жизни японцы относятся легко и свободно, ценят все, что имеет красивый вид», «очень наблюдательны и предприимчивы»). Давались характеристики синтоизма («шинто») и древней мифологии (целый абзац — 14 строк — отводился мифу об Аматерасу, в финале которого сообщалось о связи этого мифа с представлением японцев об источниках императорской власти).

40. Виппер Р. Ю. Учебник истории. Ч. 2: Средние века. Рига, 1925. С. 7, 30.

41. Там же. С. 30—37.
25 В следующий раз Япония появлялась в учебнике Р. Ю. Виппера уже в третьем томе в разделе «Возрождение Японии». Значительный хронологический разрыв в изложении истории этой страны объяснялся «заснувшей деятельностью старых народов», которые пробудились только в связи с активизацией колониальной политики европейских держав. Причем, «с необыкновенной быстротой этот переворот осуществился в Японии», хотя «до 60-х гг. XIX в., Япония, закрытая для иностранцев, погружена была в патриархальный строй, напоминавший Средние века в Европе»42. Революцию Мэйдзи автор датировал 1867 г., когда «микадо Мутсу-Хито … разбил войска шогуна»43. Виппер описывал стремительную европеизацию Японии, появление университетов, Конституции, парламента, начало индустриализации, что позволило японцам выступить «на азиатских рынках, особенно в Корее и в Китае, конкурентами американцам и европейцам», а потому «с конца XIX в. Япония выступает в качестве самой деятельной завоевательной державы»44.
42. Виппер Р. Ю. Учебник истории. Ч. 3: Новое время. Рига, 1928. С. 428.

43. Там же. С. 429.

44. Там же. С. 429—430.
26 Особое внимание в учебнике Р. Ю. Виппера уделялось Русско-Японской войне: ее причинам, ходу, итогам. Информативность этого раздела существенно превышала аналогичные части учебников А. В. Шестакова и А. М. Панкратовой. В том числе при описании хода войны упоминались нападение на Порт-Артур, взрыв «Петропавловска», сражения при Ляояне, на р. Шахэ, осада Порт-Артура, сражение при Мукдене и Цусима. Учебник Р. Ю. Виппера был единственным, в котором назывались военачальники с японской стороны (маршал Ойяма, адмирал Того). Это был единственный учебник, использовавшийся в 1930-е гг., где упоминалось место заключения мира — Портсмут, а также отмечалась посредническая миссия в переговорах США и Англии, вызванная опасением излишнего усиления Японии. Р. Ю. Виппер не только отметил поражение России, но и то, что Японию эта война довела «до полного истощения»45.
45. Там же. С. 430—435.
27 При изложении итогов I Мировой войны Япония упоминалась в трехтомнике Р. Ю. Виппера в последний раз, как государство участвовавшее «впервые на европейском конгрессе» (мирная конференция в 1919 г., завершившаяся Версальским договором)46.
46. Там же. С. 455.
28 Надо отметить, что учебники по всеобщей истории, появившиеся в 1940-х гг., как и выходившие позднее, отличались откровенным европоцентризмом. В этом смысле переход к ним (по крайней мере в школах, где использовали учебник Р. Ю. Виппера) означал уменьшение объемов информации о Японии.
29

Япония абсолютно отсутствовала в Истории Древнего мира и Древнего Востока47. Она весьма поздно и только в перечислениях упоминалась в «Истории Средних веков». Так в учебнике «Книга для чтения по истории Средних веков» под ред. С. Д. Сказкина (в трех частях) не только Япония, но и остальные страны Дальневосточного региона не были упомянуты ни разу48.

47. См.: История древнего мира: Учебник для 5—6 классов сред. школы / под ред. проф. А. В. Мишулина. М., 1943; Древний Восток: Книга для чтения для сред. школы / под ред В. В. Струве. М., 1951; Ковалев С. И. История древнего мира: Учебник для 5—6 классов сред. школы. М., 1954; Коровкин Ф. П. История древнего мира: учебник для 5 класса. М., 1963.

48. Книга для чтения по истории Средних веков: Для VI—X классов / под ред. С. Д. Сказкина. Ч. 1: Раннее Средневековье. М., 1948; Книга для чтения по истории Средних веков: Для VI—X классов / под ред. С. Д. Сказкина. Ч. 2: XI—XV вв. М., 1951; Книга для чтения по истории средних веков: Для VI—X классов / под ред. С. Д. Сказкина. Ч. 3: Позднее средневековье. М., 1953.
30

Стандарты изложения информации по истории средних веков задал учебник под редакцией Е. А. Косминского49. В нем присутствовала глава «Китай и Япония в XIII—XVI вв.»: двум странам отводилось менее 5 страниц50. Также Япония упоминалась как страна, заимствовавшая достижения китайской культуры51. На карте-вклейке «Великие географические открытия в XIII—XVI вв. и колониальные владения» Япония была обозначена, было понятно, что она не была колониальным владением. Экспедиции европейцев в Японию (или в Азию, но доплывавшие и до японских островов) на карте не обозначались52. Таким образом уникальность Японии, как страны сумевшей избежать попадания в колониальную и полуколониальную зависимость, для советского школьника оставалась «секретом».

49. История средних веков: Учебник для 6—7 классов сред. школы / под ред. Е. А. Косминского. М., 1940.

50. Там же. С. 167—171.

51. Там же. С. 72—73.

52. Там же. Карта-вклейка между С. 176—177.
31

В дальнейшем европоцентристский крен школьных учебников по средневековью только усиливался. Например, в учебном пособии Э. М. Голина, В. Л. Кузьменко, М. Я. Лойберга «История средних веков» (для 6-го класса вечерней (сменной) школы) страна Восходящего Солнца впервые упоминалась только параграфе «Культура средневекового Китая» (глава 11 из 13-ти, то есть в конце пособия): «Япония, Корея и Вьетнам заимствовали китайскую письменность (японцы пользуются ей до сих пор)»53. При характеристике Великих географических открытий Япония упоминалась во второй раз — как одна из «неведомых земель», которых желали достичь европейские мореплаватели: «Америка, Южная Африка, Индия, Китай, Япония, Индонезия»54. Третье упоминание заканчивало раздел «Португальские колонии»: «Вслед за Португалией в Индию, Индонезию, Китай и Японию устремились англичане, французы, голландцы»55.

53. Голин Э. М., Кузьменко В. Л., Лойберг М. Я. История средних веков: Учебное пособие для 6-го класса вечерней (сменной) школы. М., 1962. С. 133.

54. Там же. С. 141.

55. Там же С. 147.
32

В довоенный период по «Новой истории» вышел только учебник А. В. Ефимова, охватывавший период до 1870 г. Продолжавший его учебник под редакцией В. М. Хвостова увидел свет в послевоенном 1946 г. Авторы этих учебников стали монополистами: они писали и редактировали не только школьные, но и вузовские учебники, методические пособия по работе с ними, хрестоматии, исторические атласы. Даже при обновлении содержания советских учебников во второй половине 1950-х — начале 1960 е гг. те же авторы или авторские коллективы занимались решением этой задачи56. Их учебники переводили на многие языки и использовали не только в советских национальных школах, по ним учились и в странах социализма (например, в Болгарии).

56. См.: Ефимов А. В. Новая история. Ч. 1: 1789—1870. Для 8-го класса: Учебник для сред. школы. 2-е изд. М., 1941; И. С. Галкин, Л. И. Зубок, Ф. О. Нотович, В. М. Хвостов. Новая история: 1870—1918: Учебник для 9 класса сред. школы / под ред. В. М. Хвостова и Л. И. Зубок. М., 1946; Ефимов А. В. Новая история: Пробный учебник для сред. школы. Ч. 1: VIII класс. М., 1960.
33

В первоначальном варианте учебник А. В. Ефимова содержал главу «Революция и преобразования Мэйдзи в Японии»57. Хотя и нарушая хронологию, но видимо желая поддержать логику изложения, автор возвращал учеников к XVI в. и только потом переходил к событиям XIX в. В ней были разделы о токугавском режиме, крестьянских восстаниях, «вторичном вторжении европейцев в Японию», «движении против иностранцев», «уничтожении сёгуната», «реформах Мэйдзи» и их характере. Завершал главу раздел «Капиталистические государства и “реформы Мэйдзи”», в котором рассматривался международный контекст, в котором происходили события в Японии. Интересно, что в аннотации карты «Япония в 1868 г.» территория южного Сахалина выделялась как «спорная между Россией и Японией», хотя в тексте никаких пояснений по этому поводу не было58.

57. Ефимов А. В. Новая история. Ч. 1: 1789—1870. Для 8-го класса: Учебник для сред. школы. 2-е изд. М., 1941. С. 186—190.

58. Там же. С. 188.
34

Дополняла информацию учебника хрестоматия под редакцией А. В. Ефимова, в которой также выделялась революция Мэйдзи59. Отдавая дань времени, в начале раздела шли цитаты из В. И. Ленина и К. Маркса, занимавшие полстраницы, оставшиеся (почти четыре) были отданы документам, переведенным с японского: протест против иностранной торговли, выдержки из меморандумов самурайских кланов, текст императорской клятвы Муцухито, отрывок из конституции и другие. Приводились выдержки из монографии Хаттори (вышла на японском в 1933 г.) и статей японских ученых. Хотя глава «Революция и преобразования “Мэйдзи” в Японии» самая маленькая по объему, она была довольно информативной.

59. Хрестоматия по новой истории 1789—1870 / сост. А. В. Ефимов, В. А. Орлов. Под ред. А. В. Ефимова. М., 1941. С. 306—310.
35

В дальнейшем учебники по новой истории переживали европоцентристский крен, видимо, общий для всей советской учебной литературы. К 1969 г. учебник А. В. Ефимова уделял Японии внимание только в прологе главы «Страны Азии»: «Япония, расположенная на островах, избежала вторжения кочевников в средние века. В ней было много мануфактур, бумажный, шелковых и других, росли города. Япония — единственная восточная страна (кроме Афганистана) — оказала в XIX в. более или менее успешное сопротивление колонизаторам. В Японии в конце 60-х гг. XIX в. началась буржуазная революция. Эта революция была незавершенной, так как сохранилось много феодальных пережитков. О капиталистическом развитии Японии, которое происходило в последних десятилетиях XIX в. и в начале ХХ в., говорится во второй части учебника по Новой истории»60.

60. Ефимов А. В. Новая история. Ч. 1. 1789—1870. Для 8-го класса: Учебник для сред. школы. М., 1969. С. 255.
36

Информация, таким образом, полностью перемешалась в учебник под реакцией В. М. Хвостова и Л. И. Зубок, в котором была глава «Япония в конце XIX — начале ХХ вв.». При этом характер информации существенно не изменился61. В изданиях 1970-х — 1980-х гг. (уже под редакцией только В. М. Хвостова) глава называлась «Япония», в ней выделили темы: революция 1868 г., развитие Японии по капиталистическому пути, Япония в начале ХХ в.62 Хотя стране и выделялась глава, но ее объем — менее 4 страниц, был самым маленьким (для сравнения — Китаю выделялось почти 9, Индии — около 5, не считая информации в разделе о колониальной политике английского империализма)63.

61. См.: И. С. Галкин, Л. И. Зубок, Ф. О. Нотович, В. М. Хвостов. Новая история: 1870—1918: Учебник для 9 класса сред. школы / под ред. В. М. Хвостова. 8-е изд. М., 1953. С. 86—103.
62. Новая история: Учебник для 9 класса сред. школы. Ч.: II / под ред. В. М. Хвостова. 18-е изд. М., 1980. С. 136—139.

63. Там же. С. 62—67, 140—153.
37

Самыми поздними по времени появления были учебники по новейшей истории, появившиеся только в начале 1960-х гг. Здесь также были устойчивые авторские коллективы, чьи произведения (в постоянно обновляемых редакциях) использовались еще в начале постсоветского периода64.

64. См.: Кривогуз И. М., Прицкер Д. П., Стецкевич С. М. Новейшая история: Учеб. пособие для 10—11 классов. М., 1962; Кривогуз И. М., Прицкер Д. П., Стецкевич С. М. Новейшая история. (1917—1945 гг.): учебное пособие для сред. школы. 4-е изд. М., 1965; Кривогуз И. М., Прицкер Д. П., Стецкевич С. М. Новейшая история (1939—1970 гг.): Пробный учебник для X кл. сред. школы. М., 1971; Новейшая история. (1917—1968 гг.): Учебник для IX-X классов сред. школы: Макет / П. М. Кузьмичев, Г. Р. Левин, В. А. Орлов и др. М., 1969; В. А. Орлов, П. М. Кузьмичев, В. С. Миндлин и др. Новейшая история. (1917—1945 гг.): Учеб. пособие для сред. школы / под ред. П. М. Кузьмичева и В. А. Орлова. М., 1965; П. М. Кузьмичев, Г. Р. Левин, В. С. Миндалин и др. Новейшая история. (1945—1964 гг.): Учеб. пособие для сред. школы / под ред. П. М. Кузьмичева и В. А. Орлова. 3-е изд. М., 1965; П. М. Кузьмичев, Г. Р. Левин, В. А. Орлов, В. К. Фураев.  Новейшая история (1917—1939 гг.): Учеб. пособие для 9 класса сред. школы /  под ред. В. К. Фураева. М., 1970; Новейшая история. (1939—1969 гг.): Учеб. пособие для 10 класса сред. школы / под ред. В. К. Фураева. М., 1970.
38 Посмотрим на примере учебника под редакцией В. К. Фураева, что же мог узнать о Японии советский школьник.
39

В учебнике для 9 класса Япония впервые упоминалась (последней) как участница «варварской бомбардировки» Нанкина вместе с США, Англией, Францией65. То же последнее место она занимала и в перечне стран, подавивших восстание в Гуанчжоу в 1927 г.66 Как один из виновников II Мировой войны Япония характеризовалась в разделах «Начало японской агрессии», «Создание единого антияпонского фронта»67. В число дат обязательных для запоминая включили «1937 Широкое наступление Японии против Китая»68.

65. П. М. Кузьмичев, Г. Р. Левин, В. А. Орлов, С. М. Стецкевич, В. К. Фураев. Новейшая история (1917—1939 гг.): Учебник для 9 класса сред. школы / под ред. В. К. Фураева. 14-е изд. М., 1983. С. 100.

66. Там же. С. 101.

67. Там же. С. 103—106.

68. Там же. С. 119.
40

Первое упоминание о Японии в учебнике для 10 класса встречалось уже на первой странице текста — страна отмечалась как союзница Германии и Италии, противостоявшая Англии, Франции и США (информация потом еще раз повторялась в разделе о причинах II Мировой войны). Далее в разделе «Образование очага войны на Дальнем Востоке» подробно характеризовалась внешняя политика страны, и отмечалось, что «вооруженную борьбу за передел мира первой начала Япония»69. По параграфу отводилось «образованию агрессивного блока Рим — Берлин — Токио и усилению фашистской агрессии», «началу войны на Тихом океане»70. Японии уделялось внимание при характеристике боевых действий и внешней политики в Азии в течение всей II Мировой войны71. Информацию дополняла цветная карта-вклейка в конце учебника «5. Военный действия на Тихом океане и в Азии», где были особо выделены союзники Японии по войне из числа азиатских государств. В вопросы к главам включались задания по Японии, причем носящие аналитический характер: «Проследите по карте № 5 альбома японскую агрессию в Азии и в бассейне Тихого океана. Чем объясняются временные успехи Японии?», «С какой целью США применили атомное оружие против Японии»72. Почти страницу занимал параграф «Безоговорочная капитуляция Японии», но так как эта информация дублировалась и в учебниках по истории СССР, то внимание здесь уделялось действиям США (в том числе атомным бомбардировкам японских городов), Англии, Китая (как гоминдановского правительства, так и руководства компартии)73. Послевоенному развитию Японии отводился параграф, в котором характеризовались партийно-политическая ситуация, Конституция 1947 г. и изменение статуса императора, проведение аграрной реформы 1946—1949 гг., экономическое развитие в послевоенный период (отмечалось желание выйти в число ведущих капиталистических стран в 1960-е — 1970-е гг., завершался раздел описанием кризиса 1974—1975 гг., который характеризовался как «самый сильный и длительный за всю послевоенную историю страны»)74. Во внешней политике описывались отношения с США, СССР, КНР. Этому разделу были свойственны некоторые недомолвки: отметив подписание декларации о прекращении состояния войны между Советским Союзом и Японией авторы не упоминали территориальные проблемы, имеющиеся в двусторонних отношениях75. Больше страницы было посвящено рабочему и коммунистическому движению, но и оно было каким-то «безликим»: в чем конкретно выражается борьба с американскими и японскими монополистами или кто возглавляет «440 тыс. членов» Компартии Японии, учебник не сообщал (в отличие от лидеров китайских, корейских, вьетнамских коммунистов, имена которых знал каждый советский школьник)76. «Не повезло» Японии попасть и в раздел «Культура капиталистических стран»77: ни Нобелевский лауреат Кавабата Ясунари, ни режиссеры, ни художники, ни архитекторы, имеющие мировое признание, в этот список не вошли.

69. Новейшая история. (1939—1981): Учеб. пособие для 10 класса сред. школы / под ред. В. К. Фураева. 13-е изд. М., 1982. С. 3, 4, 13.

70. Там же. С. 11—12, 23—24.

71. Там же. С. 27.

72. Там же. С. 28, 41.

73. Там же. С. 39—40.

74. Там же. С. 168—170.

75. Там же. С. 170—171.

76. Там же. С. 171—172.

77. Там же. С. 172—182.
41 Анализ содержания информации о Японии и советско- (российско-) японских отношениях в советских учебниках по «Истории» позволяет сделать несколько выводов. Япония занимала второстепенное место в картине мира советского человека, не дотягивая не только до стран Европы и США, но и уступая по значимости азиатским странам — Китаю и Индии. Об этом свидетельствует незначительный объем информации, а также ее отрывочность, наличие больших пробелов.
42 Во-вторых, можно отметить, что при характеристике Японии подчеркивалась ее враждебность, агрессивность, притязание на первые роли.
43 В целом для информации о Японии в советских учебниках истории характерно молчание и умолчание. Это сработало против национальных интересов в период «перестройки» и в первые годы после распада СССР. Главной проблемой информации о Японии (с точки зрения формирования картины мира советского человека) стала неспособность «внедрить» в школьный учебник стройную концепцию неадекватности японских притязаний на ряд территорий СССР (прежде всего, Курильские острова), рассмотрев процесс их изучения и освоения русскими в XVII—XIX вв., выстроив четкую схему дипломатических отношений двух стран. На создание данной концепции, на выявление фактов ее подтверждающих советская историческая наука потратила немало сил. Но эти достижения не были внедрены в школьное обучение. Не удивительно, что до сих пор военные аспекты («плацдарм для нападения») преобладают в общественном сознании россиян при обсуждении территориальных проблем с Японией. Эти аспекты подкрепляются мотивом: не отдать богатую ресурсами территорию, за которую бились наши предки.
44 Можно говорить о том, что поколения советских школьников воспринимали Японию, как страну, вдруг пожелавшую в конце XIX в. войти в число великих держав, но чьи амбиции были разрушены II Мировой войной.

References

1. Vipper R. Yu. Uchebnik istorii. Ch. 1: Drevnost'. Riga, 1925.

2. Vipper R. Yu. Uchebnik istorii. Ch. 2: Srednie veka. Riga, 1925.

3. Vipper R. Yu. Uchebnik istorii. Ch. 3: Novoe vremya. Riga, 1928.

4. Golin Eh. M., Kuz'menko V. L., Lojberg M. Ya. Istoriya srednikh vekov: Uchebnoe posobie dlya 6-go klassa vechernej (smennoj) shkoly. M., 1962.

5. Gukovskij A. I. Trakhtenberg O. V. Istoriya. Ehpokha feodalizma: uchebnik dlya srednej shkoly, 6—7 gody obucheniya. M., 1933.

6. Drevnij Vostok: Kniga dlya chteniya dlya sred. shkoly / pod red V. V. Struve. M., 1951.

7. Efimov A. V. Novaya istoriya. Ch. 1. 1789—1870. Dlya 8-go klassa: Uchebnik dlya sred. shkoly. M., 1969.

8. Efimov A. V. Novaya istoriya. Ch. 1: 1789—1870. Dlya 8-go klassa: Uchebnik dlya sred. shkoly. 2-e izd. M., 1941.

9. Efimov A. V. Novaya istoriya: Probnyj uchebnik dlya sred. shkoly. Ch. 1: VIII klass. M., 1960.

10. Istoriya drevnego mira: Uchebnik dlya 5—6 klassov sred. shkoly / pod red. prof. A. V. Mishulina. M., 1943.

11. Istoriya srednikh vekov: Uchebnik dlya 6—7 klassov sred. shkoly / pod red. E. A. Kosminskogo. M., 1940.

12. Istoriya SSSR: Uchebnik dlya sred. shkoly. Ch. 3: Dlya X klassa / K. V. Bazilevich, S. V. Bakhrushin, A. M. Pankratova, A. V. Fokht. Pod red. A. M. Pankratovoj. 11-e izd. M., 1952.

13. K. V. Bazilevich, S. V. Bakhrushin, A. M. Pankratova, A. V. Fokht. Istoriya SSSR: Uchebnik dlya sred. shkoly. Ch. 1: Dlya VIII klassa / pod red. A. M. Pankratovoj. M., 1940.

14. K. V. Bazilevich, S. V. Bakhrushin, A. M. Pankratova, A. V. Fokht. Istoriya SSSR: Uchebnik dlya sred. shkoly. Ch. 2: Dlya IX klassa / pod red. A. M. Pankratovoj. M., 1940.

15. K. V. Bazilevich, S. V. Bakhrushin, A. M. Pankratova, A. V. Fokht. Istoriya SSSR: Uchebnik dlya sred. shkoly. Ch. 3: Dlya X klassa / pod red. A. M. Pankratovoj. M., 1940.

16. K. V. Bazilevich, S. V. Bakhrushin, A. M. Pankratova, A. V. Fokht. Istoriya SSSR: Uchebnik dlya sred. shkoly. Ch. 3: Dlya X klassa / pod red. A. M. Pankratovoj. 2-e izd. M., 1941.

17. Kniga dlya chteniya po istorii Srednikh vekov: Dlya VI—X klassov / pod red. S. D. Skazkina. Ch. 1: Rannee Srednevekov'e. M., 1948.

18. Kniga dlya chteniya po istorii Srednikh vekov: Dlya VI—X klassov / pod red. S. D. Skazkina. Ch. 2: XI—XV veka. M., 1951.

19. Kniga dlya chteniya po istorii srednikh vekov: Dlya VI—X klassov / pod red. S. D. Skazkina. Ch. 3: Pozdnee srednevekov'e. M., 1953.

20. Kovalev S. I. Istoriya drevnego mira: Uchebnik dlya 5—6 klassov sred. shkoly. M., 1954.

21. Korovkin F. P. Istoriya drevnego mira: uchebnik dlya 5 klassa. M., 1963.

22. Kratkij kurs istorii SSSR: Uchebnik dlya 3-go i 4-go klassov / pod red. prof. A. V. Shestakova. M., 1937.

23. Krivoguz I. M., Pritsker D. P., Stetskevich S. M. Novejshaya istoriya (1939—1970 gg.): Probnyj uchebnik dlya X kl. sred. shkoly. M., 1971.

24. Krivoguz I. M., Pritsker D. P., Stetskevich S. M. Novejshaya istoriya. (1917—1945 gg.): uchebnoe posobie dlya sred. shkoly. 4-e izd. M., 1965.

25. Krivoguz I. M., Pritsker D. P., Stetskevich S. M. Novejshaya istoriya: Ucheb. posobie dlya 10—11 klassov. M., 1962.

26. Materialy iz uchebnika istorii srednikh vekov prof. R. Vippera dlya klassnykh zanyatij v Vysshej shkole propagandistov im. Ya. M. Sverdlova TsK VKP(b). Ch. 1. M., 1937.

27. Materialy iz uchebnika istorii srednikh vekov prof. R. Vippera dlya klassnykh zanyatij v Vysshej shkole propagandistov im. Ya. M. Sverdlova TsK VKP(b). Ch. 2. M., 1938.

28. Naumova G. R., Shiklo A. E. Istoriografiya istorii Rossii. M., 2009.

29. Nikol'skij N. M. Istoriya: Doklassovoe obschestvo. Drevnij Vostok. Antichnyj mir: Uchebnik dlya 5 klassa sredn. shkoly. M., 1934.

30. Novaya istoriya: 1870—1918: Uchebnik dlya 9 klassa sred. shkoly: / I. S. Galkin, L. I. Zubok, F. O. Notovich, V. M. Khvostov. Pod red. V. M. Khvostova i L. I. Zubok. M., 1946.

31. Novaya istoriya: 1870—1918: Uchebnik dlya 9 klassa sred. shkoly: / I. S. Galkin, L. I. Zubok, F. O. Notovich, V. M. Khvostov. Pod red. V. M. Khvostova. 8-e izd. M., 1953.

32. Novaya istoriya: Uchebnik dlya 9 klassa sred. shkoly. Ch.: II / pod red. V. M. Khvostova. 18-e izd. M.1980.

33. Novejshaya istoriya (1917—1939 gg.): Ucheb. posobie dlya 9 klassa sred. shkoly / P. M. Kuz'michev, G. R. Levin, V. A. Orlov, V. K. Furaev. Pod red. V. K. Furaeva. M., 1970.

34. Novejshaya istoriya (1917—1939 gg.): Uchebnik dlya 9 klassa sred. shkoly / P. M. Kuz'michev, G. R. Levin, V. A. Orlov, S. M. Stetskevich, V. K. Furaev. Pod red. V. K. Furaeva. 14-e izd. M., 1983.

35. Novejshaya istoriya. (1917—1945 gg.): Ucheb. posobie dlya sred. shkoly / V. A. Orlov, P. M. Kuz'michev, V. S. Mindlin i dr. Pod red. P. M. Kuz'micheva i V. A. Orlova. M., 1965.

36. Novejshaya istoriya. (1917—1968 gg.): Uchebnik dlya IX—X klassov sred. shkoly: Maket / P. M. Kuz'michev, G. R. Levin, V. A. Orlov i dr. M., 1969.

37. Novejshaya istoriya. (1939—1969 gg.): Ucheb. posobie dlya 10 klassa sred. shkoly / pod red. V. K. Furaeva. M., 1970.

38. Novejshaya istoriya. (1939—1981): Ucheb. posobie dlya 10 klassa sred. shkoly / pod red. V. K. Furaeva. 13-e izd. M., 1982.

39. Novejshaya istoriya. (1945—1964 gg.): Ucheb. posobie dlya sred. shkoly / P. M. Kuz'michev, G. R. Levin, V. S. Mindalin i dr. Pod red. P. M. Kuz'micheva i V. A. Orlova. 3-e izd. M., 1965.

40. Postanovlenie SNK SSSR i TsK VKP (b) ot 15 maya 1934 g. «O prepodavanii grazhdanskoj istorii v shkole» // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obscheobrazovatel'naya shkola. Sb. dokumentov. 1917—1973 gg. / sost. A. A. Abakumov, N. P. Kuzin, F. I. Puzyrev, L. F. Litvinov. M., 1974. S. 167.

41. Postanovlenie TsK VKP (b) «O vvedenii v nachal'noj i nepolnoj srednej shkole ehlementarnogo kursa vseobschej istorii i istorii SSSR» ot 9 iyunya 1934 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obscheobrazovatel'naya shkola. Sb. dokumentov. 1917—1973 gg. / sost. A. A. Abakumov, N. P. Kuzin, F. I. Puzyrev, L. F. Litvinov. M., 1974. S. 168.

42. Khrestomatiya po novoj istorii 1789—1870 / sost. A. V. Efimov, V. A. Orlov. Pod red. A. V. Efimova. M., 1941.