Creation of Scientific Department of Narkompros: Unknown Project from the Fund of Sergey Oldenburg in SPBF ARAN (towards the 10th Anniversary of Soviet Science)
Table of contents
Share
Metrics
Creation of Scientific Department of Narkompros: Unknown Project from the Fund of Sergey Oldenburg in SPBF ARAN (towards the 10th Anniversary of Soviet Science)
Annotation
PII
S207987840008155-9-1
DOI
10.18254/S207987840008155-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vitaliy Ananiev 
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Mikhail Bukharin
Affiliation: Institute of World History RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The fund of S.F. Oldenburg in the Saint Petersburg branch of the Archive of the Russian academy contains three undated documents — the draft of the Charter of Scientific department of the National Commissariat of education in two versions and “The Report on Activity of Scientific Department of the Commissariat of National Education for 1918”, actually developing provisions of the drafts of the Charter. The implementation of these documents would provide freedom of scientific activity and would guarantee the respect of civil liberties in scientific community. These projects haven’t been realized, however these are important documents on history of an institutionalization of scientific sphere at the turn of 1917—1918.

Keywords
history of Russia, October revolution of 1917, history of science, institualization of science, scientific department of Narkompros, Russian Academy of science, archive of the Russian academy, S. F. Oldenburg
Received
15.10.2019
Publication date
29.02.2020
Number of characters
38999
Number of purchasers
1
Views
26
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

«Во всяком случае, работа Научного отдела должна идти очень дружно»

Академик С. Ф. Ольденбург

2 1917 г. ознаменовался целым рядом реформ в сфере организации научной и образовательной деятельности. Так, весной 1917 г. при Министерстве народного просвещения были созданы Комиссии по ученым учреждениям и предприятиям и Комиссия по реформе высших учебных заведений. В обе комиссии среди прочих входил Непременный секретарь Академии наук (формально, на момент создания комиссий — Императорской Петербургской) академик Сергей Федорович Ольденбург (1863—1934) — выдающийся историк-востоковед, археолог, филолог, искусствовед. 26 июля 1917 г. С. Ф. Ольденбург вступил в должность министра народного просвещения, сменив на этом посту А. А. Мануйлова. И далее, вплоть до начала «Академического дела» в 1929 г., академик Ольденбург принимал непосредственное активное участие практически во всех проектах, связанных с развитием науки и высшего образования в России (РСФСР, СССР).
3 С. Ф. Ольденбург внес не только существенный вклад в мировую науку, с его именем неразрывно связано развитие российской и советской науки в первой трети XX в.: в 1904—1929 гг. С. Ф. Ольденбург занимал пост Непременного секретаря Академии наук. Именно ему в тандеме с президентом АН А. П. Карпинским пришлось выстраивать отношения Академии наук с новой — Советской — властью. В значительной степени благодаря политике Ольденбурга, сочетавшей готовность к компромиссам и принципиальность, Академия наук не была разогнана, на ее месте была создана иная структура, а АН СССР в 1925 г. получила статус ведущего научного учреждения страны.
4 Конец 1917 г. ознаменовался радикальной сменой государственной власти в России. Практически сразу после переворота 25 октября (7 ноября) началось формирование органов власти нового советского государства. 26 октября (8 ноября) 1917 г. Вторым Всероссийским съездом Советов был принят декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства, в структуру которого был включен А. В. Луначарский — Народный комиссар Народного просвещения1.
1. Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М., 1957. С. 21.
5

9 (22) ноября 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декрет об учреждении Государственной комиссии по (народному) просвещению2 (ГКП). Этот орган, согласно декрету, был призван руководить всей работой государства в сфере просвещения. Фактически, ГКП была призвана заменить НКП:

«Все функции, выполнявшиеся прежде министром народного просвещения и его товарищами, возлагаются, согласно решению Совета Народных Комиссаров и общему порядку, установленному съездом Советов, на Комиссию по народному образованию», — гласил декрет.

2. Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М., 1957. С. 59—62.
6 В состав Комиссии (ГКП), помимо председателя (наркома просвещения) и секретаря, входил целый ряд делегатов от 12 организаций, в том числе один — от Академического союза. Создание ГКП, определенно, было призвано упорядочить структурный хаос, который царил в сфере образования и науки в первые месяцы после переворота октября (ноября) 1917 г., и объединить многочисленные комиссии, комитеты и прочие организации, как государственные, так и общественные, в единый механизм, подконтрольный Совнаркому.
7

В декрете также говорится:

«Целый ряд ценных законопроектов был разработан с начала революции Государственным комитетом по народному образованию3 демократическим по своему составу, богатым опытными специалистами». ГКП была призвана войти в тесный контакт с данным комитетом и провести совместную сессию. В задачу этой сессии должны были войти среди прочих следующие мероприятия:

2) Пересмотр прав его4 в духе их расширения и превращения комитета в Государственный институт по изготовлению законопроектов.

3) Пересмотр уже созданных комитетом законопроектов совместно с новой Государственной комиссией, требуемый тем обстоятельством, что при редактировании их комитет считался с буржуазным духом предшествовавших министерств.

3. Данный орган власти был создан 20 мая 1917 г. при Министерстве народного просвещения Временного правительства. В нем в частности работал А. В. Луначарский. ГКНП распущен 20 ноября 1917 г., Бюро ГКНП продолжало работу до января 1918 г.; подробнее см.: Фомичев В. И. Создание Государственного комитета по народному образованию // Право и образование. 2009. № 5. С. 110—124.

4. Имеется в виду Государственный комитет по народному образованию.
8 Министерство народного просвещения было призвано играть роль «исполнительного аппарата» при ГКП.
9

Структуру ГКП составляли 15 отделов, в списке которых под номером 8 значится Научный отдел, который возглавил Д. Б. Рязанов5.

5. О нем см. в частности: Смирнова В. А. Д. Б. Рязанов. М.,1995.
10

Академический союз, представитель которого был призван войти в состав Государственной комиссии по просвещению, представлял собой организацию, состоявшую из членов профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, созданную 20 декабря 1904 (2 января 1905) г.6 Среди членов Академического союза (более 1800 человек в 1905 г.) значился и академик С. Ф. Ольденбург.

6. См. подробнее: Иванов А. Е. Первая русская революция и профессура высших учебных заведений. Всероссийский академический союз: идеология, политическая деятельность // Вопросы социально-экономического развития и революционного движения в России. Сборник трудов. Вып. 48. М., 1977.
11

Вполне логично, что именно С. Ф. Ольденбург представлял Академический союз в ГКП. ГКП не стала, однако, самостоятельным государственным органом, который координировал бы всю возложенную на него работу, слившись с НКП. Научный отдел, сформированный в структуре Государственной комиссии по просвещению, стал составной частью Народного комиссариата просвещения. Именно секретарь Научного отдела НКП Л. Г. Шапиро обращался к С. Ф. Ольденбургу — Непременному секретарю РАН — по наиболее важным вопросам в отношениях НКП и Российской академии наук7. Показательно, что С. Ф. Ольденбург принимал непосредственное участие в создании самого Научного отдела НКП и разработке его структуры, о чем недвусмысленно свидетельствуюты документы, сохранившиеся в личном фонде Ольденбурга в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН (СПбФ АРАН. Ф. 208. Оп. 2. Д. 16). Эти документы ранее не публиковались, и их анализ представляет существенный интерес как для исследования институализации науки в первые годы Советской власти, так и изучения научно-административной биографии С. Ф. Ольденбурга в качестве организатора науки.

7. ЛРАН IV. С. 314—315.
12 Научный отдел Народного комиссариата просвещения (НО НКП) — первый самостоятельный орган, сформированный Советской властью для руководства научной сферой. Именно ему, в частности, подчинялась Российская академия наук. Научный отдел НКП, сформировавшийся на рубеже 1917—1918 гг., отметил бы на рубеже 2018 г. 100 лет со дня формирования. Юбилейная дата — не причина, но повод обратиться к истории формирования первого советского органа по руководству наукой.
13 Само появление Научного отдела как структурной единицы Народного комиссариата просвещения, призванного руководить всей научной деятельностью в новом советском государстве, связано с местом Академии наук в Российской империи и ее позицией, определившейся в первые дни после переворота 25 октября (7 ноября 1917 г.). Императорская Петербургская (с 11 июля 1917 г. — Российская) академия наук была ведущим научным учреждением страны. Ей выделялось 37 % бюджета, ассигновавшегося на научную деятельность в стране. В состав академии наук входило 19 учреждений — лаборатории, музеи, обсерватории и так далее. В штате академии наук работало 220 человек, половину из которых составляли научные сотрудники. При академии или внутри ее структуры формировались комиссии, объединявшие усилия ведущих ученых России по тем или иным направлениям фундаментальных и прикладных изысканий — Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; с 1915 г.), Комиссия по изучению племенного состава России (КИПС; с 1917 г.) и другие.
14 Будучи главным центром организации и развития науки в России, Академия наук заняла жесткую позицию в отношение смены власти в стране. 18 ноября 1917 г. состоялось первое Общее собрание РАН после октябрьского переворота. На нем была сформирована комиссия в составе А. А. Шахматова, А. С. Лаппо-Данилевского, С. Ф. Ольденбурга, М. А. Дьяконова, Н. С. Курнакова и М. И. Ростовцева для выработки обращения от имени Конференции (Общего собрания) АН. 21 ноября это обращение было зачитано А. С. Лаппо-Данилевским. В нем, в частности, говорилось: «Великое бедствие постигло Россию; под гнетом насильников, захвативших власть, русский народ теряет сознание своей личности и своего достоинства… Русские не заслужили такого позора… В твердом единении верных сынов России служители науки и просвещения сознают ее мощь; они готовы всеми знаниями, силами содействовать той великой творческой работе, которая свободная Россия возлагает на Учредительное собрание». Обращение было утверждено и распространено среди столичных ВУЗов с призывом присоединиться к нему8.
8. СПбФ АРАН. Ф. 1. Оп. 1а-1917. Д. 164. Л. 148.
15 Члены Российской академии наук, в большинстве своем резко не принявшие новую власть, опасались ликвидации академии наук. Новая большевистская власть, столкнувшаяся с такой позицией академического сообщества, резко снизила финансирование академии9, под угрозу уничтожения была поставлена ее издательская деятельность.
9. См. подробнее: Тункина И. В. На переломе: Академия наук в 1917 г. // Труды отделения историко-филологических наук. 2017. М., 2018. С. 56.
16 Параллельно новая власть, понимая, что без развития научной сферы ни одно государство обойтись не сможет, занималось выстраиванием собственной структуры научных учреждений. В качестве основного рассматривалась Государственная комиссия по просвещению, однако, этот проект оказался нежизнеспособен ввиду громоздкой структуры, функции по управлению наукой были переданы Научному отделу Наркомпроса, который и начал выстраивать осторожные контакты с Академией наук в надежде на сотрудничество. «Советизировать» академию наук быстро, непосредственно после революции, новая власть не могла, да и не смогла бы ввиду активной оппозиции академического сообщества10. Между тем научное сообщество, как и прочие слои социума, должны были быть поставлены под контроль новой власти. Академия наук и при прежних властях не была в полной мере частью государственного механизма, хотя и финансировалась государством. Само существование академии наук в прежнем формате подразумевало бы и существование реальной, а не декларируемой свободы слова и собраний, свободу на альтернативную точку зрения, присутствие в обществе иного авторитетного центра силы с длительной традицией и серьезным общественным весом. По этой причине на смену Академии наук должен был прийти иной орган, если не реализующий собственно научные исследования, то полностью контролирующий их разработку и осуществление, и сам находящийся под полным контролем государства.
10. См. в частности: Занкевич Е. Х. К истории советизации Российской академии наук. Мюнхен, 1957. С. 19—21; Есаков В. Д. От Императорской к Российской. Академия наук в 1917 году // Отечественная история. 1994. № 6. С. 129—130.
17

С. Ф. Ольденбург, как опытный администратор, как человек, встречавшийся с Лениным в первые же дни после переворота (8 ноября 1917 г. по н.с. Ольденбург в составе делегации от профессорского состава бы принят во Временном революционном комитете, а также лично Лениным, по вопросу об освобождении арестованных членов Временного правительства11) понимал, что ликвидация академии наук или радикальная трансформация ее статуса и организационной формы — исход вполне возможный. И хотя, судя по воспоминаниям А. В. Луначарского, сам Ленин был против уничтожения академии, в окружении вождя революции было немало людей, стремившихся именно к этому:

«Или Наркомпрос должен был, видя, что Академия мешкает креститься в новую веру, крестить ее, как Добрыня, огнем и мечем? Но я надеюсь, что А. И. Рыков не сочтет меня нескромным, если я повторю приведенные им слова В. И. Ленина, на которые он сослался при обсуждении одного вопроса, связанного с Академией: «Не надо давать некоторым коммунистам—фанатикам съесть Академию».

11. Летопись IV. С. 307.
18 Да, В. И. Ленин не только не расходился в этом вопросе с Наркомпросом, но очень часто заходил дальше, и я прекрасно помню две—три беседы, в которых он буквально предостерегал меня, чтобы кто-нибудь не «озорничал» вокруг Академии.
19 Один очень уважаемый молодой коммунист и астроном придумал чудесный план реорганизации Академии. На бумаге выходило очень красиво. Предварительным условием являлось, конечно, сломать существующее здание на предмет сооружения образцового академического града. В. И. Ленин очень обеспокоился, вызвал меняй спросил: «Вы хотите реформировать Академию? У вас там какие-то планы на этот счет пишут?».
20 Я ответил: «Академию необходимо приспособить к общегосударственной и общественной жизни, нельзя оставить ее каким-то государством в государстве. Мы должны ее ближе подтянуть к себе, знать, что она делает, и давать ей некоторые директивы. Но, конечно, планы коренной реформы несвоевременны и серьезного значения мы им не придаем».
21 Несколько успокоенный Ильич ответил: «Нам сейчас вплотную Академией заняться некогда, а это важный общегосударственный вопрос. Тут нужна осторожность, такт, и большие знания, а пока мы заняты более проклятыми вопросами. Найдется у вас какой-нибудь смельчак, наскочит на Академию и перебьет там столько посуды, что потом с вас придется строго взыскивать»12.
12. Луначарский А. В. К 200-летию Всесоюзной Академии наук // Новый мир. 1925. № 10. С. 110.
22 В этой связи особенный интерес представляет собой проект Устава Научного отдела Наркомпроса (проект Устава сохранился в двух версиях — краткой и более полной), а также «Докладная записка о деятельности Научного отдела Комиссариата народного просвещения» — материалы отложившиеся в архивном фонде С. Ф. Ольденбурга и, вероятно, разработанные при его непосредственном участии. Документы не датированы, однако сама дискуссия о формировании Научного отдела Наркомпроса подсказывает, что их следует датировать концом 1917 — началом 1918 гг., когда структура Наркомпроса еще не оформилась в полной мере. Это было не единственным обращением С. Ф. Ольденбурга к проблеме организации государственных структур, направляющих научную и культурную жизнь страны. Чуть позже, в 1920 г., он разработает проект организации другого подразделения НКП — Главмузея, призванного координировать деятельность всех музеев страны, причем обосновывая свой проект, будет апеллировать к невозможности подчинения музеев Научному отделу НКП13. Как видим, его интерес к данному вопросу не был ни поверхностным, ни случайным.
13. СПбФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1 (1920). Д. 1. Л. 24 а — 24 е об.
23 В рассматриваемых документах обращают на себя особенное внимание следующие аспекты. В «Докладной записке о деятельности Научного отдела Комиссариата народного просвещения» С. Ф. Ольденбург предлагает фактически перенести структуру академии наук на Научный отдел Наркомпроса: согласно пункту 4а, он должен был состоять из отдела гуманитарных наук и естественно-исторических. Приблизительно такую структуру имела академия наук, состоявшая из отделений физико-математического, русского языка и словесности и историко-филологических наук. Однако детализация проекта по структуре НО НКП в «Докладной записке» показывает, что он как Непременный секретарь РАН, определенно, понимал необходимость структурных реформ и внутри самой академии. Это следует из того, что естественно-исторический отдел он предлагал разделить фактически на несколько самостоятельных подотделов, при этом «подотдел» биологии был бы отделен от «подотдела» физико-математического, и, конечно, исторического, от которого в свою очередь было бы отделено отделение общественных наук и отделение экономических наук. Фактически, предлагая такую структуру Научного отдела НКП (отделения биологическое, физико-математическое, историческое, филологическое, экономическое и общественно-научное) Ольденбург предвосхитил дальнейшие структурные реформы академии наук — увеличение количества отделений в АН СССР в связи с прогрессом в различных отраслях знания.
24 Другая параллель между структурой Научного отдела Наркомпроса и академии наук обозначена как в проекте Устава, так и в «Докладной записке». Согласно пп. 3, 6—8 Устава (краткого), пп. 6, 13—15, 17, 20—21 Устава (полного), НО НКП должен был фактически управляться Общим собранием всего коллектива.
25 Еще одной очевидно параллелью между структурами академии наук и Научного отдела НКП является, согласно «Докладной записке», наличие штата «специальных корреспондентов» из числа сотрудников отдела IVa и IVб, то есть из представителей отделов гуманитарного и естественно-исторического. Фактически, документ, сохранившийся в фонде академика Ольденбургом, воспроизводит структуру личного состава академии наук — наличие в ней действительных членов и членов-корреспондентов.
26 Несомненной параллелью привычной структуре АН является не только существование издательского отдела (VI) — издательское дело академии наук в первые же недели после октябрьского переворота 1917 г. было практически приостановлено — но декларирование автономии издательской деятельности «отдельных научных учреждений», в том числе академии наук, а также развитие сети научных библиотек.
27 «Журнал комиссариата народного просвещения», по мысли Ольденбурга (п. VI/4), должен был явиться прямым продолжателем «Журнала министерства народного просвещения».
28 Таким образом, Непременный секретарь РАН, представитель академического союза в Государственной комиссии по просвещению академик С. Ф. Ольденбург предлагал проект Научного отдела Народного комиссариата просвещения как самостоятельной структуры, управляемой Общим собранием, дублирующим в основном и улучающим в частности структуру самой академии наук, гарантирующим свободу печати. Именно такой орган власти должен был явиться фактическим гарантом дальнейшего развития академической науки, прикрывающим академию и все другие «ученые учреждения» от давления государства.
29 Именно это обстоятельство — фактическое декларирование гражданских свобод в тоталитарном государстве, определенно, является наиболее существенным в проектах, составленных С. Ф. Ольденбургом. Если бы этот проект был бы реализован, то научная сфера была бы избавлена от единоличных решений, принимаемых тем или иным чиновником, через Общее собрание можно было бы добиваться широкой дискуссии и, если не отмены тех или иных постановлений, то хотя бы их корректировки.
30

По этим причинам проекты академика С. Ф. Ольденбурга по организации Научного комитета Наркомпроса не только не были приняты, но и не были включены в соответствующие сборники, издававшиеся к 50-летию советской науки14. Тем насущнее представляется ознакомление широкой общественности, в том числе научной, с предложениями академика С. Ф. Ольденбурга по организации научной деятельности в стране. Эти предложения не только были основаны на длительном опыте управления академией наук, они предвосхитили структурное развитие РАН на десятилетия.

14. Организация науки в первые годы Советской власти (1917—1925). Сборник документов. Л., 1968; Волков В. А., Владимиров С. В. Из истории организации советской науки // Вестник АН СССР. 1977. № 11. С. 131—138.
31

Приложение

 

Знаками ** обозначены фрагменты, вычеркнутые С. Ф. Ольденбургом; знаками vv — рукописные вставки в текст, в квадратных скобках [] — номера листов архивных дел.

32

[С.Ф. Ольденбург]

Проект Устава и докладная записка о деятельности и структуре

Научного отдела Комиссариата народного просвещения

Автограф и машинопись с авторской правкой; черные чернила.

В верхнем правом углу карандашная пагинация: 125—126.

[3]

Устав коллектива сотрудников Науч‹ного› Отд‹ела› Комис‹сариата› просв‹ещения›

1. В состав коллектива входят все служащие Н‹аучного› О‹тдела›, котор‹ые› и являются полноправными его членами.

2. Цель коллектива — 1) объединение сотр‹удников› Н‹аучного› О‹тдела› для достижения наибольших результатов в общей созидательной работе по просвещению нов‹ой› России. — 2) защита профессиональных и экономических интересов всех служащ‹их› Н‹аучнго› О‹тдела› К‹омиссариата› П‹росвещения›.

3. Для выполнения п. 2 коллектив vна общем собранииv избирает из своей среды комитет, состоящий из 3х представителей сроком на 2 месяца, — а также 2 кандидатов.

Задачей момента является для комитета:

1) выработка правил внутреннего распорядка

2) забота о присоединении служащих Н‹аучного› О‹тдела› к профессиональн‹ому› союзу соответствующему роду деятельности Н‹аучного› О‹тдела› и наиболее отвечающему экономическим потребностям служащих.

3) Постановка закупок предметов первой необходим‹ости:› дров, овощей и т.д.

4. Комитет из своей среды для удобства может избрать по общему согласию коллектива 1 или 2 представителей для сношений с управлением, друг‹ими› учреждениями и организациями.

5. Комитет собирается в определенный день каждую неделю.

6. Общее собрание собир‹ается›: 1 раз в 2 недели, и экстренно по созыву комитета или по желанию 1\4 всех служащих Н‹аучного› О‹тдела›.

7. Кворум для общ‹его› Собрания ½ всех служащих Н‹аучного› О‹тдела›. Вторичное собрание собирается через день и правомочно при любом числе присутствующих на нем членов коллектива.

8. Для ведения финансовых операций коллектива, связанных с его задачами п. 2. п. 2 vобщее собраниеv избирает*ся* специальное лицо (или же это поручает казначею Н‹аучного› О‹тдела›), *затем* vа такжеv избирает ревизион‹ную› комиссию из 3 лиц с правом [4] ревизии во всякое время.

9. Все вопросы в общ‹ем› собр‹ании› [Нрзб] решаются простым большинством голосов. Вопросы об изменении устава коллектива решаются общ‹им› с‹обранием› в составе ½ числа служащих большинством голосов 2/3 присутствующих.

10. Делопроизводство коллектива, комитета, ведется общей канцелярией Н‹аучного› О‹тдела› К‹омиссариата› Н‹ародного› П‹росвещения›.

СПбФ АРАН. Ф. 208. Оп. 2. Д. 16. Л. 34.

33

Проект

УСТАВ

Коллектива сотрудников Научного Отдела15Комиссариата по Просвещению

*Союза Коммун Северной области (Севпрос)*

Машинопись с карандашной правкой.

В верхнем правом углу карандашная пагинация: 127—128

[5]

  1. В состав Коллектива сотрудников vНаучного Отделаv Комиссариата по Просвещению *Союза Коммун Северной области (Севпроса)* входят все сотрудники этого учреждения, которые и являются полноправными членами коллектива.
  2. Ближайшей целью организации коллектива является: а) объединение сотрудников *Севпроса* vН.О.v для достижения наибольших результатов в общей созидательной работе для укрепления *Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и поддержки рабочее-крестьянского правительства*, б) защита профессиональных интересов всех служащих Севпроса, *в) немедленное установление связи и поддержание постоянного контакта с центральным союзом служащих правительственных учреждений Петрограда, для совместного солидарного решения организационных и тактических вопросов общего профессионального, материально правового и политического характера и г) представительство от коллектива сотрудников *Севпроса в советских* vН‹аучного› О‹тдел›v и профессиональных организациях*.
  3. Исполнительные и распорядительные функции коллектива возлагаются на его Исполнительный комитет, избранный из среды всех сотрудников Севпроса, не исключая курьеров и сторожей.
  4. *Комитет состоит из *7* 3 членов, со включением в это число особого представителя от курьеров и сторожей *Севпроса*, избираемого также всем составом сотрудников. Примечание. Комитету предоставляется право кооптации отдельных лиц из среды сотрудников *Севпроса* с согласия общего Собрания*.
  5. *Отделы и входящие в состав Севпроса учреждения, находящиеся вне стен главного здания Севпроса (Чернышева пл. 2) [5об.] и насчитывающие не менее 15 сотрудников, имеют право делегировать в Исполнительный Комитет своих представителей, причем отделы, насчитывающие в своем составе свыше 30 человек, могут посылать в Комитет двух представителей, пользующихся полными правами членов Комитета*.
  6. Порядок выборов членов Исполнительного Комитета определяется Общим Собранием сотрудников *Севпроса* vН‹аучного› О‹тдела›v.
  7. Срок полномочий Комитета устанавливается в 2 месяца: по истечении этого срока происходят перевыборы Комитета в полном его составе.
  8. Из среды членов Комитета избираются Председатель Комитета, *Его Товарищ* и Секретарь, на обязанности которого лежит ведение делопроизводства по Комитету.
  9. Делопроизводство по Комитету, как Исполнительному официальному органу коллектива сотрудников Советского учреждения, выполняется Общей Канцелярией Комиссариата vН‹аучного› О‹тдела›v,
  10. Комитет собирается по мере накопления подлежащих его рассмотрению вопросов, но, во всяком случае, не менее одного раза в две недели.
  11. Число членов Комитета, необходимое для действительности его заседаний, устанавливается самим Комитетом на первом его заседании и является обязательным на весь срок полномочий Комитета.
  12. *Для всесторонней информации и согласованности действий коллектива служащих и административных органов Севпроса, один из членов Исполнительного Комитета, по выбору последнего, присутствует на заседаниях Малой и Большой Областной Коммунальной Комиссии по Просвещению*.
  13. Право контроля над деятельностью Комитета принадлежит Общему Собранию сотрудников Севпроса16, от которого и зависит окончательное решение вопросов, вносимых Комитетом на его рассмотрение.
  14. Общее Собрание сотрудников созывается или по инициативе Исполнительного Комитета, или по заявлению не менее ¼ части всех сотрудников Севпроса.
  15. [6] Общее Собрание считается состоявшимся при наличии не менее 1/3 v3v всего числа сотрудников Севпроса. В случае, если Собрание в назначенный срок, за отсутствием кворума, не состоится, на ближайший день назначается новой собрание, которое считается действительным при каком угодно числе присутствующих.
  16. Ведению и разрешению Исполнительного Комитета подлежат вопросы: а) об установлении служебной дисциплины среди сотрудников *Севпроса* vН‹аучного› О‹тдела›v; *о принятии мер к ее поддержанию и об устранении явного и скрытого саботажа среди сотрудников*, б) о порядке увольнения сотрудников в отпуск и об удовлетворении их за время отпуска содержанием, в) о кратковременных отлучках сотрудников от исполнения ими своих служебных обязанностей, г) о контроле над выполнением сотрудниками своих обязанностей, д) о степени соответствия тех или иных сотрудников *требованиям, предъявляемым к советским работникам*, vпорученным им работамv, е) о недоразумениях и конфликтах между сотрудниками на служебной и личной почве, ж) о пособиях сотрудникам при тех или иных тяжелых обстоятельствах жизни и т.д.
  17. Степень участия коллектива в вопросах о назначении и увольнении сотрудников Севпроса определяется Исполнительным комитетом, который руководствуется в этом отношении утвержденной Общим Собранием Инструкцией.
  18. В целях ознакомления всех сотрудников Севпроса с деятельностью Исполнительного Комитета и немедленного проведения в жизнь его постановлений, протоколы его заседаний размножаются и рассылаются во все отделы Севпроса, а потому никто из сотрудников не может отговариваться незнанием того или иного обязательного для всех постановления Исполнительного Комитета.
  19. *По всем вопросам, практическое осуществление которых зависит от Коммунальной Комиссии по Просвещению, Комиссара по Просвещению или его Товарища, Комитет обращается к ним с соответствующими ходатайствами* v1 член Н‹ародного›К‹комиссариата› входит в составv … [нрзб.] ….
  20. [6об.] В случае выхода из состава Комитета кого-либо из его членов, на ближайшем Общем Собрании на место выбывшего избирается новое лицо.
  21. Право изменять текст настоящего устава, или включать в него новые статьи принадлежит Общему Собранию сотрудников, в составе не менее ½ всего их числа, и по постановлению не менее 2/3 всех собравшихся.

СПбФ АРАН. Ф. 208. Оп. 2. Д. 16. Л. 5 — 6 об.

15. Вписано от руки.

16. Очевидно, не вычеркнуто по недосмотру.
34

Докладная записка о деятельности

Научного отдела Комиссариата народного просвещения

Машинопись с карандашной правкой

Первоначальная пагинация 112—117

[13]

v1918v

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ОТДЕЛА

КОМИССАРИАТА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Научный Отдел Народного Комиссариата Просвещения является административным органом, ведающим всеми научными учреждениями Республики, помогая им в осуществлении их научной и культурно-просветительной деятельности vи контролируя эту деятельностьv.

Компетенция научного отдела простирается на все научные учреждения, находящиеся в пределах Петрограда и Северной Коммуны; но для более рационального и планомерного хода работ, Научный Отдел работает в контакте с Центром (Москва) таким образом, что сохраняется постоянная осведомленность об общих меропредприятиях17 и директивах.

Все же текущие дела (касающиеся Петроград‹а› и его района) поступающие из Центра или от заинтересованных учреждений и лиц (в самом районе) поступают в Научный Отдел и там производится рассмотрение (разработка) данного дела; дается заключение; или приводится в пополнение18.

Функции Научного Отдела распределяются по соответствующим инстанциям.

  1. Канцелярия.
  2. Статистически-осведомительн*ое* vыйv отдел
  3. Финансовый
  4. а. *отд‹ел›* гуманит‹арных› наук б‹ывший› *отд‹ел›* естествен‹ых› истор‹ических› наук

vнаучная коллегия (= контроль)v

  1. Издательский
  2. Иностранный

Параллельно пункту 3 — *Центр* — Заведующий Н‹аучным› О‹тделом› Учен‹ый› Секретакрь Н‹аучного› О‹тдела› vАдминистр‹атор›v19 *он же* политич‹еский› комиссар20.

 

[14] II. СТАТИСТИКО-СПРАВОЧНЫЙ: ведет статистику и собирает материалы о деятельности ученых учреждений, включая туда и музеи, которые призваны стать ячейками научной и просветительной работы; собирает сведения о научных обществах; о библиотеках, о изданиях (научных и популярно-научн‹ых›); ведет учет живых научных сил России = карточный каталог; (+ учен‹ые› — сведения о них поступают в словарь энциклопедический)

- На карточке помещается: имя отч‹ество› фамилия, год рождения, ценз, специальность, место последней службы (указание на главнейшие работы по возможности весьма желательны и также указать где справиться о научных трудах вообще)

- - На ряду с собиранием сведений о научных библиотеках, при Научном Отделе составляется своя справочная библиотека, где можно получить данные библиографического характера: — что выходит на книжный рынок (России и заграницей) по отдельным специальностям познания; а также в ней должны быть собраны материалы по деятельности отдельных научных учреждений, обществ и даже частных лиц. (Отчет об-в учреждений, указатели печатных трудов об‹щест›в, учреждений, музеев, и т.п.).

Для более успешной деятельности этой справочной библиотеки Научного Отдела, равно как для достижения наилучшего ее составления (полноте) желательно иметь одно или двух лиц для отдела наук гуманитарных, и одного (или двух) для отдела естествознания.

Штат: группа работников по анкете и регистрации учреждений, обществ, ученых лиц, библиотек, и т.д.; главн‹ый› библиотекарь(ша) и 2 человека ( )21 по специальн‹ости› (как вышеупомянуто) корреспондент(ша) с заграничн‹ичными› библ‹иотеками› и русскими с разн‹ого› рода научн‹ыми› учреждениями).

III. Финансовый отдел. Рассматривает и передает на утверждение (со своим отзывом) сметы различных научных учреждений; обществ, культурно-просветительн‹ых› издательств (популярных, но всегда научно-точных); идет на встречу принести помощь научным работам отдельных лиц, предприятий (экспедиции и т.д.). Но работа этого отдела должна быть соединена с работой [15] следующей IV секции, отделов а) или б). Где сущность сметы разбирается в деталях, обсуждаются предложенные в смете расходы с точки зрения целесообразности, необходимости и пользы их для данного научного учреждения, общества, исследования, в целях обще просветительной и культурной деятельности и т.д. Только в строгом соответствии работы III и IV отд. возможно составление безукоризненной сметы. Одной голой цифры мало, надо узнать соответствует ли она реальным нуждам и пожеланиям; финансовые же соображения, строгие рамки бюджета (сметы), в свою очередь, направляют ход работ. И эта работа будет сокращена или развита не просто взмахом пера, отсекающего лишнюю цифру бюджета, а постольку поскольку это нужно для достижения, хотя бы ‹…›22 производительной работы (ученой и просветительной деятельности) данного учреждения, сообразно действительным требованиям науки. Штат: бухгалтер (м‹ожет› б‹ыть› тоже это23 для общей бухгалтерии по Н‹аучному› О‹тделу›) и помощник.

- - - Ими же ведется сводка финансовых операций, связанных с деятельность. Российских научных учреждений, обществ, музеев и т.д.

IV ОТДЕЛ:

А) отд‹ел› наук гуманительных.

Б) отд‹ел› естественно — исторических наук.

Этот отдел рассматривает все дела и материалы, поступающие в Научный Отдел Комиссариата Народного Просвещения и касающиеся научной деятельности тех или иных научных учреждений, обществ, частных лиц, музеев, издательств и т.п.

Каждый вопрос рассматривается специалистом (естествен‹ником› или истор‹иком› или кем иным) и уже по рассмотрению данное дело с мнением рассмотревшего его лица (сотрудника Н‹аучного› О‹тдела›) передается обратно ученому Секретарю Научного Отдела и далее на утверждение Заведующего Научным Отделом Народного Комиссариата по Просвещению.

- - - - В вопросах сложных, особенной важности, как по желанию лица, кому передается данное дело на рассмотрение, так и самим Ученым Секретарем, м‹ожет› б‹ыть› созвана Комиссия из нескольких лиц для более детального и глубокого изучения вопроса. Комиссия эта вырабатывает свою резолюцию совместно с тем членом Научного Отдела, которому передано данное дело. Секция24 же резолюции Комиссии [16] (как и отдельного члена, см. выше) налагается Заведующим Научного Отдела Народного Комиссариата по Просвещению.

----- Лица эти м‹огут› б‹ыть› приглашены из числа существующих работников Научного Отдела или же могут быть приглашены извне, из Научной среды специалистов. В частности штат для отдела наук‹…›25

СПбФ АРАН. Ф. 208. Оп. 2. Д. 16. Л. 1316.

 

 

17. Так в тексте.

18. Так в тексте; ср.: В исполнение [8].

19. Три позиции выстроены в иерархии.

20. I. Канцелярия — общая для всего научн. отдела и отдельных его секций; в ней ведется регистратура всех входящ и исходящ дел, поступающих в нее или непосредственно, или через учен секретаря. Штат: переписчицы, делопроизводитель, бухгалтер (казначей) [8]. Лист обрезан по нижнему краю. Возможно, утрачен текст, относящийся к характеристике Канцелярии.

21. (minim) [8 об.].

22. minimum’a [10].

23. Даже тоже лицо [10].

24. Санкция [10].

25. Далее текст восстанавливается на основе автографа той же докладной записки (Л. 8—12): черные чернила, первоначальная пагинация: Л. 120—124.
35

[11] естеств‹енно-›историч‹еский› в минимальном составе должен *обнимать* включать 2 лица — представит‹елей› наук *био-химических* биологических, 2 лица — представ‹ителей› наук физико-математических. vотдел‹ение› исторических наук — 2 лица, отделение филологических наук 2 лица, отдел‹ение› обществ‹енных› экономических наук 2 лицаv [10 об.].

V. Иностранный отдел.

М‹ожет› б‹ыть› выделен в самостоятельный, или же vего функции м.б. выполнимыv *выполняться* членами IV отд. группы а) и группы б).

Последнее даже имеет то преимущество, что его деятели будут всегда непосредственно осведомлены с научной заграничной жизнью, и с большей легкостью смогут ориентироваться в разборки предложенных им дел, касающихся деятельности отдельных научн‹ых› учреждений и лиц.

Цель иностран‹ного› отдела — его функции — находиться в постоянном и живом общении по возможности со всеми заграничными научными учреждениями и обществами, обмениваться с ними осведомительными ведомостями, сводками, журналами и книгами, отражающими деятельность научных общ‹еств›, учреждений и лиц.

Составление обзора русской научной жизни для заграницы и т.п.

Штат специальн‹ых› «корреспондентов» — или корреспондент‹ы› являются некоторые лица из отдела IV а и б.

- Во всяком случае работа н‹аучного› о‹тдела› должна идти очень дружно по отделам II, IV и V. VI.

Издательский отдел Издательский отдел, предоставляя автономию научного издательства отдельным научным учреждениям, обществам, музеям (напр., Академия Наук, Физико-Химическое общество, Музей Минералогии и Геологии Императора Петра I и т.д.) все же централизует ее:

[12]

1) ведя учет издательской деятельности (Отд‹ел› Справочно-Статист‹ический›).

2) Утверждая сметы *разл.* vучен‹ых›v учрежд‹ений› по графе «изданий» данного учрежд‹ения,› общ‹ест›ва.

3) Степендируя отдельн‹ые› учрежд‹ения,› общ‹ест›ва, лица на разн‹ого› рода научн‹ые› и популярно научн‹ые› издания (оригинальн‹ые› и переводн‹ые›).

4) *Давая* vПечатаяv отзывы о научной литературе

Для чего отводится специальное место в «Журнале Ком‹иссариата› Нар‹одного› Просвещения» (бывш‹ий› Журн‹ал› Мин‹истерства› Нар‹одного› Просв‹ещения›»).

5. Способствует пополнению научных библиотек отдельн‹ых› учрежд‹ений› и частных лиц или непосредств‹енно› vпомощью, указаниямиv или через Книжную Палату

Для выполнения этой функции Н‹аучный› О‹тдел› К‹омиссариата› Н‹ародного› П‹росвещения› большую услугу будет служить «Справ‹очно-›статист‹ический› отд‹ел› и его библиотека».

6) Предпринимая *самосто* свои собственные издательства — осуществляя их на государств‹енные› средства в государств‹енных› типографиях.

Штат‹ный› специал‹ист› по печатн‹ому› делу, и помощник кто-нибудь из справ‹очно-›статистич‹еского› отд‹ела›.

Для более планомерной и успешной работы из каждого отдела периодически входят представители (коллегиальный принцип) для образования совета (переменного состава, но постоянного по деятельности и по длительности) при администр‹автивно-›научн‹ом› отд‹еле›. Эти лица, входящие в переменный совет, входят в него в связи с родом текущих дел по специальностям (естеств‹енно-›ист‹орические› науки или гуманитарн‹ые›).

References

1. Волков В. А., Владимиров С. В. Из истории организации советской науки // Вестник АН СССР. 1977. № 11. С. 131—138.

2. Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г. М., 1957.

3. Есаков В. Д. От Императорской к Российской. Академия наук в 1917 году // Отечественная история. 1994. № 6. С. 129—130.

4. Занкевич Е. Х. К истории советизации Российской академии наук. Мюнхен, 1957.

5. Иванов А. Е. Первая русская революция и профессура высших учебных заведений. Всероссийский академический союз: идеология, политическая деятельность // Вопросы социально-экономического развития и революционного движения в России. Сборник трудов. Вып. 48. М., 1977.

6. Летопись Российской академии наук. Т. IV. 1901—1934 / отв. ред., сост. Э. И. Колчинский, Г. И. Смагина. СПб., 2007. С. 314—315.

7. Луначарский А. В. К 200-летию Всесоюзной Академии наук // Новый мир. 1925. № 10. С. 99—112.

8. Организация науки в первые годы Советской власти (1917—1925). Сборник документов. Л., 1968.

9. Смирнова В. А. Д. Б. Рязанов. М.,1995.

10. Тункина И. В. На переломе: Академия наук в 1917 г. // Труды отделения историко-филологических наук. 2017. М., 2018. С. 43—60.

11. Фомичев В. И. Создание Государственного комитета по народному образованию // Право и образование. 2009. № 5. С. 110—124.