Regional Dimension of the Afghan Conflict
Table of contents
Share
Metrics
Regional Dimension of the Afghan Conflict
Annotation
PII
S207987840008085-2-1
DOI
10.18254/S207987840008085-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Olga Novikova 
Affiliation: Institute of Scientific Information for Social Sciences RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

The article represents a range of perspectives of the regional states’ politics in the Afghan conflict. Regional powers seek to secure their interests. Many of the security challenges of the region persist. Pakistan tolerates and secretly supports terrorist groups. It has nuclear weapons, weak state institutions, and contentious relations with India. Pro-pakistani groups in Afghanistan poses a direct threat to India, because militancy in Afghanistan, as New Delhi supposes, could spill over into India. The relations of Iran with the Taliban are highly complicated. It is a combination of restrained support and containment. The main goal of Iranians — to prevent Afghanistan from becoming a US political-military bastion. Economic interests of China are expanding, that is why Beijing is deepening its level of engagement in the region. However, a core Сhinese security aim is to overcome Uygur separatism. As it is shown in the article, multiple factors are behind regional states’ politics towards Afghanistan. All of them should be taken into consideration because Afghan conflict settlement could be reached if supported by a regional diplomatic accord brokered by the United States and Russia.

Keywords
Afghanistan, Afghan conflict, regional powers, Pakistan, India, Iran, China, the Taliban, terrorism
Received
24.10.2019
Publication date
30.12.2019
Number of characters
50191
Number of purchasers
10
Views
109
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

Генеральный секретарь ООН сказал: «Важно, чтобы любой мирный процесс предоставлял странам региона возможности для участия в нем. Достижение регионального консенсуса в отношении стабильности в Афганистане будет иметь решающее значение для обеспечения устойчивости любого мирного соглашения. Я приветствую расширение в последние годы взаимодействия между Афганистаном и его региональными партнерами»1. И действительно, для того, чтобы определить результативную политику, направленную на разрешение конфликта, надо иметь в виду, что противостояние Движения Талибан (ДТ) и официального Кабула невозможно рассматривать в отрыве от анализа интересов и политики весьма влиятельных региональных игроков.

1. Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности // Доклад Генерального секретаря. Генеральная Ассамблея. Семьдесят третья сессия, 28.02.2019. A/73/777–S/2019/193. С. 18.


2

Пакистан

 

Накануне событий 11 сентября 2001 г. конфликт между Индией и Пакистаном был близок к вооруженной конфронтации. Пакистан оказывал поддержку антииндийским вооруженным группировкам в Кашмире. Пакистан имел большое влияние в Кабуле, где правил Талибан. После трагедии в Нью-Йорке президент Дж. Буш обратился к Исламабаду за поддержкой в «войне с террором». Опасаясь потерять основного своего союзника в Кабуле и «стратегическую глубину»2 в отношениях с главным противником — Индией, многие пакистанские генералы и пакистанская межведомственная разведка выступили против предложения американского президента. Однако президент Первез Мушарраф, полагая, что США и без поддержки Исламабада начнут военные действия против Движения Талибан и обратятся к Индии, изменив тем самым баланс сил в регионе в пользу Индии, принял предложение Дж. Буша. Пакистан выдвинул три условия: не вовлекать в конфликт индийские вооруженные силы, не позволить Северному Альянсу занять Кабул и допустить в будущий парламент Афганистана умеренных талибов, где они должны составлять основную часть депутатов. Американцы выполнили только первую просьбу Исламабада. Соглашаясь поддержать операцию Международных сил содействия безопасности (МССБ), Исламабад надеялся, что это помешает возможному сближению Соединённых Штатов с Индией. Однако, у американцев были другие соображения. Уже тогда, как и сейчас, они в поднимающемся Китае увидели угрозу своим интересам. Индия им стала нужна как противовес растущей мощи Пекина.

2. Главные цели обеспечения «стратегической глубины» в Афганистане -это избежать окружения, предотвратить риск войны на два фронта и возможную поддержку спецслужбами Индии боевиков из числа белуджей и пуштунов.
3

Во время своего второго президентского срока президент Б. Клинтон усиленно работал над улучшением до того натянутых отношений с Индией. Главным направлением политики администрации Буша, наряду с «войной с террором» было втягивание Индии в орбиту США. Вашингтону в большой мере это удалось, прежде всего, благодаря американо-индийскому соглашению 2005 г. , подразумевающему включение Индии в ядерный клуб. Резко интенсифицировались контакты в сфере обороны. Менее, чем за год продажа американского вооружения Индии выросла с 0 до 6 млрд. долл.3 В докладе министерства обороны Конгрессу США от 2011 г. говорится: «Отношения между Соединенными Штатами и Индией — которые Президент Обама назвал одним из определяющих партнерств XXI в. — приоритет для правительства Соединенных Штатов и для министерства обороны США»4.

3. Report to Congress on U.S. — India Security Cooperation. U.S. Department of Defense. 11.2011. P. 5. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.06.2019).

4. Ibid. P.1
4

Таким образом, после американского вторжения в ИРА и свержения режима талибов, который пакистанцы поддерживали, американцы привели к власти Х. Карзая, который к Индии не был настроен враждебно. Исламабад был обеспокоен, поскольку новая власть стала сотрудничать с бывшими полевыми командирами Северного альянса. В октябре 2011 г. президент Х. Карзай и премьер-министр Сингх подписали стратегическое соглашение, где, наряду с другими положениями, содержалась статья, предусматривающая подготовку Индией, а также оснащение и создание программ наращивания потенциала афганских национальных сил безопасности (армии и полиции)5. Исламабад подумал, что потеряна «стратегическая глубина». Тот факт, что «война с террором» Соединенных Штатов закончилась изменением регионального баланса сил вокруг Афганистана в пользу Индии является одной из основных причин поддержки Исламабадом талибов, несмотря на свои союзнические отношения с США.

5. Agreement on Strategic Partnership between the Islamic Republic of Afghanistan and the Republic of India. Ministry of foreign affairs. Islamic republic of Afganistan. 05.10.2011 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 15.07.2019).
5

Ещё в Стратегическом руководстве по обороне от 2012 г. было обозначено, что Соединенные Штаты покинут Афганистан и сосредоточат свои усилия лишь на районах, непосредственно затрагивающих их интересы, и в будущем будут избегать войн, таких как в Ираке и Афганистане6. В связи с этим становится понятно, что усилится роль соседних с Афганистаном стран за влияние в регионе и на правительство в Кабуле. Соглашение, которое будет подписано между США и талибами7, со всей очевидностью будет предполагать частичный или полный вывод американских сил из ИРА, в любом случае свёртывание их военного присутствия. В этом случае логично предположить, что Соединённые Штаты могут сократить свою поддержку Исламабада, как в военной, так и в экономической сфере. Но это сокращение будет носить ограниченных характер, так как Пакистан остаётся важным геополитическим партнёром США. Как и ранее, главная задача Пакистана обеспечить приход к власти талибов, что крайне необходимо для проведения политики «стратегической глубины» с целью не допустить роста влияния Индии в Афганистане

6. Sustaining U. S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense. Department of Defense. 02.2012 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.06.2019).

7. Статья писалась до заключения данного соглашения — прим. ред.
6 В связи с тем, что Пакистан предоставляет убежище афганским талибам, отношения между Афганистаном и Пакистаном характеризуются неустойчивостью. Нелишне напомнить, что Пакистан был в числе трех стран, наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, признавших правительство талибов.
7 К Индии Пакистан относится последовательно враждебно, обвиняя её посольство и консульства в подготовке анти-пакистанских боевиков, пытаясь не допустить роста влияния Дели после вывода международных сил в 2014 г. Пакистан хотел бы заключить с Афганистаном договор о стратегическом сотрудничестве, куда бы вошло положение о подготовке Пакистаном кадров для афганских национальных сил безопасности.
8 Современная политика Афганистана в отношении Пакистана во многом диктуется спором в отношении застарелой проблемы — линии Дюранда, которая разделила пуштунские племена ещё в 1893 г. Отношение к этой проблеме территориального суверенитета афганской элиты и основной массы населения становится очевидным, если мы вспомним, что ни одно правительство Афганистана по сей день не признало законность этого разделения. Даже движение Талибан во время своего правления (1996-2001) отказалось его санкционировать. Талибы выдвинули лозунг «между мусульманами нет границ».
9 Американцы всегда сознавали важность сотрудничества с Пакистаном для успешного осуществления военной операции на территории Афганистана. Успеха, правда, не случилось. Однако их всегда раздражало нежелание Исламабада предпринять решительные меры против талибов Афганистана. Соединенные Штаты с подозрением относятся к деятельности пакистанской межведомственной разведки, рассматривая ее, однако, как самую влиятельную структуру в этой стране. Ликвидация Усамы Бен Ладена на территории Пакистана, на первый взгляд, привнесло в американо-пакистанские отношения дополнительное напряжение. Положение усугубилось, когда в ноябре 2011 г. американцы по ошибке убили 24 пакистанских военнослужащих. Но уже летом 2012 г. отношения нормализовались. В целом, надо заметить, что Исламабад оказал Вашингтону существенную прямую и косвенную помощь. Пакистаном был разрешён доступ американской военной авиации в пакистанское воздушное пространство с целью проведения бомбардировок в «зоне расселения племён», регулярно осуществлялся транзит американских военных и прочих грузов через пакистанскую территорию, было арестовано более 700 лиц, связанных с «Аль-Каидой». Кроме того, была создана Трехсторонняя комиссия (Афганистан, Пакистан, МССБ), в её рамках встречались военачальники, которые, например, приняли решение о функционировании пяти пограничных центров с сетью радаров, отслеживающих передвижения боевиков. Однако американцы не забывают, что пакистанцы терпели присутствие на своей территории Усамы Бен Ладена и руководящих деятелей ДТ, разместили у себя тренировочные базы афганских боевиков. И эта поддержка по-прежнему имеет место. Безусловно, Пакистан продолжает преследовать, прежде всего, свои собственные цели, не желая переориентировать свою традиционную стратегию, направленную на борьбу с Индией. Соперничество между Индией и Пакистаном — это традиционная шахматная игра регионального масштаба.
10 С другой стороны, индо-пакистанская враждебность — это одно из последствий Большой Игры (Great Game) великих держав в Афганистане, своеобразная прокси война (опосредованная война) в этой стране. Вторжение США в Афганистан — не только попытка обезопасить себя от возможного террористического нападения, но и продолжение Большой игры, куда вовлечены региональные игроки в условиях растущей мировой мультиполярности. Один из элементов этой игры на современном этапе — сближение Соединённых Шатов с Индией, которое не осталось незамеченным ни Китаем, ни Пакистаном.
11 Перед мировым сообществом после вывода международных сил и возможного вывода американских войск из Афганистана встали две задачи: как справиться с талибами и как быть с Пакистаном, имеющим огромное влияние на Движение Талибан, которое потенциально способно свергнуть афганское правительство, особенно в случае утраты им помощи извне. В любом случае без учета позиции Исламабада межафганское урегулирование вряд ли возможно.
12

Пакистанцы знают, что в случае вывода международных контингентов, афганские национальные силы безопасности (армия и полиция) не смогут успешно функционировать без помощи доноров, которые формируют военный бюджет Афганистана. Рэндалл Шривер, помощник министра обороны США по делам Азиатско-Тихоокеанского региона, заявил, что США направляют в Афганистан 45 млрд. долларов в год. Из них 5 млрд. долл. предназначены на субсидирование афганских национальных сил безопасности (армии и полиции), 15 млрд. долл. — на содержание американских войск в ИРА, значительная часть оставшихся средств — на логистическую поддержку. Приблизительно 780 млн. долл. направляются в качестве экономической помощи. Правда, это значительно меньше, чем в 2010-2012 г. , когда в Афганистане были размещены 100 000 военнослужащих, и американским налогоплательщикам это обходилось в 100 млрд. долл. ежегодно8. При сбое внешнего финансирования афганское правительство не удержит страну под контролем. Хотя в сентябре 2014 г. на Саммите НАТО было подтверждено, что, после 2024 г. Афганистан будет сам финансировать свои вооруженные силы9. Но при этом надо отметить, что процесс передачи ответственности афганским силам безопасности идёт неоправданно высокими темпами без учёта реального потенциала афганских силовых структур.

8. Pennington M. Pentagon: Afghan war costing US $45 billion per year. Military Times // The Associated Press. 06.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.06.2019).

9. Wales Summit Declaration on Afghanistan. Press Release. 2014. 121. Issued on 04 Sep. 2014. North Atlantic Treaty Organization [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 05.06.2019).
13

Возникла угроза, как казалось, финансирования вооруженных сил самого Пакистана, когда Д. Трамп 2 января 2018 г. в своём твиттере объявил, что нужно прекращать финансирование Пакистана в сфере безопасности, так как страна продолжает укрывать террористов и что Соединённым Штатам поддержка Пакистана за последние 15 лет стоила американцам 33 млрд долл.10 Премьер министр Пакистана Хан ответил Д. Трампу, что в борьбе с терроризмом его страна потеряла 75000 жизней, и Д. Трамп не должен делать из Пакистана «козла отпущения», в то время как сами США не смогли выиграть войну в ИРА11. Позднее президент Афганистана Ашраф Гани сказал, что Афганская национальная армия не протянет более 6 месяцев без поддержки США, и афганское правительство тоже падёт12.

10. Diaz. D. Trump's first 2018 tweet: Pakistan has 'given us nothing but lies & deceit' // CNN. 02.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 19.07.2019).

11. Constable P. Afghan peace talks may hinge on tentative U.S.-Pakistan thaw // The Washington Post. 05.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 11.07.2019).

12. Iqbal A. Afghan army to collapse in six months without US help: Ghani // Dawn. 18.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 15.06.2019).
14

Известный эксперт К. Фэйр из Джорджтаунского университета, уверена, что Д. Трамп не сможет преодолеть те же барьеры, на которые наткнулся Б. Обама. Есть обстоятельства, которые делают невозможным осуществление каких-либо существенных изменений в американской политике по отношению к Пакистану. Дело в том, что США по-прежнему почти полностью зависят от пакистанских сухопутных и воздушных путей перевозок в Афганистан. Когда Пакистан в 2011 г. перекрыл сухопутные пути (GLOCs), американцы переключились на воздушные транспортировки (ALOCs). Это дороже, но расходы компенсировались тем обстоятельством, что на время перекрытия сухопутного пути прекратилось финансирование Пакистана через Фонд международной коалиции. Конечно, Пакистан мог бы перекрыть и воздушные пути, но вряд ли пойдет на подобный шаг, так как американцы воспримут это как объявление войны. А поскольку американский президент продлевает пребывание американских войск в ИРА, то, по мнению К. Фэйр, США ещё больше стали зависеть от Пакистана, чем до «Новой политики» Трампа13.

13. Ayres A. Five questions with C. Christine Fair on India, Afghanistan, and Iran // Council on Foreign Relations. Blog Post. 28.06.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.07.2019).
15

Индия

 

После вступления советских войск в Афганистан, Индия, имевшая тесные отношения с СССР и руководствуясь геополитическими соображениями, единственная из неприсоединившихся стран поддержала в ООН советскую позицию. Индия позже оказали поддержку Наджибулле, полагая, что этот лидер будет сдерживать растущее влияние Пакистана в ИРА. После падения правительства Наджибуллы, муджахеды, пришедшие к власти, стали проводить по отношению к Индии враждебную политику. Индия при правительстве Нарасимха Рао внесла изменения в свою афганскую стратегию и стала налаживать отношения с различными группировкам муджахедов, независимо от их идеологии и отношений с Пакистаном. Как выразился бывший индийский дипломат М.К. Бхардракумар, Индия должна взаимодействовать с правительством в Кабуле, независимо, от его близости к Пакистану или его службам безопасности»14. Во время правления талибов между Индией и Афганистаном не существовало дипломатических отношений. Опасаясь агрессивной исламизации региона, Индия поддержала Северный Альянс, предоставив ему помощь в размере 70 млн. долларов США15.

14. Choudhury A. India in Afghanistan after the Soviet withdrawal // The Diplomat, Japan. 14.05.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.06.2019).

15. Khalil A. B. The Afghan National Unity Government’s ‘China Card’ Approach to Pakistan: Part 2 // The Diplomat. 12.04.2019. P. 243 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 15.07.2019).
16 С Афганистаном Индия связывает проблемы своей внутренней безопасности, так как она обвиняет талибов в поддержке повстанческого движения в Джамму и Кашмире. Закрытие тренировочных баз иностранных боевиков-террористов в Афганистане - это один приоритетов в индийской политике региональной безопасности. Если в Афганистане талибы не придут к власти, Пакистану труднее будет реализовывать стратегию «стратегической глубины» в отношении Индии. Действительно, рассматривая индо-пакистанские противоречия в региональном измерении, нельзя не понимать, что негласная поддержка Пакистаном Движения Талибан в некоторой степени объясняется неразрешенным спором вокруг Кашмира. Пакистанская военная элита препятствует национальному бизнесу углублять экономические связи с Индией, полагая, что вначале необходимо урегулировать территориальный конфликт. У президента Х. Карзая был свой подход. Он считал, что, наоборот, необходимо углублять отношения с Дели, чтобы ограничивать давление Исламабада. Поэтому в октябре 2011 г. было заключено соглашение между Индией и Афганистаном. Для Индии это был сдвиг в её афганской политике, который означал, что она согласна с идеей осуществления процесса национального примирения в Афганистане под руководством официального правительства в Кабуле. Это с неудовольствием было встречено её бывшими союзниками из Северного альянса.
17

Отношение Индии к Афганистану во многом является следствием реализации «доктрины Гурджала», которая предусматривала, что, являясь доминирующей региональной державой, Индия обязана помогать малым государствам Южной Азии, не требуя взаимности. По объёму предоставляемой Афганистану помощи Индия занимает пятое место среди всех доноров и первое место среди региональных. Ею построено здание парламента ИРА, финансируются проекты в области образования и медицинского обслуживания, строительства, инфраструктуры, предоставляется продовольственная помощь. Индия участвует в подготовке сил безопасности Афганистана и её государственных служащих. Индия передала Афганистану в 2015-2016 гг. 4 вертолёта МИ-35 и ещё 4 - в 2018 г. , что является отходом от её предыдущей политики, предусматривающей военные поставки исключительно нелетального характера16. В программы развития Афганистана Индия вложила 2 млрд. долл.17. Не всякая экономическая активность Индии в Афганистане находит одобрение в Пакистане. Неудовольствие Исламабада вызвало строительство дороги Джелалабад — Чабахар18, что даст афганцам возможность обойтись без транзитного пути через Пакистан. Торговая политика Индии в большой степени ориентирована на Афганистан, который является вторым по объёму рынком для индийской экспортной продукции. Развитие экономических отношений с Афганистаном может в перспективе принести Индии большую выгоду. Афганистан обладает богатыми месторождениями железной руды, столь необходимой Индии в силу её экономического роста. Она нуждается в туркменском газе, который она будет получать после окончания строительства газопровода ТАПИ, в узбекском хлопке и казахстанском уране. Индия полагает, что мирный и безопасный Афганистан поможет её экономическому проникновению в государства Центральной Азии.

16. Enhancing Security and Stability in Afghanistan // Report to Congress. 06. 2019. P. 20 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.07.2019).

17. Development partnership. Embassy of India. Kabul [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 28.08.2019).

18. В строительство порта Чабахар Индия готова вложить 500 млн долл.
18

Индия в большой степени обеспокоена угрозами безопасности, исходящими с территории Афганистана, где расположены тренировочные базы террористических организаций Хархат-уль-Джихад Ислами, Харкат уль Муджахедин, Харкат-уль-Джихад аль-Ислами и Лашкар- и- Тайба. Последняя организация подозревается в нападении на консульство Индии в Герате в 2014 г. Опасения Дели вызывает деятельность группировки Хаккани, подозреваемой в связях с Пакистанской межведомственной разведкой. Большинство из этих террористических группировок имеют связи с талибами. Встревожило Дели и выступление одного из самых известных исламских проповедника Юсуфа аль Кардави, проживающего в Дохе, который приветствовал намерение джихадистов бороться за создание Исламского государства в Кашмире19. Исламистские группировки представляют угрозу и для внутренней безопасности Индии. Они проводят агитацию среди индийских мусульман, успешно вербуют многих из них, пытаясь доказать, что мусульмане в Индии подвергаются притеснениям, ущемляются в правах.

19. Swami P. “Obama’s ‘Peace at any cost’ Talks with Taliban may recoil on India”// Firstpost. 20.06.2013 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 05.09.2019).
19 Индия заинтересована, чтобы мирный процесс в Афганистане носил инклюзивный характер, то есть чтобы в нём участвовали, помимо США, Индия, Иран, Россия и центральноазиатские страны постсоветского пространства. Такой формат представляется для Индии оптимальным, чтобы снизить степень контроля Пакистана за мирным процессом. Индия, как утверждает Кристин Фэйр из Джорджтаунского университета, была застигнута врасплох, когда неожиданно для себя узнала накануне вывода войск МССБ, что Вашингтон самостоятельно намерен вести диалог с Движением Талибан20. В 2019 г. Вашингтон осуществил это намерение. Сейчас, как и ранее, американцы делят талибов на «плохих» и «хороших», и считают, что с «хорошими» можно договориться, что для Индии выглядит неприемлемым, т.к. Дели предполагает, что Соединённые Штаты после вывода части своих войск могут договориться с Пакистаном о защите американских интересов пакистанцами «на аутсорсинге».
20. Fair C. Ch. Securing Indian Interests in Afghanistan Beyond 2014 // Asia policy. 2014. № 17. P. 30.
20

Беспокойство Индии вызывает ситуация, складывающаяся во время мирных переговоров Соединённых Штатов с Движением Талибан в Дохе, где не обозначена роль Индии, хотя это было предусмотрено в рамках Стратегии в Южной Азии Д. Трампа. Во время выступления в Государственном Департаменте Соединённых Штатов представителя США на переговорах с талибами З. Халилзада присутствовали специальные представители из России, Китая и ЕС. Индия не была приглашена21.

21. Haidar S. Afghanistan and the Taliban: next stage in the Great Game // The Hindu. 22.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>>
21 Индия чувствует себя ущемлённой, потому что её амбиции сейчас простираются далеко за пределы своих отношений с Пакистаном. Она хочет видеть подтверждение своего статуса регионального лидера на всём пространстве Южной Азии, быть гарантом безопасности стран региона. Этого она может достигнуть, участвуя в урегулировании региональных конфликтов, например, афганского конфликта. На данном этапе мирного урегулирования в Афганистане в реальности получается, что Соединённые Штаты оттесняют Индию от участия в процессе урегулирования, несмотря на её большой вклад в восстановление экономики ИРА, укрепление государственных институтов Афганистана и, главное, очевидное потепление отношений с Вашингтоном в последнее время. Что касается Пакистана, то сближение между США и Индией рассматривается им как провоцирующее региональную нестабильность. В целом, можно предположить, что случае улучшения отношений между Пакистаном и Индией возможны позитивные изменения и в процессе урегулирования афганского конфликта.
22 Индия, так же, как и США, стремится ограничить влияние Китая в Афганистане и ЦА. Американцы пытаются сдерживать рост влияния Китая, поддерживая активность Индии в этой стране и оказывая помощь Индии в её стремлении стать главным региональным лидером. Но этим самым Вашингтон не может не подрывать свои отношения с Пакистаном. Представляется, что Соединенные Штаты не могут достигнуть своих целей в отношении Индии, Пакистана и Афганистана одновременно, как бы искусно они не вели свою внешнеполитическую игру.
23

Иран

 

Внешне иранская политика по отношению к Афганистану и ситуации вокруг него выглядит сложной и порой противоречивой. Однако, в действительности, избранной Ираном сложной политической линии присуща определенная логика, в основе которой лежит главная цель — защита национальных интересов страны путем борьбы с внешними угрозами как на ближних, так и на дальних подступах.

24

Серьёзная проблема, осложняющие отношения между Ираном и Афганистаном — это существование на территории Ирана афганских беженцев. Иран превратился во вторую по количеству беженцев страну в мире. В 2018 г. их количество достигло 2.759.010 человек22. Многие эмигранты считают, что за долгий период пребывания на чужбине их условия жизни ухудшились, перспективы возвращения нереалистичны и отдалены23, а интеграция их в принимающее общество затруднена. Определенное беспокойство афганского руководства связано с содержанием порядка трех тысяч беженцев из ИРА в иранских тюрьмах.

22. Global Focus. Afghanistan. UNHCR. 2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 02.07.2019).

23. Tyler D. Reframing solutions for Afghan refugees // Forced Migration Review. 2012. Vol. 46. P. 19 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 25.06.2019).
25

Транспортировка наркотиков из Афганистана в Иран рассматривается Тегераном как угроза национальной безопасности. И если при режиме талибов удалось свести производство наркотиков в Афганистане к беспрецедентно низкому уровню, то сейчас налицо его стремительный рост. Производство опиума в мире в 2017 г. выросло по сравнению с предыдущим годом на 65% и достигло 10,500 тонн. В Афганистане выращивание опийного мака достигло 9000 тонн в 2017 г. , то есть имело место увеличение производства на 87%. Причинами этого явились политическая нестабильность, отсутствие правительственного контроля, уменьшение экономических возможностей для сельхозпроизводителей, что вынудило их сотрудничать с преступными группами, связанными с торговлей наркотиками24.

24. World Drug Report 2018. UNODC. Executive summary. Conclusions and policy implications. P. 8 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 20.06.2019)
26

Но ни беженцы, ни наркотрафик не вызывают у иранского руководства столько опасений, сколько размещение американских войск в соседней стране. Как считают некоторые исследователи, подозрения и недоверие в отношении великих держав, особенно европейских, и Соединённых Штатов — один из элементов иранской национальной идентичности. Данное представление о Западе присутствует в дискуссиях об идеологии, экономике и развитии. Предполагается, что Исламская Республика Иран его не изобрела, просто оно приобрело новую исламскую форму25. Притом религиозное противостояние иранского шиизма и афганского суннизма отходит на второй план, хотя Тегеран и оказывает поддержку афганским хазарейцам, которые исповедуют шиизм.

25. Ghahremanpour R. Iran looking west: Identity, rationality and Iranian foreign policy. Р. 54—72 // Parsi R. and Rydqvist J. (Ed.) Iran and the West. Regional interests and global controversies. Swedish Defence Research Agency. Special report, 2011 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 02.07.2019).
27 Несмотря на отрицание Тегераном своей причастности к подготовке, вооружению и заброске на территорию ИРА боевиков вооруженной оппозиции, афганцы подозревают Иран в организации диверсионно-террористических актов в западных провинциях Афганистана, которые можно рассматривать в качестве своеобразной буферной зоны, прикрывающей иранскую границу от американцев и их западных союзников. Афганские официальные лица, не желая обострять отношения с соседом, высказывают лишь предположения, что отдельные коррумпированные элементы в иранской армии и спецслужбах занимаются контрабандой оружия.
28

Иран заинтересован в стабильном Афганистане, имеющем надлежащее государственное управление. В свое время Тегеран даже частично оплачивал расходы администрации президента Х. Карзая в размере от 700 до 975 тыс. долларов США наличными один или два раза в год26. Правда, аналогичную помощь, и тоже наличными, но в других масштабах, администрация афганского президента получала и получает от американцев. В то же время Вашингтон, выражая скепсис по поводу мотивации Ирана, пытается использовать подобные факты для дискредитации иранской политики на афганском направлении.

26. Iran pays US: Karzai // New York Post. 26.10.2010 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 15.06.2019).
29

Иранцы, в свою очередь, проявляют недовольство военной и разведывательной активностью западных стран в иранском приграничье. Однако в еще большей степени Тегеран озабочен вполне реальной перспективой сохранения военного присутствия США в ИРА на длительный период. Иранский посол в Китае, Кешаварз-Заде сказал, что «вывод войск США из Сирии и Афганистана принесёт региону безопасность»27. Пока соглашение о статусе иностранных военных баз в Афганистане не было подписано, иранцы пытались отговорить официальный Кабул от этого «опрометчивого» шага.

27. US withdrawal from Syria, Afghanistan to bring regional security: Iranian Ambassador // Associated Press of Pakistan. 02.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 21.06.2019).
30

В условиях иностранного военного присутствия в Афганистане, наиболее перспективным путем решения задачи по наращиванию политического влияния на Кабул являлось активное участие Тегерана в реконструкции ИРА. Иран занимает лидирующие позиции среди государств, инвестирующих немалые средства в экономику исламской республики. Иранские компании участвуют в строительстве энергетических и сельскохозяйственных объектов, шоссейных и железных дорог, мостов, модернизации систем водоснабжения и связи. Иран является поставщиком многих стратегических товаров в Афганистан, от бензина и дизельного топлива до продуктов питания. Учреждена совместная комиссия по вопросам торговли, достигнута договоренность об использовании национальных валют двух стран в двусторонней торговле. К 2018 г. Иран опередил Пакистан и стал крупнейшим торговым партнёром Афганистана. С марта 2017 до марта 2018 Иран поставил в ИРА товаров почти на 2 млрд. долл.28

28. Mohammadi Z. Afghanistan-Iran Trade Volumes Rise // TOLO News. 22.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.06.2019).
31 Расширено взаимодействие двух стран в сфере здравоохранения и образования. В провинциях Герат, Нангархар, Кабул, Фарах, Балх, Кандагар и Бамиан иранцы строят больницы, поликлиники, школы, типографии, восстанавливают объекты религиозного и культурного назначения. Принимая во внимание историческую и языковую близость с афганскими таджиками и хазарейцами, Иран намерен продолжить использовать “культурный” фактор как важный инструмент для сохранения своего влияния в западных, северо-западных и некоторых центральных районах ИРА.
32 В Тегеране вызывают раздражение регулярные антииранские кампании в афганских СМИ, продвигаемые, по мнению иранцев, в том числе и американской стороной, которая пытается, как считают иранцы, посеять раздор между двумя соседними государствами. Весьма ревностное отношение у Тегерана к транснациональному газовому проекту ТАПИ, в котором иранская сторона не участвует. При этом иранцы недовольны позицией Кабула, который, как им казалось, должен был бы учесть иранские интересы в этом проекте, а не идти на поводу у американцев.
33 Несмотря на периодически вспыхивающие ирано-афганские противоречия, Кабул не стремится заострять внимание на спорных вопросах. Обеим странам удается сглаживать проблемные моменты, успешно развивать политический диалог и торгово-экономические связи. Кабул заинтересован в поддержании добрососедских отношений с Ираном, как с экономической точки зрения, так и во избежание возникновения конфликтного потенциала. При этом следует подчеркнуть, что постоянно осуществляемое давление Соединённых Штатов на Иран, в том числе по поводу ядерной программы Ирана, затрудняет реализацию Тегераном своей политики на афганском направлении. Важно в этой связи отметить и позицию Кабула по вопросу об обстановке вокруг иранской ядерной программы. Афганское руководство рассматривает стремление Ирана к развитию мирной атомной программы в контексте зафиксированного в ДНЯО положения о неотъемлемом праве государств на использование ядерной энергии в мирных целях, полагая, что эту проблему нужно решать исключительно политико-дипломатическими методами.
34 Можно предположить, что руководство Афганистана, не имея достаточных ресурсов и прочной политической опоры внутри страны, и будучи зависимым от внешних факторов, продолжит политику лавирования между Тегераном и Вашингтоном. Официальный Кабул призывает Тегеран к расширению своего присутствия в ИРА, а высокопоставленные афганские чиновники в ходе контактов с иранскими коллегами поддерживают антизападную риторику, отмечая, что военная стратегия американцев не способствует восстановлению мира и безопасности Афганистана.
35 В целом отношения между Ираном и Афганистаном, скорее всего, будут развиваться в позитивном направлении. Правда, вектор усилий ИРИ на афганском направлении во многом будет определяться тем, как долго и в какой мере сохранится в Афганистане американское военное присутствие. Пока не спадет напряженность между США и Ираном, усилия Тегерана будут направлены на предупреждение всеми имеющимися средствами превращения афганской территории в плацдарм для недружественных акций против ИРИ.
36

Тегеран продолжает взаимодействовать с афганскими талибами, преследуя как свои военно-политические, так и экономические интересы в регионе, оказывая финансовую и материальную помощь афганской вооруженной оппозиции. Иранцы оправдывают поддержание этих отношений тем, что талибов можно использовать в борьбе с распространением ИГИЛ в Афганистане. Талибан формализовал свои отношения с Ираном, назначив своего представителя в ИРА29. Иранский посол в Афганистане Мохаммед Реза Бахрами официально признал наличие контактов с Движением Талибан, якобы в целях получения разведывательной информации30. Иран поставляет талибам оружие и ведёт подготовку снайперов из числа боевиков ДТ. Кроме того, иранцы пытаются использовать талибов для удовлетворения своих экономических интересов. В этом плане для Тегерана очень важно создать условия для безопасного использования торгового пути из южной части Афганистана через афганскую провинцию Фарах и далее к иранскому порту Чабахар, который может обеспечить торговлю ИРА с Индией в обход Пакистана. Нужно отметить, что Соединённые Штаты вывели из-под действия санкций этот иранский порт, который используется Афганистаном и Индией для транспортировок грузов, то есть этот порт был исключён из санкционного режима, введённого в 2012 г. в рамках закона о противодействии Ирану31.

29. Taliban enhances diplomatic ties with Iran, other regional countries // Pajhwok Afghan News. 17.10.2016 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 25.06.2019).

30. Iran officially confirms having communication with Taliban in Afghanistan // Ariana News. 09.12.2016 [Электронный ресурс]. URL:http://ariananews.af/latest-news/iran-officially-confirms-having-communication-with-taliban-in-afghanistan/ (дата обращения: 15.06.2019).

31. США вывели из-под санкций иранский порт Чабахар // Каспийский вестник. 12.07.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.07 2019).
37 Представляется, что Иран продолжит наращивать усилия по дальнейшему укреплению своих позиций в Афганистане, действуя одновременно по нескольким направлениям. Развивая политические и экономические отношения с официальным Кабулом, Тегеран одновременно будет работать с талибами, которые также проявляют к иранцам интерес, стараясь диверсифицировать внешние контакты, чтобы ослабить зависимость от Пакистана. С одной стороны, предполагается, что подобный подход будет способствовать постепенному «выдавливанию» США из Афганистана, а, главное, выводу американских войск из страны. С другой стороны, в случае формирования новых структур власти с участием талибов, Иран сможет обеспечить лояльное отношение афганского правительства к своим запросам в регионе.
38

Китай

 

В официальных документах и в статьях китайских исследователей определены три враждебные Китаю силы: насильственный терроризм, этно-национальный сепаратизм и религиозный экстремизм. Главная проблема в сфере национальной безопасности, связанная с Афганистаном, - это возможность распространения идеологии насильственного экстремизма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Ещё в 2017 г. сирийский посол в Китае заявлял, что до 5 тыс. боевиков-уйгуров32 из СУАРа воюют в составе различных вооружённых группировок в Сирии33. Синьцзян-Уйгурский автономный район богат нефтью, газом и другими полезными ископаемыми, и, вдохновлённые фактом создания новых независимых государств - Казахстана, Киргизии и Узбекистана — уйгуры, как считает Пекин, лелеют мечту о полной независимости. Время от времени здесь действительно вспыхивают волнения сепаратистского толка. Китай в этой проблеме ищет поддержки у государств, имеющих влияние на ситуацию в Афганистане. Одной из причин, почему Китай с крайней осторожностью рассматривает возможности своего участия в решении афганских проблем неэкономического характера — это опасение выглядеть врагом ислама, что не только ухудшит ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, но и осложнит его отношения с Пакистаном.

32. Уйгуры — мусульмане тюркского происхождения

33. Blanchard B. Syria says up to 5,000 Chinese Uighurs fighting in militant groups // Reuters. 11.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
39

Китай и Афганистан подписали соглашение о стратегическом партнёрстве в 2012 г. , в котором обозначены интересы Пекина в этой стране. Китай опасается, что если Талибан придёт к власти, то это окажет огромное влияние на сепаратистов СУАРа. Ранее китайское правительство пыталось следовать политике невмешательства и отказалось участвовать в создании фонда (4,1 млрд. долл.) поддержки афганской армии после 2014 г. , хотя позже китайцы предоставили 73 млн долл. на поддержку афганских национальных сил безопасности34. В Поднебесной обучаются представители афганской пограничной полиции, Афганистану поставляются оружие, военная техника и оборудование, в том числе средства разминирования, бронетранспортеры и бронежилеты. На основе двустороннего соглашения Пекин и Кабул проводят совместные контртеррористические операции в приграничном с КНР Ваханском коридоре Афганистана.

34. Khalil A. B. The Afghan National Unity Government’s ‘China Card’ Approach to Pakistan: Part 2 // The Diplomat. 12.04.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения:15.07.2019).
40

Поддерживая афганские силы безопасности, Пекин в то же время имеет конфиденциальные контакты с представителями ДТ, к чему подключены китайские спецслужбы. Ещё в июле 2016 г. Пекин в очередной раз по приглашению китайского правительства посетила представительная делегация политического офиса ДТ в Катаре под руководством Шера Аббаса Станикзая35. Талибы не скрывают, что подобные визиты являются продолжением их кампании по установлению связей с такими странами, как Норвегия, Германия, Франция, Великобритания, а также с региональными государствами. Китайский визит представителей ДТ имел своей целью «установление мира в ИРА и решение накопившихся проблем путем переговоров». Если говорить конкретнее, то Движение Талибан хочет, чтобы власти Китая оказали помощь в связи с "оккупацией" иностранными силами Афганистана и поднимали эти вопросы на международных форумах.

35. СМИ: делегация группировки «Талибан» посетила Китай // РИА Новости. 30.07.2016 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 28.09.2019).
41

Что касается Китая, его заинтересованность в стабильности Афганистана растёт, в том числе в связи с планами Пекина в экономической области. С 2013 г. Китай продвигает проект «Один пояс, один путь». Это китайский вариант сходный, на первый взгляд, с инициативой США «Новый шёлковый путь». В части, касающейся Афганистана, подразумевается, что инициативы такого рода будут способствовать решению афганского вопроса путём вовлечения ИРА в процессы региональной интеграции и развития. Но если американский проект так и не перешёл в практическую плоскость, и дело не пошло дальше дипломатических встреч и деклараций, то китайцы вложились в свой проект финансово. И инвестиции в строительство только одного из шести запланированных в рамках проекта «Один пояс, один путь» коридоров, а именно китайско-пакистанского экономического коридора достигли 51, 5 млрд. долл.36 Правда, здесь надо отметить, что Пакистан, несмотря на официальные заявления об обратном, не в восторге от вовлечения Афганистана в проект. Помимо проекта «Один пояс, один путь», Китай создал такие финансовые институты, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Национальное агентство развития и сотрудничества, которые планируется использовать, в том числе, в целях предоставления помощи ИРА. Прослеживается нацеленность Пекина на освоение природных ресурсов и полезных ископаемых Афганистана, а также доступ на среднеазиатские рынки. Однако под давлением США афганские власти под различными благовидными предлогами не дают КНР серьезно заняться разработкой меднорудного месторождения «Айнак». Сначала никак не решались вопросы обеспечения безопасности инженеров, служащих и рабочих, а сейчас в этой же местности начались археологические раскопки древних артефактов.

36. Kiani Kh. With a new Chinese loan, CPEC is now worth $51.5bn // Down. Updated. 30.09.2016. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.07.2019).
42 Пекин не хотел бы падения правительства в Кабуле из-за опасения, что повторятся события, последовавшие после вывода советских войск из Афганистана и поэтому вынужден терпеть военное присутствие США в ИРА. Его, конечно волнует внутренняя ситуация в Афганистане, но в Пекине полагают, что если падёт правительство в Кабуле, то это создаст определенные проблемы. Однако, если рухнет правительство в Исламабаде, — это будет катастрофа. В китайском стратегическом мышлении Пакистану по-прежнему отведено более важное место по сравнению с Афганистаном. Особую обеспокоенность у китайцев вызывает перемещение идей и людей из Афганистана в Пакистан и из Афганистана в Центральную Азию. В связи с этим главными задачами Китая в сфере безопасности в настоящий период являются, во-первых, предотвращение ситуации, при которой Афганистан опять станет спокойной гаванью для международных террористов (например, в случае проникновения туда боевиков из Сирии и Ирака после военного поражения ИГИЛ) и блокирование финансирования террористов.
43 Рассматривая возможность переговоров между Талибаном и афганским правительством, Китай предполагает, что мирное соглашение должно быть гарантировано США, ЕС и/или Китаем. Китай считает, что его преимущество состоит в том, что он не поддерживает никакую определённую силу и группу в Афганистане в борьбе против других сил и групп, никто не видит в нём врага и поэтому Пекин может предоставить всех устраивающую платформу для переговоров. Существует, правда, скептицизм по поводу участия в переговорах афганского правительства, которое не может существовать без иностранной помощи и делает шаги в области мирного урегулирования только после консультаций с Вашингтоном.
44

В условиях, когда Россия наращивает свои усилия в области евразийской интеграции, а Соединённые Штаты, похоже, пока не собираются полностью выводить свои войска из Афганистана, Китай пересматривает свою политику в регионе в сторону её активизации. Кроме того, Пекин рассматривает Афганистан как площадку для сотрудничества с США в вопросах региональной безопасности. Конечно, между США и Китаем существуют противоречия, и в данном регионе Пекин имеет большое геополитическое влияние, может послужить противовесом геополитическим устремлениям Вашингтона. Интересно, что КНР декларирует, что в деле стабилизации Афганистана ключевую роль должна играть Шанхайская организация сотрудничества, на деле же Пекин предпочитает взаимодействие в этой сфере на двусторонней основе37. Основные причины этого — расхождения участников на предмет американского военного присутствия в ИРА. Противоречия связаны и с тем обстоятельством, что в организации присутствуют одновременно соперничающие Индия и Пакистан, что затрудняет принятие решений по Афганистану на основе консенсуса. Четырёхсторонняя координационная группа (США, Китай, Пакистан, Афганистан) не функционирует. «Стамбульский процесс» остановился на уровне деклараций.

37. Mazhar M. S., Ozair S., Goraya N.S. Post 2014-Afghanistan, South Asian Studies // A Research Journal of South Asian Studies. 2013. Vol. 28. № 1. P. 72—73 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.06.2019).
45

Это создаёт перспективу соперничества великих держав в Центральной Азии, в том числе между Россией и Китаем, который не захочет позволить России превратить ЦА в зону своих особых интересов. Но если Китай решил осуществить доминирование в Центральной Азии, он должен взять на себя бóльшую ответственность, чем сейчас. Китай идёт по пути превращения своего статуса региональной державы в глобальную. Однако маловероятно, что он может послать свой воинский контингент в Афганистан или создать там свою военную базу. Вместо этого Китай собирается построить военную базу для афганской армии на афгано-таджикской границе в провинции Бадахшан, о чем в январе 2018 г. в печати были сообщения38. Такой подход Китая связан еще и с опасениями Пекина относительно возможного проникновения китайских уйгуров из числа террористов на территорию КНР через Афганистан.

38. Kucera J. Report: China building military base on Afghan-Tajik border // Eurasia.net, USA. 07.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения:12.07.2019).
46 Заключение
47

Отношение региональных государств к Движению Талибан зачастую резко отличается. Так, в Пакистане правящие круги, хотя и не афишируют свою точку зрения, однако к талибам относятся как к политической партии, а не как к террористам. В Исламабаде доминирует мнение, что после того, как в Кабуле, наконец, поймут и примут эту истину, может начаться нормальный переговорный процесс. В правительстве национального единства Афганистана существуют разные взгляды на то, как относиться к талибам - как к террористам или как к повстанцам - и какую политику в отношении этого движения проводить. Прежде чем разговаривать с талибами, необходимо прийти к консенсусу относительно путей урегулирования межафганского конфликта внутри афганского правительства. Иранцы поддерживают идею стимулирования мирного процесса в Афганистане путем направления соответствующего сигнала талибам со стороны региональных государств на основе общего подхода в борьбе с терроризмом, исключающего политику «двойных стандартов» в сфере противодействия террористическим угрозам. Индия выразила готовность приложить усилия для имплементации ташкентской декларации, принятой по итогам Конференции по Афганистану (март 2018 г. ), призывающей к прямым переговорам с талибами без предварительных условий39. Китайцы внимательно отслеживают деятельность ИГИЛ и талибов в Афганистане, опасаясь их определенного смыкания с центрально-азиатскими радикальными группировками. В вопросах обеспечения мира и стабильности в ИРА, предотвращения распространения с афганской земли угроз, связанных с терроризмом и наркотиками, оказания Кабулу содействия в развитии экономики страны интересы России и Китая полностью совпадают. Общий подход к этим проблемам открывает широкие возможности для активного взаимодействия России и Китая в регионе. Это тем более важно, что США и их союзники, находящиеся в Афганистане, делают все возможное для того, чтобы Китай играл в ИРА и регионе сравнительно незначительную роль. Учитывая, что США, судя по прогнозам экспертов, не собираются полностью прекращать своё военное присутствие в Афганистане, их сдержанное отношение к роли КНР в регионе сохранится.

39. India backs direct talks with Taliban. Pressreader // The Hindu. 02.10.2018. URL: >>> (дата обращения: 03.06.2019).
48 Позиции региональных государств в отношении афганского конфликта имеют большое значение. Становится очевидным, что жизнеспособное урегулирование может быть найдено только на основе диалога между талибами и правительством ИРА, поддержки мирного процесса региональными государствами, Соединёнными Штатами и Россией. Здесь отметим, что талибы в настоящее время40 заявляют, что согласны на переговоры с официальным Кабулом только после вывода всех иностранных войск из Афганистана.
40. Статья написана в начале сентября 2019 г.

References

1. Polozhenie v Afganistane i ego posledstviya dlya mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti // Doklad General'nogo sekretarya. General'naya Assambleya. Sem'desyat tret'ya sessiya, 28.02.2019. A/73/777–S/2019/193.

2. SMI: delegatsiya gruppirovki «Taliban» posetila Kitaj // RIA Novosti. 30.07.2016 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20160730/1473234819.html (data obrascheniya: 28.09.2019).

3. SShA vyveli iz-pod sanktsij iranskij port Chabakhar // Kaspijskij vestnik. 12.07.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://casp-geo.ru/ssha-vyveli-iz-pod-sanktsij-iranskij-port-chabahar/. (data obrascheniya: 12.07 2019).

4. Agreement on Strategic Partnership between the Islamic Republic of Afghanistan and the Republic of India. Ministry of foreign affairs. Islamic republic of Afganistan. 05.10.2011 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://mfa.gov.af/en/news/3867 (data obrascheniya: 15.07.2019).

5. Ayres A. Five questions with C. Christine Fair on India, Afghanistan, and Iran // Council on Foreign Relations. Blog Post. 28.06.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cfr.org/blog/five-questions-c-christine-fair-india-afghanistan-and-iran (data obrascheniya: 12.07.2019).

6. Blanchard B. Syria says up to 5,000 Chinese Uighurs fighting in militant groups // Reuters. 11.05.2017 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reuters.com/article/uk-mideast-crisis-syria-china/syria-says-up-to-5000-chinese-uighurs-fighting-in-militant-groups-idUSKBN1840UP (data obrascheniya: 13.06.2019).

7. Choudhury A. India in Afghanistan after the Soviet withdrawal // The Diplomat, Japan. 14.05.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://thediplomat.com/2019/05/india-in-afghanistan-after-the-soviet-withdrawal/ (data obrascheniya: 10.06.2019).

8. Constable P. Afghan peace talks may hinge on tentative U.S.-Pakistan thaw // The Washington Post. 05.12.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/afghan-peace-talks-may-hinge-on-tentative-us-pakistan-thaw/2018/12/05/0d8f4818-f893-11e8-8c9a-860ce2a8148f_story.html?utm_term=.534dddbbac2b (data obrascheniya: 11.07.2019).

9. Diaz. D. Trump's first 2018 tweet: Pakistan has 'given us nothing but lies & deceit' // CNN. 02.01.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://twitter.com/realdonaldtrump/status/948322496591384576?lang=en (data obrascheniya: 19.07.2019).

10. Enhancing Security and Stability in Afghanistan // Report to Congress. 06.2019. P. 20 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://media.defense.gov/2019/Jul/12/2002156816/-1/-1/1/ENHANCING-SECURITY-AND-STABILITY-IN-AFGHANISTAN.PDF (data obrascheniya: 10.07.2019).

11. Fair C. Ch. Securing Indian Interests in Afghanistan Beyond 2014 // Asia policy. 2014. № 17. P. 27—32.

12. Ghahremanpour R. Iran looking west: Identity, rationality and Iranian foreign policy. R. 54—72 // Parsi R. and Rydqvist J. (Ed.) Iran and the West. Regional interests and global controversies. Swedish Defence Research Agency. Special report, 2011 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.foi.se/rest-api/report/FOI-R--3168--SE (data obrascheniya: 02.07.2019).

13. Global Focus. Afghanistan. UNHCR. 2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://reporting.unhcr.org/node/4505#_ga=2.38905376.2087719183.1563174603-328278429.1563174603 (data obrascheniya: 02.07.2019).

14. Haidar S. Afghanistan and the Taliban: next stage in the Great Game // The Hindu. 22.03.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.thehindu.com/opinion/lead/next-stage-in-the-great-game/article26613235.ece

15. India backs direct talks with Taliban. Pressreader // The Hindu. 02.10.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.pressreader.com/ (data obrascheniya: 03.06.2019).

16. Iqbal A. Afghan army to collapse in six months without US help: Ghani // Dawn. 18.02.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.dawn.com/news/1383601 (data obrascheniya:15.06.2019).

17. Iran officially confirms having communication with Taliban in Afghanistan // Ariana News. 09.12.2016 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://ariananews.af/latest-news/iran-officially-confirms-having-communication-with-taliban-in-afghanistan/ (data obrascheniya: 15.06.2019).

18. Iran pays US: Karzai // New York Post. 26.10.2010 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nypost.com/2010/10/26/iran-pays-us-karzai/ (data obrascheniya: 15.06.2019).

19. Khalil A. B. The Afghan National Unity Government’s ‘China Card’ Approach to Pakistan: Part 2 // The Diplomat. 12.04.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://thediplomat.com/2019/04/the-afghan-national-unity-governments-china-card-approach-to-pakistan-part-2/ (data obrascheniya:15.07.2019).

20. Kiani Kh. With a new Chinese loan, CPEC is now worth $51.5bn // Down. Updated. 30.09.2016 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.dawn.com/news/1287040 (data obrascheniya: 12.07.2019).

21. Kucera J. Report: China building military base on Afghan-Tajik border // Eurasia.net, USA. 07.01.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://eurasianet.org/report-china-building-military-base-on-afghan-tajik-border (data obrascheniya:12.07.2019).

22. Laskar R. H. India keeps close watch on US dialogue with Afghan militants // Hindustan Times. 11.07.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/india-keeps-close-watch-on-us-dialogue-with-afghan-militants/story-XyEeuGurzTcksm456nhZjJ.html (data obrascheniya: 20.07.2019).

23. Mazhar M. S., Ozair S., Goraya N.S. Post 2014-Afghanistan, South Asian Studies // A Research Journal of South Asian Studies. 2013. Vol. 28. № 1. P. 67—84. R. 72—73 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://pu.edu.pk/images/journal/csas/PDF/5_V28_1_2013.pdf (data obrascheniya: 12.06.2019).

24. Mohammadi Z. Afghanistan-Iran Trade Volumes Rise // TOLO News. 22.03.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.tolonews.com/index.php/business/afghanistan-iran-trade-volumes-rise (data obrascheniya: 12.06.2019).

25. Pennington M. Pentagon: Afghan war costing US $45 billion per year. Military Times // The Associated Press. 06.02.2018 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.militarytimes.com/news/pentagon-congress/2018/02/07/pentagon-afghan-war-costing-us-45-billion-per-year/ (data obrascheniya: 10.06.2019).

26. Report to Congress on U.S. — India Security Cooperation. U.S. Department of Defense. 11. 2011. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.defense.gov/pubs/pdfs/20111101_NDAA_Report_on_US_India_Security_Cooperation.pdf (data obrascheniya: 08.06.2019).

27. Sustaining U. S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense. Department of Defense. 02. 2012 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://archive.defense.gov/news/Defense_Strategic_Guidance.pdf (data obrascheniya: 10.06.2019).

28. Swami P. “Obama’s ‘Peace at any cost’ Talks with Taliban may recoil on India.”// Firstpost. 20.06.2013 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.firstpost.com/world/obamas-peace-at-any-cost-talks-withtaliban-could-recoil-on-india-888853.html. (data obrascheniya: 05.09.2019).

29. Taliban enhances diplomatic ties with Iran, other regional countries // Pajhwok Afghan News. 17.10.2016 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.pajhwok.com/en/2016/10/17/taliban-enhances-diplomatic-ties-iran-other-regional-countries (data obrascheniya: 25.06.2019).

30. Tyler D. Reframing solutions for Afghan refugees // Forced Migration Review. 2012. Vol. 46. P. 19 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://web.a.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=14&sid=866e6353-9b9a-4d3d-8771-4520c6afb326%40sessionmgr4005&hid=4101 (data obrascheniya: 25.06.2019).

31. US withdrawal from Syria, Afghanistan to bring regional security: Iranian Ambassador // Associated Press of Pakistan. 02.2019 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.app.com.pk/us-withdrawal-from-syria-afghanistan-to-bring-regional-security-iranian-ambassador/ (data obrascheniya: 21.06.2019).

32. Wales Summit Declaration on Afghanistan. Press Release. 2014. 121. Issued on 04 Sep. 2014. North Atlantic Treaty Organization [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_112517.htm (data obrascheniya: 05.06.2019).

33. World Drug Report 2018. UNODC. Executive summary. Conclusions and policy implications [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.unodc.org/wdr2018/prelaunch/WDR18_Booklet_1_EXSUM.pdf (data obrascheniya: 20.06.2019).