In Memory of Colleague and Friend. Alexander Valentinovich Gavrilin (July 15, 1953 — June 20, 2019)
Table of contents
Share
Metrics
In Memory of Colleague and Friend. Alexander Valentinovich Gavrilin (July 15, 1953 — June 20, 2019)
Annotation
PII
S207987840006746-9-1
Publication type
Overview
Status
Published
Authors
Evgenia Nazarova 
Affiliation: Institute of World History RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

   

Received
01.09.2019
Publication date
16.09.2019
Number of characters
8407
Number of purchasers
4
Views
23
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 20 июня 2019 г. после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни латвийский историк Александр Валентинович Гаврилин, хорошо известный в Латвии и в России.
2

Александр Иванович Гаврилин

3

А. В. Гаврилин родился в Риге в русской семье офицера морского флота. С детства проявился у него интерес к истории и особенно к истории православной Церкви. Этот интерес реализовался затем в основную тему его научных исследований: истории православия в Латвии. Правда, свои научные исследования в Латвийском университете, куда поступил в 1970 г., он начал с изучения не истории православной церкви в Латвии, а с истории староверческой общины в Риге. Работу на эту тему он представил в качестве курсовой работы уже на 2 курсе. Однако из-за не принятых тогда в советской историографии акцентов в вопросах религии курсовая работа с трудом получила положительную оценку. Правда, это не помешало ему окончить университет с «красным» дипломом.

4 В 1975 г. после окончания историко-философского факультета университета А. В. Гаврилин начал работать руководителем отдела истории религии в Латвийском историческом музее. В 1978 г. он начал также вести почасовые занятия на историко-философском факультете университета. Вроде бы можно было заняться избранной научной темой. Однако честность и принципиальность не всегда способствуют карьере. В 1980 г. Александр Валентинович оказался без работы и вынужден был поменять род занятий: почти три года ему пришлось проработать на стройках. Несмотря на столь резкий поворот в жизни, Александр Валентинович, по его словам, не считал это время потерянным для себя. Работа на стройке способствовала возмужанию, кроме того, она помогла лучше понять, что творилось в тогдашней советской действительности.
5 В 1983 г. Александр Валентинович вернулся в университет — начал работать помощником проректора Латвийского университета и одновременно поступил в аспирантуру историко-философского факультета. В 1987 г. он защитил диссертация на тему «Переход видземских (лифляндских) крестьян в православие в 40-х гг. XIX в.», а затем начал преподавать на историко-философском факультете.
6 С 1991 г. он — доцент кафедры археологии и вспомогательных исторических дисциплин. Появилась возможность заниматься историей православия без оглядки на идеологию государственного атеизма, участвовать в международных конференциях. В те же годы Александр Валентинович некоторое время принимал участие в международном движении “Moral Re-Armament”, возникшем на христианской основе и ставившем перед собой задачу пропагандировать в обществе и политике абсолютную честность, абсолютную непорочность, абсолютное бескорыстие и абсолютную любовь. Позже он сам говорил, что в это движение вступил из-за наивной надежды избавить мир от порочного влияния воинствующего материализма.
7 В 2001 г. Александр Валентинович был избран ассоциированным профессором в Латвийском университете, читал лекции на историко-философском и теологическом факультетах. На историко-философском факультете он еще в 1986 г. начал читать курс по источниковедению «Исследование источников по истории СССР». Традиции преподавания основ изучения источников возникла еще в довоенной Латвийской республике, когда этот курс начал преподавать латышский историк А. Тентелис. В советской время курс читал С. Левитан. Начав читать лекции по источниковедению, Александр Валентинович существенно переработал программу курса, сделав упор на теоретические вопросы исследования исторических источников. А в 1988 г. начал читать совершенно новый курс «Исследование исторических источников» — сначала по-русски, потом по-латышски. В 2017 г., уже после ухода Александра Валентиновича из университета, курс был издан отдельной книжкой на латышском языке (Vēstures avotu patniecība. Latvijas universitātes izd.)
8 С 1997 г. на историко-философском факультете ЛУ Александр Валентинович руководил также программой по специализации «культурное наследие», разрабатывал тему по защите культурного наследия. В 2008 г. и 2013 г. под его руководством вышли два сборника “Latvijas materiālā kultūras mantojuma saglabāšanas problēmas” (Проблемы сохранения материального культурного наследия Латвии). Еще одна тема его занятий — история русской эмиграции в межвоенной Латвийской республике, по которой написал несколько статей, вышедших в Риге и в Москве.
9 В 1997 г. Александр Валентинович работал также в Латвийской академии культуры — руководил бакалаврской программы «русская культура»; помимо этого он преподавал в Балтийском русском институте и учил школьников истории в рижском Пушкинском (русском) лицее.
10 Но все эти годы основной темой его исследований оставалась история православной Церкви в Латвии, отчасти истории староверчества в Латвии и Балтии.
11 В 1993 г. под его редакцией вышел в свет первый выпуск сборника исторических очерков «Православие в Латвии». Это издание продолжается до сих пор, а с 2013 г. в формате научно-аналитического журнала под названием «Православие в Балтии». Соответственно, тематика издания была расширена на все страны Балтии. Хотя в журнале появился международный научный совет, душой его оставался по-прежнему Александр Валентинович. Последний выпуск журнала — 7(16) вышел при жизни главного редактора в 2018 г.
12 Его перу принадлежат несколько монографий по истории русской церкви в Латвии. В 1999 г. вышли в свет «Очерки истории Рижской епархии. XIX в.» (Рига: Филокалия). Затем появились монографии Люцинское (Лудзенское) благочиние Полоцко-Витебской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. (Рига: Филокалия, 2004); Под покровом Тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса) (СПб.: Алаборг, Тихвин: Издательская служба Тихвинского монастыря, 2009); Люцинское (Лудзенское) благочиние во второй половине XIX в. — конце 30-х гг. ХХ в. (Рига: Филокалия, 2013) — переработанное и расширенное издание книги 2004 г.
13 Под его научной редакцией вышел сборник статей «Рижский старообрядческий сборник». (Вып. 1 и 2. Рига, 2011).
14 Особое место в его научной деятельности имела работа по изучению источников о латвийских (латышах и русских) православных священнослужителях, которые после 2-й мировой войны эмигрировали на Запад и оказались на Американском континенте — в Южной Америке и США. Материалы для книги Александр Валентинович собирал не только в Риге, но также в архивах, где хранятся материалы Русской Православной Церкви Заграницей — в Москве (ГАРФ), в Германии, США. В результате были введены в научный оборот ранее не известные многочисленные источники. Монография «Латвийские православные священнослужители на Американском континенте» вышла в 2013 г. (М., Общество любителей церковной истории).
15 У Александра Валентиновича было несколько учеников — магистрантов и докторантов, писавшие под его руководством диссертации по разным вопросами истории религии и Церкви в Латвии.
16 С конца ХХ в. начались постоянные научные контакты Александра Валентиновича с институтом Всеобщей истории РАН в Москве. Он участвовал в различных конференциях, был автором статей во многих выпусках серийного издания по проблемам истории стран и народов Балтии «Россия и Балтия» (М.: ИВИ РАН), был автором и членом редколлегии в сборниках работ российских и латвийских историков «Интеллигенция в многонациональной империи. Русские, латыши, немцы» (М.: ИВИ РАН, 2009) и «Россия и Латвия в потоке истории. 2-я половина XIX— 1-я половина XX в. (М.: ИВИ РАН, 2015). Кроме того, он — автор статей по истории православия в Латвии в российской Православной энциклопедии.
17 Несмотря на принципиальность, нежелание идти на компромисс по актуальным для него вопросам, Александр Валентинович был человеком очень доброжелательным. Уже с первой встречи казалось, что это ваш старый добрый знакомый. Хотя потом приятельское и дружеское расположение с его стороны надо было еще заслужить. Но у него было очень много хороших знакомых и друзей, в том числе, в других странах. Как истинный рижанин, он очень любил Ригу, хорошо ее знал и с удовольствием водил по городу приезжих коллег и гостей, рассказывая и об истории города и о тех местах, которые были связаны с его собственной жизнью.
18 Последние годы он боролся с тяжелой, изнуряющей болезнью, которая постепенно отнимала силы. При этом он по мере сил продолжал руководить научной работой своих учеников и изданием выпусков «Православия в Балтии». Он совсем немного не дожил до выхода в свет в Москве перевода на русский язык его курса лекций по источниковедению.
19 Очень тяжело думать, что его больше нет. Но остается светлая память о нем.