In Memory of Colleague and Friend. Alexander Valentinovich Gavrilin (July 15, 1953 — June 20, 2019)
Table of contents
Share
Metrics
In Memory of Colleague and Friend. Alexander Valentinovich Gavrilin (July 15, 1953 — June 20, 2019)
Annotation
PII
S207987840006746-9-1
Publication type
Overview
Status
Published
Authors
Evgenia Nazarova 
Affiliation: Institute of World History RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

   

Received
01.09.2019
Publication date
16.09.2019
Number of characters
8409
Number of purchasers
21
Views
180
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 20 июня 2019 г. после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни латвийский историк Александр Валентинович Гаврилин, хорошо известный в Латвии и в России.
2

Александр Иванович Гаврилин

3

А. В. Гаврилин родился в Риге в русской семье офицера морского флота. С детства проявился у него интерес к истории и особенно к истории православной Церкви. Этот интерес реализовался затем в основную тему его научных исследований: истории православия в Латвии. Правда, свои научные исследования в Латвийском университете, куда поступил в 1970 г., он начал с изучения не истории православной церкви в Латвии, а с истории староверческой общины в Риге. Работу на эту тему он представил в качестве курсовой работы уже на 2 курсе. Однако из-за не принятых тогда в советской историографии акцентов в вопросах религии курсовая работа с трудом получила положительную оценку. Правда, это не помешало ему окончить университет с «красным» дипломом.

4 В 1975 г. после окончания историко-философского факультета университета А. В. Гаврилин начал работать руководителем отдела истории религии в Латвийском историческом музее. В 1978 г. он начал также вести почасовые занятия на историко-философском факультете университета. Вроде бы можно было заняться избранной научной темой. Однако честность и принципиальность не всегда способствуют карьере. В 1980 г. Александр Валентинович оказался без работы и вынужден был поменять род занятий: почти три года ему пришлось проработать на стройках. Несмотря на столь резкий поворот в жизни, Александр Валентинович, по его словам, не считал это время потерянным для себя. Работа на стройке способствовала возмужанию, кроме того, она помогла лучше понять, что творилось в тогдашней советской действительности.
5 В 1983 г. Александр Валентинович вернулся в университет — начал работать помощником проректора Латвийского университета и одновременно поступил в аспирантуру историко-философского факультета. В 1987 г. он защитил диссертация на тему «Переход видземских (лифляндских) крестьян в православие в 40-х гг. XIX в.», а затем начал преподавать на историко-философском факультете.
6 С 1991 г. он — доцент кафедры археологии и вспомогательных исторических дисциплин. Появилась возможность заниматься историей православия без оглядки на идеологию государственного атеизма, участвовать в международных конференциях. В те же годы Александр Валентинович некоторое время принимал участие в международном движении “Moral Re-Armament”, возникшем на христианской основе и ставившем перед собой задачу пропагандировать в обществе и политике абсолютную честность, абсолютную непорочность, абсолютное бескорыстие и абсолютную любовь. Позже он сам говорил, что в это движение вступил из-за наивной надежды избавить мир от порочного влияния воинствующего материализма.
7 В 2001 г. Александр Валентинович был избран ассоциированным профессором в Латвийском университете, читал лекции на историко-философском и теологическом факультетах. На историко-философском факультете он еще в 1986 г. начал читать курс по источниковедению «Исследование источников по истории СССР». Традиции преподавания основ изучения источников возникла еще в довоенной Латвийской республике, когда этот курс начал преподавать латышский историк А. Тентелис. В советской время курс читал С. Левитан. Начав читать лекции по источниковедению, Александр Валентинович существенно переработал программу курса, сделав упор на теоретические вопросы исследования исторических источников. А в 1988 г. начал читать совершенно новый курс «Исследование исторических источников» — сначала по-русски, потом по-латышски. В 2017 г., уже после ухода Александра Валентиновича из университета, курс был издан отдельной книжкой на латышском языке (Vēstures avotu patniecība. Latvijas universitātes izd.)
8 С 1997 г. на историко-философском факультете ЛУ Александр Валентинович руководил также программой по специализации «культурное наследие», разрабатывал тему по защите культурного наследия. В 2008 г. и 2013 г. под его руководством вышли два сборника “Latvijas materiālā kultūras mantojuma saglabāšanas problēmas” (Проблемы сохранения материального культурного наследия Латвии). Еще одна тема его занятий — история русской эмиграции в межвоенной Латвийской республике, по которой написал несколько статей, вышедших в Риге и в Москве.
9 В 1997 г. Александр Валентинович работал также в Латвийской академии культуры — руководил бакалаврской программы «русская культура»; помимо этого он преподавал в Балтийском русском институте и учил школьников истории в рижском Пушкинском (русском) лицее.
10 Но все эти годы основной темой его исследований оставалась история православной Церкви в Латвии, отчасти истории староверчества в Латвии и Балтии.
11 В 1993 г. под его редакцией вышел в свет первый выпуск сборника исторических очерков «Православие в Латвии». Это издание продолжается до сих пор, а с 2013 г. в формате научно-аналитического журнала под названием «Православие в Балтии». Соответственно, тематика издания была расширена на все страны Балтии. Хотя в журнале появился международный научный совет, душой его оставался по-прежнему Александр Валентинович. Последний выпуск журнала — 7(16) вышел при жизни главного редактора в 2018 г.
12 Его перу принадлежат несколько монографий по истории русской церкви в Латвии. В 1999 г. вышли в свет «Очерки истории Рижской епархии. XIX в.» (Рига: Филокалия). Затем появились монографии Люцинское (Лудзенское) благочиние Полоцко-Витебской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. (Рига: Филокалия, 2004); Под покровом Тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса) (СПб.: Алаборг, Тихвин: Издательская служба Тихвинского монастыря, 2009); Люцинское (Лудзенское) благочиние во второй половине XIX в. — конце 30-х гг. ХХ в. (Рига: Филокалия, 2013) — переработанное и расширенное издание книги 2004 г.
13 Под его научной редакцией вышел сборник статей «Рижский старообрядческий сборник». (Вып. 1 и 2. Рига, 2011).
14 Особое место в его научной деятельности имела работа по изучению источников о латвийских (латышах и русских) православных священнослужителях, которые после 2-й мировой войны эмигрировали на Запад и оказались на Американском континенте — в Южной Америке и США. Материалы для книги Александр Валентинович собирал не только в Риге, но также в архивах, где хранятся материалы Русской Православной Церкви Заграницей — в Москве (ГАРФ), в Германии, США. В результате были введены в научный оборот ранее не известные многочисленные источники. Монография «Латвийские православные священнослужители на Американском континенте» вышла в 2013 г. (М., Общество любителей церковной истории).
15 У Александра Валентиновича было несколько учеников — магистрантов и докторантов, писавшие под его руководством диссертации по разным вопросами истории религии и Церкви в Латвии.
16 С конца ХХ в. начались постоянные научные контакты Александра Валентиновича с институтом Всеобщей истории РАН в Москве. Он участвовал в различных конференциях, был автором статей во многих выпусках серийного издания по проблемам истории стран и народов Балтии «Россия и Балтия» (М.: ИВИ РАН), был автором и членом редколлегии в сборниках работ российских и латвийских историков «Интеллигенция в многонациональной империи. Русские, латыши, немцы» (М.: ИВИ РАН, 2009) и «Россия и Латвия в потоке истории. 2-я половина XIX— 1-я половина XX в. (М.: ИВИ РАН, 2015). Кроме того, он — автор статей по истории православия в Латвии в российской Православной энциклопедии.
17 Несмотря на принципиальность, нежелание идти на компромисс по актуальным для него вопросам, Александр Валентинович был человеком очень доброжелательным. Уже с первой встречи казалось, что это ваш старый добрый знакомый. Хотя потом приятельское и дружеское расположение с его стороны надо было еще заслужить. Но у него было очень много хороших знакомых и друзей, в том числе, в других странах. Как истинный рижанин, он очень любил Ригу, хорошо ее знал и с удовольствием водил по городу приезжих коллег и гостей, рассказывая и об истории города и о тех местах, которые были связаны с его собственной жизнью.
18 Последние годы он боролся с тяжелой, изнуряющей болезнью, которая постепенно отнимала силы. При этом он по мере сил продолжал руководить научной работой своих учеников и изданием выпусков «Православия в Балтии». Он совсем немного не дожил до выхода в свет в Москве перевода на русский язык его курса лекций по источниковедению.
19 Очень тяжело думать, что его больше нет. Но остается светлая память о нем.