Концепт «астана» в евразийском культурно-историческом пространстве
Концепт «астана» в евразийском культурно-историческом пространстве
Аннотация
Код статьи
S207987840002559-3-1
DOI
10.18254/S0002559-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Селезнева Ирина Александровна 
Аффилиация:
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева
Адрес: Российская Федерация, Омск
Селезнев Александр Геннадьевич
Аффилиация:
Институт археологии и этнографии СО РАН
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес: Российская Федерация, Омск
Аннотация
Статья посвящена распространению и функционированию термина и понятия «астана» в Евразии. Отправной точкой исследования стал тот факт, что концепт «астана» является одним из важнейших в религиозной культуре мусульман Сибири, прежде всего тоболо-иртышских татар. Этим словом здесь именуются исламские святилища, рассматриваемые верующими как места древних захоронений исламских проповедников и миссионеров. Родственные термины: «астана», «остон», «астане», довольно широко распространены в исламских общинах Казахстана, Средней Азии, Приуралья, причем везде они связаны с культом святых в исламе. Наиболее полные аналогии имеют место на Памире, среди местных исмаилитских групп, где святилища вокруг гробниц святых подвижников получили наименование «остон». Аналогичная терминология со схожей семантикой получила распространение в ритуальной практике ряда суфийских орденов: мевлевия, бекташийа. В работе также обосновывается иранское происхождение термина «астана».
Ключевые слова
Сибирь, ислам, Евразия, астана, культ святых, этнографические материалы, письменные памятники
Классификатор
История Казахстана; Философия истории
Дата публикации
15.02.2019
Кол-во символов
26299
Всего подписок
25
всего просмотров
89
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2019 год
1500 руб. / 30.0 SU

Библиография

1. Абдулло С. Магия слова: сборник статей. Алматы, 2015.

2. Абдуллоев Д. Пережитки зороастризма в среднеазиатском погребальном обряде // Кунсткамера: Этнографические тетради. 1996. Вып. 10. С. 69—80.

3. Алишина Х. Ч. Ономастикон сибирских татар. Тюмень, 1999. Ч. 1.

4. Арапов А. В. Исторические памятники Узбекистана. Ташкент, 2017.

5. Арапов А. В., Туйчиева Ю. Г., Булатов М. С. Забытый «язык» символов Ак-Астана-Баба // Moziydan Sado (Эхо истории). 2002. № 2(14). С. 12—15.

6. Бабаджанов Б. Эпиграфические памятники мусульманских мазаров как источник по истории суфизма (на примере мазаров Астана-баба и Катта Лангар) // Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент, 1991. С. 89—98.

7. Бархударов И. «Во имя Аллаха, всемилостивого и всемогущего» // Белич И. В. Цингалынская астана // Ислам, общество и культура. Омск, 1994. С. 28—30.

8. Белич И. В. Особенности ислама у сибирских татар // История татар. Т. 4. Татарские государства XV—XVIII вв. Казань, 2014. С. 480—487.

9. Бойс М. Зороастрийцы: верования и обычаи. М., 1988.

10. Бустанов А. К. Книжная культура сибирских мусульман. М., 2013.

11. Бустанов А. К. Манускрипты суфийских шайхов: туркестанская традиция на берегах Иртыша // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Омск, 2009. С. 195—230.

12. Бустанов А. К. Сочинение «Шаджара рисаласи» и его списки // Средневековые тюрко-татарские государства. 2009. № 1. С. 34—48.

13. Васильцов К. С. Природные места поклонения Западного Памира // Центральная Азия: традиция в условиях перемен. Вып. 3. СПб., 2012. С. 205—243.

14. Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. СПб., 1863. Ч. 1.

15. Вельяминов-Зернов В. В. Исторические известия о киргиз-кайсаках и сношениях России с Среднею Азиею со времени кончины Абуль-Хайр хана (1748—1765 г.). Уфа, 1853. Т. 1.

16. Вельяминов-Зернов В. В. Памятник с арабско-татарскою надписью в Башкирии // Труды Восточного отделения Императорского археологического общества. 1859. Ч. 4. С. 257—284.

17. Демидов С. М. Туркменские овляды. Ашхабад, 1976.

18. Дорн Б. Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря // Труды Восточного отделения Императорского археологического общества. 1864. Ч. 8. С. 245—317.

19. Зах В. А. Культовое место у д. Цингалы // Сибирские татары. Тобольск; Омск, 1998. С. 18—19.

20. Зиннатуллина Г. И., Рахимов Р. Х., Яхин Ф. З. Новый источник по истории ислама в Сибири // Золотоордынская цивилизация. 2017. № 10. С. 427—433.

21. Исхакова С. М., Валеев Ф. Т. Таджикский компонент в народно-разговорном языке западносибирских татар // Советская тюркология. 1978. № 4. С. 31—40.

22. Каландаров Т. С. Святилища Западного Памира // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., 2002. С. 218—239.

23. Кармышева Б. X. О мусульманском духовенстве в сельских районах Бухарского ханства в конце XIX — начале XX вв. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 92—103.

24. Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.

25. Курлаев Е. А. Тюркские памятники археологии Урала и Западной Сибири в исторических источниках XVII—XVIII вв. // Тюркские народы. Тобольск; Омск, 2002. С. 67—69.

26. Лубо-Лесниченко Е. И. Могильник Астана // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М., 1984. С. 108—120.

27. Массон М. Е. Катта Лянгар в области средневекового Кеша // Труды Ташкентского государственного университета. Вып. 295. Археология Средней Азии, 7. 1966. С. 66—105.

28. Миков Л. Култова архитектура и изкуство на хетеродоксните мюсюлмани в България (XVI—XX вв.). София, 2007.

29. Миллер Б. В. Персидско-русский словарь. М., 1953.

30. Патканов С. К. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям // Патканов С. К. Сочинения: в 5 т. Тюмень, 2003. Т. 5.

31. Пугаченкова Г. А. Ак-Астана-Баба // Советская археология. 1960. № 3. С. 323—327.

32. Рапопорт Ю. А. Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии). М., 1971.

33. Рахимов Р. Институт Астаны // История и культура татар Западной Сибири. Казань, 2015. С. 519—531.

34. Резван Е. А. Коран и его мир. СПб., 2001.

35. Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999.

36. Селезнев А., Селезнева И. Культ святых // История и культура татар Западной Сибири. Казань, 2015. С. 508—519.

37. Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111—119.

38. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Ислам в Сибири: тенденции современных этноконфессиональных процессов // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Т. 3. Барнаул, 2017. С. 43—60.

39. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Концепт астана и культ святых в исламе // Тюркологический сборник 2007—2008. М., 2009. С. 338—359.

40. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Культ Святых Как Фактор Формирования Этнорелигиозной Идентичности Мусульман Западной Сибири // Orta Asya’da İslâm: Temsilden Fobiye / ed.: Muhammet Savaş Kafkasyalı. Ankara; Türkistan, 2012 Cilt. 2 С. 1207—1267.

41. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Мусульманские культовые комплексы Сибири в картографических материалах Семена Ульяновича Ремезова // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 165—173.

42. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Ритуальные практики в сибирском исламе: элиты, книги, сны // Традиционная культура. 2013. № 3. С. 120—132.

43. Селезнев А. Г., Селезнева И. А., Белич И. В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М., 2009.

44. Сибирь ХVIII в. в путевых описаниях Г. Ф. Миллера. Новосибирск, 1996.

45. Терлецкий Н. С. Остон «разрешающий затруднения» (некоторые сведения об одном из мест паломничества и поклонения Западного Памира) // Иран-наме. 2011. № 1 (17). С. 146—158.

46. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 2002.

47. Тумашева Д. Г. Словарь диалектов сибирских татар. Казань, 1992.

48. Хисматулин А. А., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб., 1997.

49. Bustanov A. The Sacred Texts of Siberian Khwaja Families, The Descendants of Sayyid Ata // Journal of Islamic Manuscripts. 2011. Vol. 2. P. 70—99.

50. Frank A. J. Islamic Historiography and ‘Bulghar’ Identity among the Tatars and Bashkirs of Russia. Leiden; Boston; Koeln, 1998.

51. Georgi J. G. Bemerkungen einer Reise in Russischen Reich in den Jahren 1773 und 1774. SPb., 1775. B. 2. S. 507—923.

52. Karabulatova I. S., Ermakova E. N., Shiganova G. A. Astana the Capital of Kazakhstan and Astanas in Siberia as a Linguistic Cultural Aspect of the National Islam of Eurasia // Terra Sebus: Acta Musei Sabesiensis, Special Issue. 2014. P. 15—30.

53. Karabulatova I. S., Sayfulina F. S. Mytholinguistic Interpretation of Sacral Toponym Astana in Sociocultural Practice of the Siberian Tatars // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 5. P. 303—310.

54. Khusnutdinova L. G., Galiullina S. D., Ivanova O. M., Bilalova L. M., Sayfulina F. S. An Ideal World in the Medieval SUFI Literature of Siberian Tatars // Mediterranean Journal of Social Sciences. May 2015. Vol. 6. № 3. S. 4. P. 207—211.

55. Lifchez Raymond. The Lodges of Istanbul // The Dervish lodge: architecture, art, and Sufism in Ottoman Turkey. Berkeley: University of California Press, 1992. P. 73—129.

56. Mawlawiyya // The Encyclopaedia of Islam. Leiden, 1991. Vol. 6. P. 883—889.

57. Sayfulina F. S., Karabulatova I. S., Yusupov F. Yu., Gumerov I. G. Contemporary Issues of Textual Analysis of Turkic-Tatar Literary Monuments of Western Siberia // World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication). 2013. P. 492—496.

58. Seleznev A., Selezneva I. The Cult of Saints within Siberian Islam: Anthropological Approach to Studying of Pre-Soviet Tradition and Post-Soviet Transitions // Communities, Institutions And Transition In Post-1991 Eurasia. New Delhi: Shipra Publications, 2011. P. 425—435.

59. Simsekler N. The Spread of the Mawlawiyya and the Reasons for Its Spread in the Aegean Region in the16th Century // Journal of Rumi Studies. 2007. № 1. P. 143—158.

60. Stein A. A Third Journey of Exploration in Central Asia, 1913—1916 // The Geographical Journal. Sept. 1916. Vol. 48. № 3. P. 192—229.

61. Steingass F. A Comprehensive Persian-English Dictionary: including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. Being Johnson and Richardson's Persian, Arabic, and English dictionary revised, enlarged, and entirely reconstructed. L., 1892.