Учет этнического компонента в обучении казахов на территории Оренбургского края в первой трети XX века
Учет этнического компонента в обучении казахов на территории Оренбургского края в первой трети XX века
Аннотация
Код статьи
S207987840002547-0-1
DOI
10.18254/S0002547-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Петрич Лариса Владимировна 
Аффилиация: Оренбургский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Оренбург
Аннотация
В статье раскрываются особенности обучения казахского населения Оренбуржья с начала XX в. до конца 1930-х гг. Автор резюмирует, что на дореволюционном этапе учитываются традиции мусульманского населения и открываются раздельные школы и курсы для обучения мужского и женского казахского населения. Большую роль внесли общественные культурно-просветительные организации и органы местного самоуправления. При организации обучения казахского населения в годы советской власти рекомендовалась организация передвижных школ, с 1929 г. начался перевод мусульманских народов арабской письменности на латинский алфавит, что существенно затруднило борьбу с безграмотностью. Большую роль в обучении сыграли добровольные общества, особенно общество «Долой неграмотность». Статья подготовлена на основании анализа новых архивных источников федеральных и региональных архивов России.
Ключевые слова
казахское население, культурно-просветительные организации, ликвидация неграмотности, общество «Долой неграмотность», культурный поход, Оренбуржье
Классификатор
История России новейшего времени (с XX в.); История Казахстана
Получено
29.08.2018
Дата публикации
15.02.2019
Кол-во символов
19196
Всего подписок
32
Всего просмотров
886
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
800 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2019 год
1500 руб. / 30.0 SU

Библиография

1. Баканов С. А. О темпах ликвидации неграмотности в Казахстане в 1926—1939 годах // Вопросы истории. 2002. № 8. С. 142—145.

2. Бакирова А. М. Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX — первой четверти XX вв.: дисc. … канд. ист. наук. Оренбург, 2004.

3. Беткенбаева Ш. К. Борьба за осуществление ленинского декрета о ликвидации безграмотности среди населения в казахском ауле (1917—1940 гг.): диcс. … канд. ист. наук. Алма-Ата, 1983.

4. Васильев А. В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург, 1896.

5. Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М., 1967.

6. Мирошниченко В. В. Основные этапы развития национального образования в советский период // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита, 2013. С. 10—12 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3446/ (дата обращения: 29.06.2018).

7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов [и др.]. М., 1974. С. 387.

8. Раздыкова Г. М. Этнический компонент в мусульманском образовании казахов Степного края в конце XIX — начале XX вв.: диcс. … канд. ист. наук. Павлодар, 2007.

9. Савицкий Г. В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1850—1917 гг.: дисс. … канд. ист. наук. Оренбург, 2004.