Учет этнического компонента в обучении казахов на территории Оренбургского края в первой трети XX века
Учет этнического компонента в обучении казахов на территории Оренбургского края в первой трети XX века
Аннотация
Код статьи
S207987840002547-0-1
DOI
10.18254/S0002547-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Петрич Лариса Владимировна 
Аффилиация: Оренбургский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Оренбург
Аннотация
В статье раскрываются особенности обучения казахского населения Оренбуржья с начала XX в. до конца 1930-х гг. Автор резюмирует, что на дореволюционном этапе учитываются традиции мусульманского населения и открываются раздельные школы и курсы для обучения мужского и женского казахского населения. Большую роль внесли общественные культурно-просветительные организации и органы местного самоуправления. При организации обучения казахского населения в годы советской власти рекомендовалась организация передвижных школ, с 1929 г. начался перевод мусульманских народов арабской письменности на латинский алфавит, что существенно затруднило борьбу с безграмотностью. Большую роль в обучении сыграли добровольные общества, особенно общество «Долой неграмотность». Статья подготовлена на основании анализа новых архивных источников федеральных и региональных архивов России.
Ключевые слова
казахское население, культурно-просветительные организации, ликвидация неграмотности, общество «Долой неграмотность», культурный поход, Оренбуржье
Классификатор
История России новейшего времени (с XX в.); История Казахстана
Дата публикации
15.02.2019
Кол-во символов
19196
Всего подписок
25
всего просмотров
52
Оценка читателей
5.0 (1 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2019 год
1500 руб. / 30.0 SU

Библиография

1. Баканов С. А. О темпах ликвидации неграмотности в Казахстане в 1926—1939 годах // Вопросы истории. 2002. № 8. С. 142—145.

2. Бакирова А. М. Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX — первой четверти XX вв.: дисc. … канд. ист. наук. Оренбург, 2004.

3. Беткенбаева Ш. К. Борьба за осуществление ленинского декрета о ликвидации безграмотности среди населения в казахском ауле (1917—1940 гг.): диcс. … канд. ист. наук. Алма-Ата, 1983.

4. Васильев А. В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург, 1896.

5. Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М., 1967.

6. Мирошниченко В. В. Основные этапы развития национального образования в советский период // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита, 2013. С. 10—12 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3446/ (дата обращения: 29.06.2018).

7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов [и др.]. М., 1974. С. 387.

8. Раздыкова Г. М. Этнический компонент в мусульманском образовании казахов Степного края в конце XIX — начале XX вв.: диcс. … канд. ист. наук. Павлодар, 2007.

9. Савицкий Г. В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1850—1917 гг.: дисс. … канд. ист. наук. Оренбург, 2004.