Отражение идентичности Советского государства в школьном историческом дискурсе в преддверии Великой Отечественной войны
Отражение идентичности Советского государства в школьном историческом дискурсе в преддверии Великой Отечественной войны
Аннотация
Код статьи
S207987840002531-3-1
DOI
10.18254/S0002531-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Волкова Ирина Владимировна 
Должность: Профессор
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена историческому дискурсу второй половины 1930-х гг., нацеленному на выработку моноистории для масс. Проходивший при направляющем участии вождей, с привлечением научного и педагогического актива он отразил определенный поворот в осмыслении прошлого, настоящего и будущего страны. На базе разнообразных печатных и архивных документов автор реконструирует новый подход к истории, для которого было характерно более толерантное отношение к старым буржуазным демократиям и более примирительное, чем прежде, отношение к опыту Российской империи. В статье делается вывод том, что эти тенденции выражали не столько конъюнктурный посыл на сближение с потенциальными западными партнерами в борьбе за коллективную безопасность, сколько повышение уровня притязаний советского государства на мировой арене до сверхдержавных и готовность к включению части западных стран в зону своего контроля.
Ключевые слова
исторический дискурс, формирование моноистории, примирительное отношение к буржуазным демократиям
Источник финансирования
Статья подготовлена в ходе проведения исследования (проект № 17-01-0023) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2017—2018 гг. и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».
Классификатор
Получено
15.01.2019
Дата публикации
17.01.2019
Кол-во символов
46116
Всего подписок
5
Всего просмотров
1223
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2018 год
2500 руб. / 50.0 SU

Библиография

1. Бущик Л. П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М., 1961.

2. Вилинбахов Г. В. Основание Петербурга и имперская эмблематика. // Cемиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам XVIII века. Тарту, 1984.

3. Дубровский А. М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930—1950-е гг.). Брянск, 2005.

4. Застольные речи Сталина. Док. и материалы. Вступительное слово, комментарии, приложение В. А. Невежина. М., 2003.

5. Историю — в школу: создание первых советских учебников. Под ред. С. Кудряшова. М., 2008.

6. Малинова О. Ю. Дискурс о России и «Западе» в 1920—1930-х годах. // Космополис. 2008. №2.

7. Матвеев В. Ю. К истории сюжета «Петр I, высекающий статую России» // Культура и искусство России XVIII в. Новые исследования и материалы. Л., 1981.

8. Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Схватка за Европу 1939—1941 гг. М., 2008.

9. Платт К. М. Ф. Репродукция травмы: сценарии русской национальной истории в 1930-е годы. // НЛО. 2008. №2.

10. Сомов В. А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х годов. // Люди и тексты. Исторический альманах. 2014. №6. С. 261—262

11. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

12. Stites R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford, New York, 1989.