Где медицина бессильна: болезнь и исцеление в представлениях византийских агиографов VIII—XII вв.
Где медицина бессильна: болезнь и исцеление в представлениях византийских агиографов VIII—XII вв.
Аннотация
Код статьи
S207987840002383-0-1
DOI
10.18254/S0002383-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Охлупина Ирина Сергеевна 
Должность: Доцент кафедры истории древнего мира и средних веков
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Аннотация
Статья посвящена анализу восприятия болезни и исцеления в византийском обществе по данным византийской агиографии (VIII—XII вв.). На материалах житий святых средневизантийского периода анализируются взгляды агиографов на причины болезней, проявления психических недугов и одержимости, а также на признаки биологической смерти тела. Также рассматриваются варианты и методы лечения и облегчения боли, упомянутые в житиях, и представления агиографов об их действенности. Установлено, что причиной болезни, по мнению агиографов рассматриваемых житий, могли стать осквернение человеческого тела грехом, наказание за неповиновение воле святого или нарушение обещаний, вмешательство потусторонних, злых сил, а также воздействие на тело человека таких естественных факторов, как холод, особенности питания, отравление. Болезнь могла рассматриваться и как испытание. Показано, что описания бесчинств безумных и одержимых бесами позволяют судить об общепринятых нормах поведения в византийском обществе и о том, какие формы поведения воспринимались как табуированные и девиантные. Представления о признаках биологической смерти тела были проанализированы на основе описаний чудесных свойств тел и мощей святых, поскольку в этих описаниях отрицались стереотипные представления византийцев о мертвом теле обычного человека. Установлено, что из трех конкурирующих способов лечения болезни (обращение к колдуну, к врачу или к святому), наиболее эффективным и надежным способом, по убеждению агиографов, был последний. Сделан вывод о том, что описания болезней и способах исцеления по материалам такого популярного среди византийцев жанра литературы, как агиография, позволяют приблизиться к пониманию глубинных уровней коллективного и индивидуального сознания византийцев, определявшего картину мира и мотивы их поступков.
Ключевые слова
Византия, византийская агиография, болезни, чудеса исцеления, византийская медицина, колдовство
Классификатор
Получено
17.02.2018
Дата публикации
30.11.2018
Кол-во символов
24026
Всего подписок
5
Всего просмотров
1161
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2018 год
2500 руб. / 50.0 SU

Библиография

1. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб., 2004.

2. Арнаутова Ю. Е. Чудесные исцеления святыми и «народная религиозность» в средние века // Одиссей. Человек в истории — 1995. М., 1995. С. 151—169.

3. Арсений (Иващенко А. И.). Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Юрьев, 1890.

4. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / пер. с фр. В. А. Мильчиной. М., 1998.

5. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

6. Жизнь и деяния и повесть о трижды блаженных и богоносных отцах наших Давиде, Симеоне и Георгии, светильниках, просиявших в страшные прежние времена / пер. Ю. Б. Мантовой // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., 2015. С. 437—507.

7. Житие блаженнейшего и преподобного Отца нашего Иоанникия, написанное Петром монахом / пер. Д. Е. Афиногенов // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., 2015.С. 513—656.

8. Житие и деяния преподобного отца нашего исповедника Макария, бывшего игуменом монастыря, называемого Пелекит, описанное монахом Саввой / пер. Т. А. Сениной // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., 2015. С. 392—424.

9. Житие преподобного отца нашего и священномученика Евфимия / пер. Д. Е. Афиногенова // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., 2015. С. 335—372.

10. Житие преподобного отца нашего исповедника Феофана, творение Мефодия, патриарха Константинопольского / пер. Т. А. Сениной // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., 2015. С. 146—209.

11. Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., Алетейя, 2015.

12. Лопарев Хр. М. Византийские жития святых VIII—IX вв. // ВВ. 1910. Т. 17. С. 1—224.

13. Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостериктом, учеником самого блаженнейшего / пер. Д. Е. Афиногенова // Жития византийских святых эпохи иконоборчества. Т. I / общ. ред. Т. А. Сениной (мон. Кассии). СПб., 2015. С. 273—311.

14. Acta graeca SS. Davidis, Symeonis et Georgii Mitylenae in insula Lesbo / ed. Van den Gheyn // AB. 1899. T. 18. P. 209—259.

15. Alwis A. P. Men in Pain. Masculinity and Miracles of st. Artemios // BMGS. 2012. Vol. 36. N. 1. P. 1—19.

16. Carras L. The Life of St. Athanasia of Aegina // Maistor. Canberra, 1984. P. 212—224.

17. Constantinou S. Grotesque Bodies in Hagiographical Tales. The Monstrous and the Uncanny in Byzantine Collections of Miracle Stories // DOP. 2010. Vol. 64. P. 43—54.

18. Dagron G. L’ombre d’un doute: L’hagiographie en question, VIe — XIe siècle // DOP. 1992. Vol. 46. P. 59—68.

19. Gouillard J. La Vie d’Euthyme de Sardes, une œuvre du patriarche Méthode // TM. 1987. T. 10. P. 1—101.

20. Krueger D. Healing and Salvation in Byzantium // Life is Short, Art Long. The Art of Healing in Byzantium. Istanbul, 2018. P. 15—28.

21. Krueger D. The Hagiographers’ Bible: Intertextuality and Scriptural Culture in the Late Sixth and the First Half of the Seventh Century // The New Testament in Byzantium / ed. D. Krueger and R. Nelson. Washington, 2017. P. 177—189.

22. Life of St. Athanasia of Aegina // Holy Women of Byzantium / ed. by A. M. Talbot. Washington, 1996. P. 142—158.

23. Life of St. Mary the Younger // Holy Women of Byzantium / ed. by A. M. Talbot. Washington, 1996. P. 254—289.

24. Petri Vita Ioannicii / Ed. Van den Gheyn // AASS. Nov. 1894. T. II.1. P. 384—435.

25. Pratsch T. Der hagiographische Topos. Griechische Heiligenviten in Mittelbyzantinischer Zeit. Berlin, 2005.

26. Prioreschi P. A History of Medicine. Vol. IV. Byzantine and Islamic Medicine. Omaha, 2004.

27. S. Macarii monasterii Pelecetes hegumeni Acta Graeca / ed. Van den Gheyn // AB. 1897. T. 16. P. 140—163.

28. The Old Testament in Byzantium / ed. by P. Magdalino and R. Nelson. Washington, 2010.

29. Vita S. Mariae Yunioris // AASS. Nov. T. IV. P. 692—705.

30. Vita S. Nicetæ confessoris // AASS. Apr. T. 1 [Appendix]. P. XVIII—XXVII.

31. Whittow M. The Making of Byzantium 600—1025. Berkeley; Los Angeles, 1996.