Russian History through the History of Regions: Integration of Education and Science
Table of contents
Share
Metrics
Russian History through the History of Regions: Integration of Education and Science
Annotation
PII
S207987840002147-0-1
DOI
10.18254/S0002147-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Denis Fomin-Nilov 
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Boris Yablokov
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Abstract

In 2012, the Institute of World History of the Russian Academy of Sciences and the State Academic University for the Humanities, at the initiative of the All-Russian Association of Teachers of History and Social Studies, together with the leading regional research and educational centers, launched the scientific and educational project “Russian History through the History of Regions”. The concept of the project was based on the idea that each region of the Russian Federation has its own unique specificity, which does not allow universal approaches to be applied unconditionally. It is necessary to search for a historical consensus between the federal history and the history of a particular region, which would emphasize that it is thanks to the unity of the regions and the peoples of Russia tremendous strides have been made in all spheres of life, epoch-making victories have been achieved, and stable and steady development of the country has been ensured. This concept proceeds from the understanding of the region as a special historical and cultural community that goes beyond the scope of an individual federal subject of Russia, which determines the orientation towards a multilevel study of history in the unity of the local – regional – federal levels. The article discusses the experience of consolidation in the framework of the project “Russian History through the History of Regions”, from 2012 to the present, the creative efforts of professional historians, methodologists and history teachers to develop a common model for teaching the regional component of history, which could help nation-building and consolidation of Russian society.

Keywords
history, Russia, regions, science, education, integration, teaching, learning, school
Received
14.02.2018
Publication date
15.07.2019
Number of characters
24032
Number of purchasers
42
Views
436
Readers community rating
5.0 (2 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

В 1990-х гг. вслед за отказом от марксистско-ленинской идеологии в исторической науке остро встала проблема модернизации и реформирования исторического образования, поскольку полем традиционных для научного сообщества дискуссий между различными научными школами в условиях рыночной экономики и развития информационно-коммуникативных технологий стала учебная литература по истории, вариативность которой на определенном этапе приобрела практически нерегулируемый характер. Логичным следствием этого стала дезориентация всей системы исторического образования и стремительная поляризация в общественном сознании представлений о прошлом, настоящем и будущем нашей страны1. Преподаванию региональной истории на протяжении 1990-х гг. также не уделялось должного внимания и реализация данного исключительно важного направления исторического образования была во многом оставлена на усмотрение местных органов управления образованием и краеведов-любителей.

1. Фомин-Нилов Д. В. Инновации и преподавание истории в образовательных учреждениях РФ // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2010. Вып. 1. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019).
2

Если мы беремся утверждать, что историческая память формирует основы национальной идентичности, определяет нравственные ориентиры и ценности граждан, то осознать себя частью единой культурной общности во всем ее многообразии гражданам России позволяет именно любовь к своей Малой Родине как неотъемлемой составной части Российской Федерации, обладающей своим уникальным значением в истории страны в целом. Благодаря взаимопроникновению различных культурных традиций России удавалось на протяжении столетий не только поддерживать свою территориальную целостность, но и создать удивительную по своей сути субнациональную идентичность, гармонично сохранившую в своей основе, подобно яркой мозаике, отличительные черты и самобытность населяющих ее народов; добиться единения людей, общим усилиям которых, вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности, были одержаны великие победы и великие достижения. 

3

По мнению академика РАН В. А. Тишкова, именно совпадение государственно-гражданской и этнической идентичностей в российском обществе дает основание предположить, что для многих, кто традиционно ощущал «сильную связь» с людьми своей национальности, российская идентификация как бы наполнялась и внутренним этническим содержанием. Это, в свою очередь, подтверждало их взаимную совместимость и снижало остроту их конкурентности в политических, социально-экономических и культурных вопросах на региональном уровне, хотя безусловно «множественные и не взаимоисключающие друг друга уровни национального и этнического сознания сохранились и в сегодняшней России»2.

2. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М., 2013. С. 637—638.
4

Оновременно с этим в изложении российской истории традиционно преобладал характерный не только для России, но и для многих других стран мира, столичный центризм, рассматривавшей историю формирования единого государства через этапы расширения влияния столицы, в данном случае Москвы, на соседние территории. Такой подход в области исторической науки и особенно исторического образования, будучи сам по себе серьезным конфликтогенным фактором общественного диалога, в 1990-е гг. привел к появлению на страницах учебной литературы концепций, отрыто противопоставлявших регионы федеральному центру, региональные элиты — государственной власти, а также отдельные регионы и народы друг другу. Тем самым межрегиональные противоречия, вызванные сложной социально-экономической ситауцией, сложившейся в стране в конце XX в., оказались вплетены в ткань исторической науки и исторического образования.

5

Проблема сохраняет актуальность и в наши дни: результаты исследования, проведенного в 2014 г. Центром политической информации, убедительно доказывают, что отсутствие единой модели преподавания региональной истории в долговременной перспективе создаст реальные угрозы суверенитету и территориальной целостности страны — особенно по мере того, как в условиях глобализации будет усиливатся идейно-духовная составляющая конкуренции на международной арене. Дальнейшее разрушение исторической памяти народа и его культурных кодов  будет провоцировать «формирование в молодежной среде комплекса национальной неполноценности, способствовать разрыву связей между поколениями, росту популярности сепаратистской и националистической идеологии, идей религиозного экстремизма»3.

3. О проблемах преподавания истории в российских учебных заведениях. Аналиический доклад. М.: Центр политической информации, 2014. — С. 3.
6

Необходимость создания общей модели преподавания регионального компонента истории, которая могла бы способствовать укреплению государственности и консолидации российского общества, была впервые обозначена 19—20 апреля 2012 г. в ходе научной конференция «Преподавание этнокультурного компонента в контексте истории России», состоявшейся в г. Уфе (Республика Башкортостан) под эгидой Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания. По итогам конференции председатель ассоциации, академик РАН Александр Оганович Чубарьян обратился к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с предложением поддержать данную инициативу, которая была в итоге сформулирована в соответствующем поручении Президента № Пр-1334 от 21 мая 2012 г. 

7

Реализация данного поручения столкнулась с целым рядом объективных трудностей. В ходе подготовки линейки общефедеральных школьных учебников по истории в 2014—2015 гг.4 на основе единого историко-культурного стандарта5, разработанного в 2013 г. Российским историческим обществом (РИО), и последовавших за этим научно-педагогических экспертиз в ряде случаев было выявлено несоответствие общенационального и региональных подходов к освещению событий прошлого России. Вопреки содержанию историко-культурного стандарта в учебной литературе по региональной истории встречались случаи, когда подбор фактологического материала носил очевидно избирательный, тенденционзный характер; сохранялись в скрытой, а иногда и в явной форме интерпретации и трактовки, направленные на формирование этноконфликтной исторической памяти у молодежи.

4. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории // Официальный сайт Российского исторического общества [Электронный ресурс].  URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019).

5. Историко-культурный стандарт // Официальный сайт Российского исторического общества [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019).
8

На сегодняшний день вопросам преподавания региональной истории в большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему уделяется лишь фрагментарное внимание и носит несистематический характер: имеющееся количество учебных часов неравномерно распределено с 6 по 10 классы, а уроки по региональной истории чаще всего выводятся за рамки основной учебной программы в формате элективных и факультативных курсов. Учебно-методическая литература для проведения занятий по региональной истории выпускается либо в виде «приложений» к федеральным учебникам, издаваемых крупными издательскими домами массовыми тиражами для их последующей закупки федеральным субъектом за счет собственных бюджетных средств, как, например, «История Крыма» (Издательство «Просвещение», 2018) для 6–10 классов; либо в формате учебно-методических комплексов, подготовленных силами коллективов преподавателей и методистов местных научно-образовательных и учебно-методических центров на основе собственных региональных стандартов и распространяемых также исключительно в рамках одного субъекта, как например, «История Брянского края» (2012), «История Татарстана и татарского народа» (2016), «История Новосибирской области» (2017), пятитомное издание «История Архангельского Севера» для учащихся 6–10 классов средней школы, сигнальные экземпляры которого были представлены в июле 2019 г.

9

Представленные модели опираются на синхронно-параллельный и/или интегрированный подходы в структурировании учебного материала по истории, то есть исходят из необходимости включения региональной истории в основные курсы истории России и всеобщей истории путем временной синхронизации и установления проблемно-тематических связей. Указанные подходы позволяют не допускать дублирования учебного материала по истории и экономить учебное время, но вместе с тем фактически исключают преподавание региональной истории в 11 классе и практически полностью — в высшей школе, когда представляется чрезвычайно важным актуализировать усвоенные обучающимся за годы обучения знания по истории через опыт своей Малой Родины, чтобы создать целостное представление о месте и роли региона в составе России. Главное внимание при этом следует уделять не столько отдельным фактам, сколько обобщению и систематизации материала по истории региона на фоне событий российской и всемирной истории. Исходя из этого принципа в Государственном академическом университете гуманитарных наук (ГАУГН) в 2014 г. была разработана методика подготовки, апробации и использования в образовательной деятельности учебно-методической литературы по региональной истории, опирающаяся на имеющийся в университете опыт интеграции образования и академической науки и предполагающая включение в учебные планы образовательных организаций самостоятельных (возможно — элективных) курсов по региональной истории в старшей школе (10—11 классы).

10

В основу концепции проекта, получившего название «История России через историю регионов», было положено представление о том, что каждый регион нашей страны имеет свою уникальную специфику, которая не позволяет безоговорочно применять универсальные подходы — необходим поиск исторического консенсуса между общефедеральной историей и историей отдельно взятого региона, который бы подчеркивал, что именно благодаря единству регионов и народов России были достигнуты огромные успехи во всех сферах жизни, одержаны эпохальные победы, обеспечено стабильное и устойчивое развитие нашей страны. При этом следует особо подчеркнуть, что данный проект исходит из понимания региона как особой историко-культурной общности, выходящей за рамки отдельно взятого субъекта Российской Федерации, что определяет ориентацию на многоуровневое изучение истории в единстве локального–регионального–федерального уровней.

11

В рамках проекта были созданы и успешно апробированы учебно-методические пособия по «Истории Сибири» (2014)6, «Истории Саратовского Поволжья» (2016)7, истории Республики Башкортостан («Россия — Башкортостан: общность исторических судеб», 2017)8, «Истории Оренбургского края» (2018)9 и «Истории Крыма» (2019)10. На этапе обсуждения и разработки план-проспектов находятся учебные пособия по истории Северного Кавказа, Дальнего Востока, Русского Севера, а в разрезе отдельных субъектов — по истории Калужской, Костромской и Тверской областей.

6. История Сибири. Учебное пособие. Серия: «История России через историю регионов» / отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. — М.: ГАУГН-Пресс; Интеграция: Образование и Наука, 2014. — 218 с.

7. История Саратовского Поволжья. Учебное пособие. Серия: «История России через историю регионов» / отв. ред. В. Г. Петрович. — М.: ГАУГН-Пресс; Интеграция: Образование и Наука, 2017. — 376 с.

8. Россия — Башкортостан: общность исторических судеб. Учебное пособие. Серия: «История России через историю регионов» / отв. ред. Г. Т. Обыденнова — М.: ГАУГН-Пресс; Интеграция: Образование и Наука, 2017. — 274 с.

9. История Оренбургского края. Учебное пособие. Серия: «История России через историю регионов» / под ред. С. В. Любичанковского. — М.: ГАУГН-Пресс; Интеграция: Образование и Наука, 2018. — 256 с.

10. История Крыма. Учебное пособие. Серия: «История России через историю регионов» / под ред. С. В. Юрченко и П. И. Пашковского. — М.: ГАУГН-Пресс; Интеграция: Образование и Наука, 2019. — 236 с.
12

Линейка учебных пособий, изданных в рамках научно-образовательного проекта «История России через историю регионов»

13
<iframe width="560" height="315" src="//www.youtube.com/embed/D5ck9yMxaQg" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Интервью с руководителем авторской группы учебного пособия «История Сибири» В. А. Зверев в эфире «Вести Новосибирск» (эфир от 20 мая 2015 г.)

14

Продолжается работа по развитию и совершенствованию учебно-методических комплексов, которые, исходя из модульного принципа комплектования материалов, выросли вокруг основного издания учебного пособия. Например, в состав учебно-методического комплекса «История Саратовского Поволжья», помимо собственно учебного пособия11, вошли хрестоматия12, рабочая тетрадь13, книга для учителя14, рабочая программа15, подготовленные методистами Саратовского областного института развития образования по согласованию с авторским коллективом пособия.

11. Подробнее о создании учебного пособия «История Саратовского Поволжья» см.: Петрович В. Г. Региональная история: быть или не быть? // Преподавание истории в школе. 2016. Вып. 7. С. 26—29.; Гость в студии. Руководитель авторской группы учебного пособия «История Саратовского Поволжья» В. Г. Петрович о задачах книги и о спорных моментах саратовской истории >>> (эфир от 07 октября 2016 г.).

12. История Саратовского Поволжья. С древнейших времен до начала XXI века. 11 класс: хрестоматия к учебному пособию / сост. В. Г. Петрович, М. В. Булычев, В. П. Тотфалушин и др. Саратов, 2016. — 276 с.

13. Петрович В. Г. История Саратовского Поволжья. С древнейших времен до начала XXI века. 11 класс: рабочая тетрадь к учебному пособию. Саратов, 2016. — 108 с.

14. История Саратовского Поволжья. С древнейших времен до начала XXI века. 11 класс: книга для учителя к учебному пособию / В. Г. Петрович, Е. Ф. Егорова, Н. М. Руднева и др. Саратов, 2016. — 192 с.

15. История Саратовского Поволжья. С древнейших времен до начала XXI века. 11 класс: рабочая программа к учебному пособию / В. Г. Петрович, М. В. Булычев, Ю. Н. Пушкарев, С. И. Самсонов. Саратов, 2016. — 192 с.
15
<iframe width="560" height="315" src="//www.youtube.com/embed/264pB9Kvof8" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Гость в студии. Руководитель авторской группы учебного пособия «История Саратовского Поволжья» В. Г. Петрович о задачах книги и о спорных моментах саратовской истории (эфир от 07 октября 2016 г.).

16

Учебно-методический комплекс «История Саратовского Поволжья»

17 Цикл подготовки, издания, апробации и использования в образовательной деятельности учебно-методической литературы по региональной истории состоит из трех основных этапов.
18

Этап № 1. Формирование рабочей группы по разработке план-проспекта учебного пособия по региональной истории. Базовым принципом при определении разработчиков учебного пособия является привлечение наиболее квалифицированных историков из местных научно-исследовательских и учебно-методических центров: региональных университетов, институтов, музеев, архивов, организаций повышения квалификации. При этом концепция и план-проспект учебного пособия, а также наиболее дискуссионные вопросы истории региона, предполагаемые к освещению на страницах будущего пособия, уже на данном этапе проходят ряд обсуждений в очной и дистанционной форме. Ведущие отечественные эксперты Российского исторического общества, Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Института всеобщей истории РАН и Государственного академического университета гуманитарных наук принимают участие в обсуждении как научного, так и методического содержания учебного пособия, что позволяет обеспечивать его высочайшее качество. По итогам обсуждения рабочая группа на основе план-проспекта и с учетом высказанных замечаний и предложений определяет примерное содержание учебного пособия. Структурно учебное пособие содержит 18 основных обязательных тем, построенных как на основе хронологического, так и проблемного принципа изложения исторического материала, которые также могут быть дополнены различными справочными материалами — хронологическими таблицами, словарем терминов, списком литературы, целесообразность включения которых в учебное пособие обосновывает авторский коллектив.

19

Этап № 2. Публикация электронной версии пособия и апробация учебного пособия по региональной истории. Электронный научно-образовательный журнал «История» (ЭНОЖ «История», http://history.jes.su — сетевое периодическое издание, соучредителем которого является Государственный академический университет гуманитарных наук, позволяет проводить апробацию учебного пособия по региональной истории образовательными организациями Российской Федерации в онлайн-режиме без затрат на издание печатных экземпляров и, соответственно, без какого-либо ограничения количества участников объемом тиража. Помимо решения вопросов логистики и значительных расходов на малые тиражи, необходимые для научно-педагогического тестирования учебных материалов и их апробации, решаются вопросы доработки и нередко переработки авторских материалов для адаптации к использованию их в учебном процессе.

20 Кроме того, ЭНОЖ «История» предоставляет возможность использования материалов учебного пособия и в оффлайн-режиме благодаря интегрированному в платформу журнала модулю, преобразующему «в один клик» по запросу пользователя текст выбранной темы в pdf-файл, готовый к печати на бумаге, что также создает дополнительную вариативность для учителя.
21

На данном этапе каждая тема учебного пособия выступает как отдельная публикация в составе тематического выпуска учебных материалов, обладающая международным цифровым идентификатором и индексируемая в наукометрических базах данных. Материалы учебного пособия, подобно традиционному выпуску научного журнала, также проходят издательско-редакционную обработку, что позволяет выявить и устранить технические дефекты в оформлении, возникающие при верстке макета печатного издания. На сегодняшний день каждое из учебных пособий, подготовленных в рамках проекта, имеет свою сетевую версию, размещенную на сайте ЭНОЖ «История». При этом важно отметить, что тематический выпуск журнала фактически является цифровой версией учебного пособия, использование которой в онлайн-режиме снимает в последующем необходимость затрат на тиражирование издания на машиночитаемых носителях.

22

На основе предложений и рекомендаций учителей и обучающихся образовательных организаций, принимающих участие в апробации, производится необходимая доработка материалов учебного пособия.

23

Этап № 3. Издание и внедрение в образовательную деятельность учебного пособия по региональной истории. На данном этапе осуществляется подготовка на основе сетевой версии учебного пособия оригинал-макета печатного издания, который еще до подписания в печать направляется на итоговую экспертизу по линии Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания и Российского исторического общества. После соответствующей рекомендации осуществляется издание печатной версии учебного пособия. Размеры тиражей конкретного учебного пособия определяются из потребности конкретного региона в обеспечении учебного процесса образовательных организаций. На данном этапе проводится официальная презентация учебного пособия.

24

Ход реализации проекта «История России через историю регионов» был рассмотрен и единогласно одобрен на III Всероссийском съезда учителей истории и обществознания, состоявшемся в г. Москве 5—6 апреля 2016 г. При поддержке Министерства науки и образования Российской Федерации в октябре — ноябре 2016 г. в 6 федеральных округах были проведены всероссийские семинары-совещания, посвященные научно-методическому обсуждению проекта. Данный формат обсуждения не только встретил заинтересованность представителей региональных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию политики в сфере образования, но и нашел живой отклик педагогического сообщества — учителей школ, преподавателей вузов, сотрудников институтов повышения квалификации. Мероприятия получили широкое освещение в региональных и федеральных средствах массовой информации, на официальных информационных порталах органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования в регионе проведения мероприятия, официальных сайтах организаций, на базе которых проводилось мероприятие.

25
Дата Городпроведения Базовая организация
13.10.2016 Нальчик ГБОУ Детская академия творчества «Солнечный город»16
13.10.2016 Новосибирск Новосибирский государственный педагогический университет17
17.10.2016 Владивосток Дальневосточный федеральный университет18
19.10.2016 Уфа Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы19
20.10.2016 Симферополь Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского20
20–21.10.2016 Архангельск Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
02.11.2016 Саратов Саратовский областной институт развития образования
16. Мизова З. В Нальчике прошел семинар «История России через историю регионов» // BezFormata.Com [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019)

17. В Новосибирске презентовали пособие по Истории Сибири // Вести Новосибирск [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019); В школах снова начнут изучать историю регионов // Новосибирский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019)

18. Ученые ДВФУ готовят новые школьные учебники по истории Дальнего Востока // Учительская газета [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019); Ученые ДВФУ помогут написать федеральный школьный учебник по истории Дальнего Востока // Дальневосточный федеральный университет [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019)

19. В БГПУ состоялся Межрегиональный семинар-совещание «История России в региональном аспекте: проблемы и пути их решения» // Официальный сайт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019)

20. В КФУ имени Вернадского презентовали материалы учебного пособия «История Крыма» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019); Ведущие ученые КФУ пишут историю полуострова // Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019)
26

Межрегиональный семинар-совещание в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (г. Владивосток, 17 октября 2016 г.)

27

Межрегиональный семинар-совещание в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы (г. Уфа, 19 октября 2016 г.)

28

Практика проведения подобных семинар-совещаний в рамках проекта была продолжена и в 2017 г. в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах на базе Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема (г. Биробиджан)21.

21. Семинар-совещание работников общего образования: Преподавание истории России через историю регионов (Дальневосточного и Сибирского федеральных округов) // Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 12.05.2019).
29

Межрегиональный семинар-совещание в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, (г. Биробиджан, 4 декабря 2017 г.)

References

1. Istoriya Kryma. Uchebnoe posobie. Seriya: «Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov» / pod red. S. V. Yurchenko i P. I. Pashkovskogo. — M.: GAUGN-Press; Integratsiya: Obrazovanie i Nauka, 2019. — 236 s.

2. Istoriya Orenburgskogo kraya. Uchebnoe posobie. Seriya: «Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov» / pod red. S. V. Lyubichankovskogo. — M.: GAUGN-Press; Integratsiya: Obrazovanie i Nauka, 2018. — 256 s.

3. Istoriya Saratovskogo Povolzh'ya. Seriya: «Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov». Uchebnoe posobie / otv. red. V. G. Petrovich. — M.: GAUGN-Press; Integratsiya: Obrazovanie i Nauka, 2017. — 376 s.

4. Istoriya Saratovskogo Povolzh'ya. S drevnejshikh vremen do nachala XXI veka. 11 klass: kniga dlya uchitelya k uchebnomu posobiyu / V. G. Petrovich, E. F. Egorova, N. M. Rudneva i dr. Saratov: SOIRO, 2016. — 192 s.

5. Istoriya Saratovskogo Povolzh'ya. S drevnejshikh vremen do nachala XXI veka. 11 klass: rabochaya programma k uchebnomu posobiyu / V. G. Petrovich, M. V. Bulychev, Yu. N. Pushkarev, S. I. Samsonov. Saratov: SOIRO, 2016. — 192 s.

6. Istoriya Saratovskogo Povolzh'ya. S drevnejshikh vremen do nachala XXI veka. 11 klass: khrestomatiya k uchebnomu posobiyu / sost. V. G. Petrovich, M. V. Bulychev, V. P. Totfalushin i dr. Saratov: SOIRO, 2016. — 276 s.

7. Istoriya Sibiri. Uchebnoe posobie. Seriya: «Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov» / otv. red.: V. A. Zverev, O. M. Khlytina. — M.: GAUGN-Press; Integratsiya: Obrazovanie i Nauka, 2014. — 218 s.

8. O problemakh prepodavaniya istorii v rossijskikh uchebnykh zavedeniyakh. Analiicheskij doklad. M.: Tsentr politicheskoj informatsii, 2014.

9. Petrovich V. G. Istoriya Saratovskogo Povolzh'ya. S drevnejshikh vremen do nachala XXI veka. 11 klass: rabochaya tetrad' k uchebnomu posobiyu. Saratov: SOIRO, 2016. — 108 s.

10. Petrovich V. G. Regional'naya istoriya: byt' ili ne byt'? // Prepodavanie istorii v shkole. 2016. Vyp. 7. S. 26—29.

11. Rossiya — Bashkortostan: obschnost' istoricheskikh sudeb. Uchebnoe posobie. Seriya: «Istoriya Rossii cherez istoriyu regionov» / otv. red. G. T. Obydennova — M.: GAUGN-Press; Integratsiya: Obrazovanie i Nauka, 2017. — 274 s.

12. Tishkov V. A. Rossijskij narod: istoriya i smysl natsional'nogo samosoznaniya. M., 2013. S. 637—638.

13. Fomin-Nilov D. V. Innovatsii i prepodavanie istorii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh RF // Ehlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya». 2010. Vyp. 1. URL: https://history.jes.su/s207987840000033-5-5/ (data obrascheniya: 12.05.2019).