Формирование института частной церкви в VII—IX вв. как особой формы собственности
Формирование института частной церкви в VII—IX вв. как особой формы собственности
Аннотация
Код статьи
S207987840001977-3-1
DOI
10.18254/S0001977-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Арнаутова Юлия Евгеньевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аннотация
Статья посвящена особой, существовавшей только в раннее и высокое Средневековье в Западной Европе форме собственности, так называемой частной церкви (ecclesia privata), сочетавшей в себе не только материальное владение, но и духовную власть. Частная церковь (ecclesia privata) — это церковь (обычно деревенская), которую землевладелец основывает на свои средства и на своей земле. Он сам оснащает ее церковным инвентарем, назначает священника по своему выбору и дает участок земли, чтобы обеспечить ее хозяйственную самостоятельность. Такая церковь находится в полной собственности основателя и на нее распространяется частное право, а не каноническое (iurisdictio episcopalis). Институт частной церкви появляется в начале V в., в VIII—IX вв. он получает окончательное оформление в законодательстве франкских королей и в канонах (canones) многочисленных церковных соборов. Капитулярии Карла Великого гарантировали землевладельцам право распоряжаться своей церковью, как и любым другим имуществом — дарить, продавать, обменивать, передавать в наследство или в ленное владение, а также запретили епископам отчуждать частные церкви в пользу диоцеза без согласия собственника. Законодательство Людовика Благочестивого было направлено в большей мере на укрепление экономического положения самих церквей и правового статуса священников. Оно определило минимальный размер дотаций, выделяемых новой церкви основателем (fundator) — один манс (unus mansus), и запретило собственникам забирать себе церковную десятину и другие доходы от литургической деятельности церкви (spiritualia). Однако оно не уточняло, какие именно повинности (servitium debitum) и дополнительные обязанности (помимо литургических) выполняет священник за аренду церкви. Неопределенность законодательства, с одной стороны, и отсутствие епископского контроля (disciplina ecclesiastica) над деятельностью священника, с другой стороны, стали источником многочисленных злоупотреблений со стороны владельцев церквей, что привело к масштабному кризису Западной Церкви, заметному уже с конца IX в.
Ключевые слова
раннее Средневековье, частная церковь (ecclesia privata), частное право, церковный приход (parrochia), земельная собственность, землевладелец, положение священника, десятина (decima), манс (mansus)
Источник финансирования
Автор сердечно благодарит Германский исторический институт в Москве и сотрудников его библиотеки, без деятельного участия которых в получении необходимой литературы эта статья не была бы написана.
Классификатор
Получено
17.08.2017
Дата публикации
14.09.2017
Кол-во символов
41030
Всего подписок
20
Всего просмотров
4140
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка только на эту статью
100 руб. / 1.0 SU
Подписка на весь выпуск
1000 руб. / 10.0 SU
Все выпуски за 2017 год
2500 руб. / 50.0 SU

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Арнаутова Ю.Е. Инвеститура в Церкви: идея, практика, значение // Средние века. Вып. 72. М., 2011. С. 22-59.
  2. Concillia Galliae // Corpus Christianorum. Series Latina CXLVIII.
  3. Hartmann W. Der rechtliche Zustand der  Kirchen auf dem Lande: die Eigenkirche in der fränkischen Gesetzgebung des 7. вis 9. Jahrhunderts // Settimane di Studio del Centro italiano di studi sull’alto medieoevo XXVIII: Cristianisatione ed organizzazione ecclesiastica delle campagne nell’alto medioevo: espansione e resistenze (10 – 16 aprile 1980). Spoleto, 1982. Vol.1. P. 397 – 440.
  4. Hartmann W. Die Eigenkirche: Grundelement der Kirchenstruktur bei den Alemannen? // Die Alemannen und das Christentum. Zeugnisse eines kulturellen Umbruchs / Hg.S.Lorenz, B.Scholkmann, D.R.Bauer. Leinfelden; Echterdingen, 2003. S. 1 – 11.
  5. Hartmann W. Vom frühen Kirchenwesen (Eigenkirche) zur Pfarrei (8. – 12. Jahrhundert). Strukturelle und kirchenrechtliche Fragen // Würzburger Diözesangeschichtsblätter. Bd. 73. 2011. S. 13 – 30.
  6. Jungmann J.A. Missarum solemnia. Eine genetische Erklärung der römischen Messe. 2 Bde. Wien, 1948.
  7. Monumenta Germaniae Historica. CapitulariaregnumFrancorum. Bd. 1, 2.
  8. Monumenta Germaniae Historica. Concilia aevi Karolini. Bd. 2.
  9. Monumenta Germaniae Historica. Epistolae. Bd. V.
  10. Monumenta Germaniae Historica. Patrologia latina. Vol. 106, 125.
  11. Schröder I. Die Westfränkischen Synoden von 888 – 987 und ihre Überlieferung. München, 1980.
  12. Stutz U. Geschichte des kirchlichen Benefizialwesens. B., 1895.
  13. Stutz U. Die Eigenkirche als Element des mittelalterlich-germanischen Kirchenrechts. B., 1895 [Darmstadt, 1955].
  14. Stutz U. Das Eigenkirchenvermögen. Ein Beitrag zur Geschichte des altdeutschen Sachsenrechts auf Grund der Freisinger Traditionen // Festschrift Otto Gierke zum siebzigsten Geburtstag. Weimar, 1911. S. 1187 – 1268.