introduction
Table of contents
Share
Metrics
introduction
Annotation
PII
S207987840001794-2-2
Publication type
Status
Published
Authors
Sergey Lyubichankovskiy 
Affiliation: Orenburg State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Orenburg
Abstract
the introduction to the textbook “History of the Orenburg Region” contains the address of the team of authors to readership. The concept of the manual is stated, its main features are described. The importance of studying of a history of the native land for adulthood is shown.
Keywords
history, Orenburg region, textbook, education
Received
06.06.2017
Publication date
28.08.2017
Number of characters
11855
Number of purchasers
30
Views
5058
Readers community rating
5.0 (1 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

Перед вами учебное пособие по истории нашей «малой Родины» — Оренбуржья. Именно в этом крае нам повезло жить и учиться. Его история — поучительнейший пример того, как триста лет напряженной созидательной работы способны преобразить регион, сделать из окраинной и малоизвестной территории по-настоящему развитый край, в котором есть место и передовому земледелию, и развитой промышленности, и высокой культуре и духовности. Наша история — это еще и большой исторический урок о том, что люди разных культур, разного социального опыта и разного экономического состояния, живя в едином государственно-территориальном организме, способны вместе сделать для развития своей земли гораздо больше, чем по отдельности. Наконец, наша история — это ярчайший пример того, как конкретные Люди, наши с вами предки и земляки, будучи самоотверженно преданы своей Родине — России, своему Делу, своим Принципам, могли совершать практически невозможное, преодолевать чудовищной сложности препятствия, быть Героями в самом прямом смысле этого слова.

2

Важно также понимать и помнить, что история родного края неотделима от истории России в целом. Она, с одной стороны, отражает общероссийские процессы и явления, а с другой стороны, вносит в их переживание что-то свое, уникальное, объяснимое именно с точки зрения места Оренбуржья в стране и на евразийском пространстве вообще. Стыдно не знать родную историю. Простой народ понимал это с глубокой древности, когда еще не было ни профессиональных историков, ни школ. Чуть в более поздние времена уничижительная поговорка «Иван родства не помнящий» применялась к тем, кто отрекся от своих привязанностей, дорогих ему прежде людей. История родного края — часть нашей общей великой Истории, истории России и истории Человечества.

3

Обо всем сказанном — этот учебник. В нем восемнадцать тем, каждая из которых посвящена определенному хронологическому периоду в развитии Оренбургского края. В некоторых случаях темы сориентированы не только по хронологии, но и проблемно — это было необходимо, когда та или иная важная тема родной истории не могла быть рассмотрена в рамках только одного хронологического периода. Таковы, например, разделы по участию оренбуржцев в войнах XIX в. или по истории развития на нашей земле просветительских традиций. Заключительная тема пособия целиком посвящена оренбургской региональной символике, в которой аккумулируются ключевые моменты истории и культуры родного края.

4

Для удобства работы все темы структурированы по единым правилам. Каждый из них делится на четыре части: вопросы для актуализации темы в общероссийском контексте, основной текст, справочные материалы, работа с документами. Охарактеризуем вкратце каждую из этих частей.

5

Вопросы для актуализации темы в общероссийском контексте — это вопросы, на которые стоит ответить перед тем, как изучать материал новой темы. Все они — о тех процессах и событиях, которые вы уже изучали в курсе истории России. Конечно, что-то могло забыться, и поэтому если ответ сразу не приходит на память, имеет смысл поискать его в учебнике по истории за прошлые годы или просто в справочной литературе. Это действительно важно, потому что в самом параграфе речь пойдет о том, как те или иные общероссийские процессы и явления отразились и реализовались именно в нашей местной истории. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что история Оренбуржья — это не нечто самостоятельное, а плоть от плоти российской истории в целом. Эти вопросы помогают поместить краеведческий материал в общероссийский контекст.

6

Основной текст, содержащийся в теме, всегда разбит на части. У каждой из частей есть свой подзаголовок, который выделен полужирным шрифтом. Каждая такая часть посвящена определенному сюжету оренбургской истории, а в подзаголовке отражен основной смысл. Кроме того, чтобы обратить внимание на наиболее важные и интересные с точки зрения местной истории события, имена и даты, внутри текстовой части отдельные слова и выражения выделены курсивом. Таким образом, основной текст темы — это не просто несколько страниц сплошного текста, а структурированный материал. Выделенные полужирным шрифтом и курсивом строчки делают удобным и изучение учебного материала, и быстрый поиск нужной информации по тексту. Каждый параграф, какому бы периоду он ни был посвящен, завершается разделом «Сохраненное время». В нем рассказано об основных памятных местах, оставшихся в наши дни от того или иного периода нашей истории. Следует понимать, что все, что вы изучаете, остается вокруг нас: в названиях улиц, в памятниках, в архитектуре. Надо только уметь «читать» эти символы, и тогда вы действительно сможете почувствовать себя частью нашей общей истории. Как было бы здорово, если бы в ходе изучения курса родной истории вы смогли бы попробовать себя в роли экскурсовода по родному городу или поселку. Попробуйте!

7

Справочные материалы, предложенные в качестве третьей части каждой темы, включают в себя информацию о ключевых датах и о выдающихся местных краеведах.

8

Ключевые даты — это всегда исключительно пять событий, которые составляли «соль» и «изюминку» того или иного хронологического периода. Конечно, иногда было очень сложно выделить из всего многообразия произошедших событий всего пять наиболее важных. Возможно, Вы даже не согласитесь с тем набором дат, который нами предложен. Имеете полное право — в этом случае предложите своему учителю истории свое видение того, какие пять дат Вы хотели бы видеть после данного параграфа. Важно, чтобы Вы это сделали аргументированно, ссылаясь на факты из истории родного края, а не просто на эмоциональное восприятие тех или иных событий. В любом случае, предложенные пять ключевых дат — это хороший ориентир, если нужно быстро обновить в памяти основную суть событий, не правда ли?

9

Еще одна часть справочного аппарата — это раздел, который называется «Авторы книг об Оренбургском крае». В каждом таком разделе дана биографическая справка и ссылка на основные работы наших замечательных историков-краеведов, творивших в XVIII—XX вв. и продолжающих писать про историю родного края сегодня. Персоналии подобраны таким образом, чтобы упомянутые краеведы были так или иначе связаны с рассматриваемой темой — либо по причине того, что они писали по истории именно того периода, о котором идет речь в конкретной теме, либо потому, что они сами жили и работали именно в то время, о котором рассказывается в разделе. Конечно, очень многие авторы писали на совершенно разные краеведческие темы, и иногда было очень сложно решить, после какой темы следует дать справку о том или ином исследователе. Так что во многом распределение этих справок условно. Если вы захотите поправить или дополнить их набор, мы будем только рады — обязательно обсудите свои предложения с вашим учителем истории. В любом случае, те тридцать шесть имен наших крупных краеведов-историков, информация о которых нашла отражение в данном учебнике, позволит не только лучше сориентироваться в круге профессиональной научной литературы по истории родного края, но и приблизиться к пониманию того, что для написания истории Оренбургского края понадобился огромный самоотверженный труд десятков энтузиастов своего дела на протяжении почти трех столетий.

10

Заключительная часть каждого параграфа называется «Работа с документами». В ней приведены, как правило, три отрывка из исторических источников и даны задания к ним. Поскольку вы уже взрослые люди, наши задания не требуют простого пересказа приведенных отрывков. Скорее мы хотели бы, чтобы, опираясь на приведенные цитаты и привлекая при этом дополнительную информацию (из памяти или из научной, справочной литературы), вы провели свой личный исследовательский поиск и анализ. Давно доказано, что в ходе такой работы материал усваивается гораздо лучше. И если вдруг в ходе изучения нашего учебника вы настолько увлечетесь историей родного края, что захотите познакомиться с уже опубликованными документами «без купюр», не в отрывках, а в подлинниках, очень советуем заглянуть на подготовленный в 2014 г. научно-образовательный сайт «Источник» http://istok56.ru. Уверены, что там вы найдете для себя много интересного. Кроме того, анализируя источники, человек всегда растет как исследователь-аналитик. Это важная способность очень пригодится и в период получения высшего образования, и вообще во «взрослой» жизни, потому что она заставляет мыслить критически и делать самостоятельные выводы. А именно люди с таким типом мышления и сделали нашу местную историю выдающейся и без преувеличения героической!

11

Докажите, что вы достойны памяти своих земляков, которые создавали и развивали Оренбургский край! Первый шаг в этом направлении — любовь к истории своей «малой Родины». А как сказал один наш известный земляк, почетный гражданин города Оренбурга, писатель Леонид Большаков, «любить — это знать, знать — это чтить, изучать, постигать». Успехов на этом трудном, но таком интересном пути!

12

С уважением, 

доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета С. В. Любичанковский (руководитель проекта, автор всех разделов учебного пособия) — от имени коллектива авторов:

 

  • Большакова Т. Л., педагог дополнительного образования Оренбургского многопрофильного центра дополнительного образования детей, член Союза журналистов России (соавтор § 18, разделов «Сохраненное время» и «Авторы книг об Оренбургском крае» во всех темах);
  • Бурлуцкая Е. В., доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета (соавто𠧧 4, 5);
  • Владимирцева В. Г., кандидат исторических наук, преподаватель Педагогического колледжа им. Н. К. Калугина г. Оренбурга (соавтор § 10);
  • Годовова Е. В., кандидат исторических наук, доцент Оренбургского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (соавто𠧧 2, 6, 9);
  • Джунджузов С. В., доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета (соавто𠧧 2, 3, 13);
  • Камскова Т. А., кандидат педагогических наук, заведующая отделом Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской (соавтор § 10);
  • Краева Л. А., кандидат исторических наук, заведующая учебной археологической лабораторией Оренбургского государственного педагогического университета (соавтор § 1);
  • Куренкова Ю. О., кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета (соавтор § 12);
  • Мифтеева Д. М., экскурсовод Музея истории города Оренбурга (соавтор § 18);
  • Невзорова И. В., кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета (соавтор § 13);
  • Пахомова Е. В., кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета (соавто𠧧 15, 16, 17);
  • Петрич Л. В., кандидат исторических наук, доцент Оренбургского государственного педагогического университета (соавтор § 8);
  • Рубин В. А., кандидат исторических наук, председатель Комитета по делам архивов Оренбургской области (соавтор § 14);
  • Судоргина Т. В., консультант Комитета по делам архивов Оренбургской области (соавтор § 17);
  • Тугай Т. И., кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга (соавто𠧧 7, 11).