Methodical Tasks
Table of contents
Share
Metrics
Methodical Tasks
Annotation
PII
S207987840001279-5-1
DOI
10.18254/S0001279-5-1
Publication type
Educational text
Status
Published
Authors
Olga Kosianenko 
Alexander Morozov Enver Abdulaev
Abstract
The second part of the handbook contains summarising methodical tasks and plans of traditional and problematic lessons.
Keywords
World War I, The Russian Revolution, Russian Civil War
Received
13.10.2015
Publication date
14.11.2015
Number of characters
95640
Number of purchasers
83
Views
4850
Readers community rating
5.0 (3 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Задания к главам

2

Первая мировая война

 

1.1. Заполните таблицу. Выделите общие тенденции для каждого направления историографии.

 

  Советская и отечественная историография Зарубежная историография
Этапы Проблемы Взгляды Исследования Проблемы Взгляды Исследования
1 этап            
2 этап            
3 этап            

 

Выделите особенности каждого из направлений:

Отечественное

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Западное

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

3

2.1. Сформулируйте три точки зрения на проблему и подберите аргументацию для каждой из точек зрения. Сформулируйте свою позицию по проблеме. Свое мнение обоснуйте.

1. _________________________________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________________________________

 

Мое мнение ________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

4

3.1. Сформулируйте и выпишите признаки тотальной войны. На основании признаков сформулируйте определение тотальной войны. 

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

5

3.2. Есть мнение, что Первая мировая война не было тотальной войной. Какие доказательства этому тезису Вы можете привести?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

6

4.1. Заполните таблицу «Состояние российской экономики».

 

Перед войной В конце войны
Тезис Доказательство Тезис Доказательство
       
       

 

Какие изменения в российской экономике вызвала война?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

7

4.2. Какие (А) позитивные и (Б) негативные факторы влияли на развитие российской экономики в ходе войны?

А. ________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

 

Б. _________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

8

4.3. Перечислите мероприятия, которые проводились в экономике для ее укрепления в годы войны. Какие ошибки были допущены российским руководством?

Мероприятия

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Ошибки

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

9

4.4. Экономическое развитие России. Выберите (подчеркните) понятия, не относящиеся к экономическому развитию России в годы Первой мировой войны.

 

Дисбаланс, подъем промышленного производства, спад промышленного производства, милитаризация, деградация, эмиссия, промышленный буминтенсификация, безработица, недостаток рабочей силы, перевод экономики на военные рельсы, индустриализация, сухой закон, золотой стандарт, военно-промышленный комитет, инфляция, внутренние займы, экономический кризис, образование монополий.

10

Как строились отношения между государством и частным капиталом?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Какие позитивные результаты экономического развития России в годы Первой мировой войны вы можете назвать?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

11

4.5. Социальные проблемы: беженцы, продовольственное снабжение. Заполните таблицу.

 

Социальные проблемы Организации, участвующие в их решении Мероприятия
     

 

В чем, на ваш взгляд, причина того, что сельскохозяйственной России не удалось избежать продовольственных затруднений?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Чем отличалась в этой сфере от российской политики политика Германии?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

12

5.1. Составьте хронологическую таблицу по тексту.

 

Дата Событие
   
13

5.2. Определите наиболее важное событие («событие года») для:

1914 года

___________________________________________________________________________________________________

1915 года

___________________________________________________________________________________________________

1916 года

___________________________________________________________________________________________________

1917 года

___________________________________________________________________________________________________

1918 года

___________________________________________________________________________________________________

 

Свое мнение обоснуйте.

14

5.3. Сформулируйте причины неудачи Восточно-Прусской операции 1914 года.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

15

5.4. Сформулируйте причины неудачи для русской армии кампании 1915 года.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

16

5.5. Найдите и приведите примеры героизма и самопожертвования русских солдат и офицеров во время Первой мировой войны.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

17

5.6. В чем новизна русского плана наступления 1916 года на Юго-Западном фронте («Брусиловский прорыв»)?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

18

5.7. Как начало войны повлияло на общественное мнение и внутреннюю политику?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

19

6.1. В чем причины политического кризиса 1915 года? Каковы его последствия?

Причины

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Последствия

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

20

6.2. Какие направления дискредитации российской верховной власти в ходе Первой мировой войны вы можете назвать?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

21

6.3. Сформулируйте свою точку зрения относительно проблемы «поиска виновных в развязывании революции». Свое мнение обоснуйте:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

22

6.4. Почему Россия пошла по пути революционного выхода из войны? Сформулируйте как минимум три причины.

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________________________________

23

Революция 1917 г.

24

Выполните задание по схеме

25

Ход событий в период между двумя революциями.

 

Событие Акценты
1. Начало революции (февраль) Следует отметить, что революция носила стихийный характер и началась неожиданно для всех политических партий и движений, которые оказались к ней не готовы.
2. Отречение Николая II, приход к власти Временного правительства, формирование двоевластия (начало марта). Нужно акцентировать внимание на том, кто подтолкнул Николая II к отречению, а именно на позицию Госдумы и высшего генералитета (А. Гучков, П. Милюков, Н. Рузский), а так же раскрыть сущность двоевластия как союза «власти без силы» (Временного правительства, которое могло принимать законы, совершать финансовые операции, вести переговоры с иностранными государствами, но лишено было поддержки населения) и «силы без власти» (Петросовета, состоящего из представителей революционных партий и опирающегося на поддержку населения, но не имеющего в руках реальных рычагов власти).
3а. Приезд В.И. Ленина в Россию, провозглашение им курса на социалистическую революцию (начало апреля). Необходимо остановиться подробнее на истории приезда В. И. Ленина в Россию. На так называемом «пломбированном вагоне». Важно отметить, что приезд Ленина и его лозунг «Да здравствует социалистическая революция сразу выделил большевиков из числа прочих политических партий и поставил перед ними самостоятельную цель.
3б. Выступление В.И.Ленина в Таврическом дворце с «Апрельскими тезисами» — планом захвата власти (начало апреля).

Апрельские тезисы — программа действия партии большевиков, включавшая в себя 10 позиций:

  1. Резкая критика войны («кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала»)
  2. «Буржуазная» Февральская революция — лишь «первый этап», за которым должна последовать «пролетарская» революция
  3. «Никакой поддержки Временному правительству»
  4. Партия большевиков «пока в меньшинстве», необходимость разъяснительной работы
  5. «Устранение» полиции и армии, передача всей власти Советам
  6. Аграрная реформа («национализация всех земель в стране»)
  7. Банковская реформа
  8. Контроль советов за распределением и производством
  9. «Партийные задачи» РСДРП(б) (включая переименование в Коммунистическую партию)
  10. «Обновление Интернационала»

Наличие четкой программы стало одним из факторов победы большевистской партии в борьбе за власть. Необходимо отметить три пункта: окончание войны, национализация земли и отказ в поддержке Временному правительству. Первые два носили явно популистский характер, а третий ставил большевиков в удобную позицию критиков власти.

4. Нота П.Д. Милюкова: «Война до победного конца», вызвавшая 1-й (апрельский) кризис Временного правительства (апрель). Позиция Временного правительства оттолкнула от него армию и большинство населения и ослабила его позиции.
5. I съезд Советов. 2-й (июньский) кризис Временного правительства Попытка Временного правительства объединить политические силы была сорвана большевиками. (Ленин на II съезде Советов: «Есть такая партия!», т. е. партия, которая могла бы взять на себя всю полноту ответственности за положение в стране. Положение Временного правительства ухудшалось и вследствие нерешенности аграрного вопроса и затягивания созыва Учредительного собрания.
6. Попытка захвата власти большевиками, 3-й (июльский) кризис Временного правительства. Конец двоевластия Июльский кризис Временного правительства привел к завершению двоевластия, изменению в худшую сторону общественного настроения по отношению к большевикам, отставке Львова и замене его А. Ф. Керенским.
7. VI съезд РСДРП (б). Принятие большевиками курса на вооруженное восстание (конец июля – начало августа). Ленин после июльского кризиса заявил об окончании двоевластия, превращении Советов в «фиговый листок контрреволюции». Был временно снят лозунг «Вся власть Советам» и решено начать подготовку вооруженного восстания.
8. Мятеж генерала Корнилова и его подавление (август) См. схему «Крах мятежа генерала Корнилова.
9. Большевизация Советов Большевикам удалось переломить ситуацию и общественное мнение после подавления корниловского мятежа снова стало благоприятным для большевиков. Происходит смена руководства Петросоветом, место Чхеидзе занял Л. Д. Троцкий, большинство членов Советов поддержали большевиков. Во многом этому способствовали популистские лозунги, выдвинутые большевиками: «Земля — крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Мир – народам!», «Хлеб – голодным!», «Грабь награбленное!»
10. Октябрьское вооруженное восстание. Низложение Временного правительства. Взятие власти большевиками. II съезд Советов. Вооруженное восстание проводилось большевиками параллельно с проведением II съезда Советов, на котором Ленин объявил о захвате власти, когда Временное правительство было арестовано. Меньшевики и правые эсеры покинули съезд, осудив «военный заговор», а большевики и левые эсеры начали формировать правительство, во главе с В.И. Лениным.

 

Задание: Пользуясь материалами схемы и текста, сформулируйте причины краха Временного правительства и перехода власти в руки большевиков.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________

26

1.1. Заполните таблицу.

 

  Советская и отечественная историография Зарубежная историография
Этапы Проблемы Взгляды Исследования Проблемы Взгляды Исследования
1 этап            
2 этап            
3 этап            
27

1.2. Назовите устойчивые известные вам мифы, относящиеся к периоду Революции и Гражданской войны, разоблаченные исторической наукой

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

28

1.3. Согласны ли вы с точкой зрения, что «изучение событий Революции и Гражданской войны должно в итоге способствовать достижению общественного примирения»? Свое мнение обоснуйте:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

29

2.1. Перечислите факторы, ставшие причиной революции:

1._________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________________________

30

2.2. Охарактеризуйте отношения, обозначенные буквами А, Б и В.

31

А. ________________________________________________________________________________________________

Б. ________________________________________________________________________________________________

В. ________________________________________________________________________________________________

 

32

Почему власть в Петрограде не смогла стабилизировать ситуацию?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

33

2.3. Двоевластие часто называют союзом «власти без силы» с «силой без власти». Как вы понимаете это выражение? К кому, на ваш взгляд, относятся эти определения?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

34

2.4. Отречение Николая II. С помощью текста найдите на схеме.

1. Императора Николая II,

2. Военное руководство,

3. Депутатов Госдумы,

4. Цесаревича Алексея,

5. Великого князя Михаила.

35

Схема «Отречение Николая II»

36

2.5. Что общего в позиции военного руководства и депутатов Госдумы по вопросу отречения императора?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

37

2.6. Каковы причины беспрецедентного отречения Николая II за сына в пользу брата Михаила?

Личные

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Политические

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

38

3.1. Заполните таблицу.

 

Сферы преобразований Преобразования и мероприятия Итоги и последствия преобразований
     
39

3.2. Дайте краткую характеристику ведущим политическим партиям в феврале — марте 1917 г.

Кадеты

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Меньшевики

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Эсеры

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Большевики

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Перечислите факторы, способствовавшие усилению влияния партии большевиков

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

40

4.1. Заполните таблицу.

 

Причины кризиса Сущность кризиса Итоги и последствия кризиса
     
41

5.1. Какие меры предприняло Временное правительство для обеспечения успеха наступления?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

42

5.2. Почему, на Ваш взгляд, наступление провалилось? Свою точку зрения обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

43

6.1. Июльская конфронтация между Временным правительством и большевиками. Радикализация борьбы. Подпишите на графике:

А — событие, ставшее началом конфронтации,

Б — пик конфронтации,

В — завершение конфронтации.

44

График «Июльская конфронтация между Временным правительством и большевиками. Радикализация борьбы»

45

Каковы последствия этого конфликта?

Для большевиков

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Для Временного правительства

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

46

7.1. По названиям общественных организаций попытайтесь определить социальную базу правых сил

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

47

8.1. Сформулируйте противоречие между Корниловым и Керенским

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

48

8.2. Почему большевики выступили против Корнилова? Какова роль большевиков в разгроме Корнилова? Можно ли сказать, что большевики выступили на стороне Керенского? Свою точку зрения обоснуйте:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

49

8.3. Что означает призыв «покончить с политикой коалиций»?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

50

8.4. Выполните задание по схеме «Крах мятежа генерала Корнилова»

51

Неудача мятежа генерала Корнилова сыграла большую роль в том, что Временное правительство было низложено, и к власти в России пришли большевики. Ситуация, сложившаяся к августу 1917 г., характеризовалась наличием на политических весах России трех сил: левые (большевики), центр (Временное правительство, возглавляемое после июльского кризиса А. Ф. Керенским) и правые (группа военных и крупной буржуазии, возглавляемые генералом, главнокомандующим Л. Г. Корниловым) (1). В середине августа 1917 г. была сдана Рига, Корнилов по согласованию с Керенским двинул корпус генерала Крымова на Петроград. Но вскоре между Корниловым и Керенским произошел разрыв, Керенский объявил Корнилова мятежником и призвал спасать революцию от диктатуры (2).

Против Корнилова выступили все, кто связывал свои надежды с продолжением революции. В созданный Комитет народной борьбы с контрреволюцией вошли представители всех социалистических партий, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов. Большую роль в подавлении мятежа сыграли большевики, агитаторы которых наиболее активно действовали в войсках (3) и Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных служащих (Викжель), организовавший саботаж перевозок контрреволюционных сил по железным дорогам (4). Огромную роль сыграл раскол в корниловских частях: если офицеры были на стороне Корнилова (5), то солдаты все чаще выражали свое недовольство, отказывались подчиняться приказам, а зачастую арестовывали и даже убивали своих офицеров, что облегчало работу агитаторов в солдатских массах (6). Это, в конечном счете, привело к краху мятежа генерала Корнилова, который был арестован и помещен в тюрьму.

Крах мятежа привел к резкому изменению расстановки сил в стране. После подавления мятежа резко вырос авторитет большевиков, они возглавили Петросовет, что привело к большевизации Советов и подготовило свержение Временного правительства (7).

52

Вопросы и задания:

1. Назовите три причины краха выступления генерала Корнилова.

2. Прочтите документ. О каком последствии корниловского мятежа говорится в воспоминаниях Л. Д. Троцкого?

 

«После корниловских дней открылась для советов новая глава. Хотя у соглашателей все ещё оставалось немало гнилых местечек, особенно в гарнизоне, но Петроградский Совет обнаружил столь резкий большевистский крен, что удивил оба лагеря: и правый, и левый. В ночь на 1 сентября, под председательством все того же Чхеидзе, Совет проголосовал за власть рабочих и крестьян. Рядовые члены соглашательских фракций почти сплошь поддержали резолюцию большевиков…»

53

9.1. Можно ли считать, что Демократическое совещание реализовало лозунг «покончить с политикой коалиций»?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

54

10.1. Сформулируйте 2 точки зрения на проведение вооруженного восстания, существовавших тогда в большевистской партии и назовите их представителей.

1 точка зрения

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Представители

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

2 точка зрения

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Представители

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

55

11.1. Назовите общие черты и отличия октябрьских событий в Петрограде и в Москве.

Общее

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Отличия: Петроград

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Отличия: Москва

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

56

12.1. Второй Всероссийский съезд Советов. Образование большевистского правительства. Какое значение имел уход меньшевиков, эсеров и ряда представителей других партий со съезда? Свою точку зрения обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

57

12.2. Как характеризует большевиков их реакция на этот уход?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

58

13.1. Первый правительственный кризис. Заполните таблицу.

 

Причины кризиса Сущность кризиса Итоги и последствия кризиса
     

 

Усилил или ослабил кризис большевиков

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

59

14.1. Почему провалилась попытка Керенского-Краснова захватить Петроград. Назовите не менее 3-х причин.

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

60

14.2. Перечислите действия большевиков, которые привели к решению проблемы Учредительного собрания.

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

 

В чем разница между уходом большевиков из Учредительного собрания и уходом меньшевиков и эсеров со II Съезда Советов?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

61

15.1. Перечислите решения, принятые III Всероссийским съездом Советов:

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________________________________

62

15.2. Заполните таблицу.

 

Экономические мероприятия большевиков Их последствия
  Частные Общие
     
63

16.1. Декрет о мире и выход России из войны. Какие цели на мирных переговорах ставила перед собой делегация Украинской Центральной Рады? Какие с ней были заключены договоренности?

Цели

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Договоренности

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

64

16.2. Сформулируйте 3 точки зрения на заключение мира в большевистском руководстве.

Бухарин (левые коммунисты)

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Троцкий

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Ленин

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

65

Выполните задание по схеме «Декрет о мире. Брестский мир»

66

Одним из важнейших вопросов для пришедших к власти большевиков был вопрос о заключении мира (1). На II съезде Советов был принят «Декрет о мире», предлагавший воюющим сторонам «мир без аннексий и контрибуций», что было отвергнуто всеми правительствами, кроме германского, которое, однако, выдвинуло России тяжелейшие условия. В руководстве партии большевиков по вопросу о мире возникли чрезвычайно острые разногласия. «Левые коммунисты» во главе с Н. И. Бухариным считали мир с немцами предательством дела освобождения мирового пролетариата и настаивали на провозглашении революционного характера войны с целью разжигания мировой революции (2). Ленин занимал позицию «Мир любой ценой!» и настаивал на принятии всех немецких условий, однако, оказался в меньшинстве (3). Нарком иностранных дел Троцкий стоял на промежуточной позиции между Лениным и «левыми коммунистами»: «войну не вести (намек немцам на возможность перебросить войска с Востока на Запад для того, чтобы достичь там перелома в войне), мира не заключать (отсутствие повода для обвинения в нарушении союзнических обязательств), армию распустить (удовлетворение чаяний уставшей воевать армии)» (4). Троцкий старался затянуть переговоры, но это не удалось — и переговоры были сорваны (5). Немцы возобновили военные действия и двинулись на Петроград (6). Ленин, угрожая своей отставкой, настоял на принятии своей точки зрения и заключении сепаратного договора с немцами на тяжелейших условиях, который сам же назвал «похабным» (7). В результате Россия должна была уплатить контрибуцию в 3 млн. рублей, провести демобилизацию армии и флота и уступить Украину, Прибалтику и Финляндию. Это позволило большевикам сохранить власть, но привело к тяжелым последствиям: левые эсеры вышли из правительства и подняли мятеж, значительная часть боевого офицерства, оскорбленная действиями большевиков, примкнула к антибольшевистским силам и составила костяк Белой гвардии (8), что способствовало развертыванию широкомасштабной Гражданской войны. Кроме того, заключение Брестского мира привело к полному разрыву с Антантой, стало поводом для начала иностранной интервенции и способствовало выступлению чехословацкого корпуса (9), с которого и началась Гражданская война (10).

67

Вопросы и задания:

1. Соотнесите лозунги и тех лидеров большевистской партии, от которых они

исходили в период заключения Брестского мира

А. В. И. Ленин,

Б. Н. И. Бухарин,

В. Л. Д. Троцкий.

 

1. «Мир без аннексий и контрибуций!»

2. «Превратим войну империалистическую в войну революционную!»

3. «Боши заплатят за все!»

4. «Война до победного конца!»

5. «Да здравствует Вторая Отечественная война!»

6. «Мир любой ценой!»

7. «Войны не вести, мира не заключать, армию распустить»

Ответ: А — ; Б — ; В — .

68

Ниже приведены две точки зрения на Брестский мир:

1. Брестский мир принес больше вреда, чем пользы.

2. Мир спас Россию, т. к. был единственно возможным выходом из крайне тяжелой ситуации, в которой оказалась страна.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

69

16.3. В чем суть Добавочного договора, финансового и частноправового соглашения, которые были подписаны 27 августа 1918 г. и дополняли Брест-Литовский мирный договор?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

70

Гражданская война в России

71

0.1. Периодизация Гражданской войны. Подпишите элементы на ленте времени.

Начало (А) ______________________________________________________

1 этап __________________________________________________________

2 этап __________________________________________________________

3 этап __________________________________________________________

4 этап __________________________________________________________

Завершение (Б) __________________________________________________ 

72

Лента времени

73

1.1. Сформулируйте:

А. Причины введения «продовольственной диктатуры»

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

Б. Сущность «продовольственной диктатуры»

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

В. Последствия введения «продовольственной диктатуры»

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

74

1.2. Выполните задание по схеме «Проддиктатура. Продразверстка. Продналог»

75

После октября 1917 г. в рамках реализации «Декрета о земле» большевики провели социализацию земли, в ходе которой было ликвидировано помещичье и крупное крестьянское землевладение, дававшее товарный хлеб. Кроме того, от России было отрезана Украина, производившая около трети всех зерновых. Для решения обострившейся продовольственной проблемы весной 1918 г. объявили введение продовольственной диктатуры. Продовольственные отряды (1) с помощью комитетов бедноты (2) насильственно конфисковали все зерновые запасы у крестьян. Однако эта кампания закончилась полным провалом: была собрана лишь 1/10 часть от запланированного. Деятельность комбедов и продотрядов привела к резкому обострению классовой борьбы в деревне (3). В декабре 1918 г. комбеды были распущены. В январе 1919 г. большевики ввели систему продовольственной разверстки, то есть перешли к упорядоченной конфискации хлеба у крестьян. Весь хлеб делился на 3 части: семенной фонд (4), кормовой фонд (5) и излишки (6), которые крестьяне должны были сдавать государству. Изъятием хлеба занимались продотряды (1). Призывая сдавать хлеб, большевики убеждали крестьян, что эта мера вводится для того, чтобы прокормить рабочих (7) и армию (8) лишь на время войны, которая ведется для того, чтобы сохранить землю за крестьянами (9). Однако после окончания полномасштабной Гражданской войны победой большевиков продразверстка не была отменена, что вызвало крестьянские восстания в Сибири, в Тамбовской губернии («Антоновщина»), а также мятеж моряков в Кронштадте, выдвигавшие один лозунг: «Советы без коммунистов!» (10). Над большевиками нависла серьезная опасность, что вынудило их на Х съезде РКП в марте 1921 г. отменить продразверстку и заменить ее продналогом. Согласно новой политике у крестьян изымался только четко и заранее установленный процент излишков (продналог) (11), а остальное крестьяне могли пускать в свободную продажу (12). Это сыграло огромную роль в успокоении страны.

 

Вопросы и задания:

1. Расставьте события в последовательности. Какую должность занимал человек, фамилию которого вы получили в результате выполнения задания?

Р. Роспуск комбедов,

Ю. Переход к упорядоченной конфискации зерна,

Ц. Введение проддиктатуры,

А. Отмена продразверстки и замена ее продналогом,

П. Антоновщина,

У. Обострение классовой борьбы в деревне.

76

2.1. Активизация политической оппозиции. Протест против разгона Учредительного собрания и заключения Брестского мира. Заполните таблицу.

 

Фазы Действия большевиков Действия оппозиции
«мирная»    
«немирная»    

 

Как вы считаете, кто вышел победителем из данного противостояния?

Свой ответ обоснуйте:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

77

3.1. Впишите фамилии в схему. Что вы знаете об этих людях. Найдите о них дополнительную информацию

78

3.2. Какой, на ваш взгляд, главный недостаток «Политической декларации добровольческой армии»?

Свое мнение обоснуйте:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

79

3.3. В чем суть «двоевластия на Дону»?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

80

3.4. В чем причина поражения антибольшевистских сил на Дону зимой 1918 г.?

1. _________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

81

3.5. Назовите причины, приведшие к антисоветскому мятежу на Дону в марте 1918 г. Проиллюстрируйте их отрывками из романа М. Шолохова «Тихий Дон»

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

82

4.1. Мятеж чехословацкого корпуса и создание антибольшевистских правительств в Поволжье, Сибири и на русском Севере. Какие социальные группы стали основой антибольшевистского движения в Поволжье и Сибири?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

83

4.2. Дайте характеристику понятию чехословацкий корпус по следующим направлениям:

а) происхождение чехословацкого корпуса ______________________________

б) цели чехословацкого корпуса _______________________________________

в) отношение к большевикам и причины этого отношения _________________

г) отношение к эсеровскому ЦК и КОМУЧу и его причины _________________

д) роль чехословаков в свержении Советской власти _____________________

84

5.1. Гражданская война в Поволжье и Сибири (июль — ноябрь 1918 г.). Заполните таблицу.

 

Действия большевиков Действия антибольшевистских сил
   

 

Какое событие этого периода Вы считаете наиболее значимым? Свой ответ обоснуйте:

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

85

6.1. Назовите причины падения Директории и прихода к власти адмирала Колчака (не менее 3-х).

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

86

6.2. Заполните таблицу.

 

Внутренняя политика колчаковского правительства Внешняя политика колчаковского правительства
Мероприятия Последствия Мероприятия Последствия
       
87

7.1. Начало Гражданской войны на юге России. Назовите три причины, благодаря которым Деникину удалось объединить антибольшевистские силы на юге России.

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

88

7.2. Какие общие признаки характерны для «зеленых»?

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

 

Дайте определение понятию «зеленые»:

___________________________________________________________________________________________________

89

8.1. Наступление белых весной 1918 г. «Московская директива» Деникина. Заполните таблицу.

 

Направления Лидеры белых Действия и результаты
1. Восточное    
2. Южное    
3. Северо-Западное    
4. Северное    

 

8.2. Назовите причины, не позволившие белым объединить свои силы (не менее 3-х).

1._________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________

 

8.3. Назовите причины провала наступления Деникина (не менее 3-х)

1. ________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________________________

90

9.1. Расставьте лидеров белого движения в последовательности их разгрома красными. А. Колчак, Б. Деникин, В. Семенов, Г. Врангель, Д. Юденич

91

9.2. Сформулируйте причины и цели создания Дальневосточной республики.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

92

10.1. Советско-польская война. Заполните таблицу.

 

Причины войны Основные события войны Итоги и последствия
     
93

11.1. Перечислите причины разгрома армии Врангеля в Крыму.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

94

10.2. В чем, по Вашему мнению, состоит специфика советско-польской войны? Почему Красная Армия, громившая белых не смогла разгромить поляков? Свой ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

95

12.1. Выпишите название формирований белых в Прибалтике. С помощью интернета найдите по ним дополнительную информацию.

 

Белогвардейские формирования Дополнительная информация
   
96

13.1. Выпишите название партий, находившихся у власти в Закавказье. С помощью интернета соберите о них дополнительную информацию.

 

Регион Партия Дополнительная информация
     
97

14.1. Заполните таблицу.

 

Годы Деятельность государств Антанты, США, Японии против Советской власти
1917  
1918  
1919  
1920  
1922  
98

15.1. Выделите положения, отражающие причины победы большевиков в Гражданской войне.

  1. Сложная международная обстановка.
  2. Техническое превосходство РККА.
  3. Полное уничтожение социальных групп, поддерживавших антибольшевистские силы.
  4. Решительное и жестокое подавление недовольства большевистским режимом.
  5. Поддержка большевиков РПЦ.
  6. Консолидация вокруг большевиков всех социалистических партий.
  7. Централизация власти, концентрация ее в руках партии большевиков.
  8. Привлечение на свою сторону членов социалистических партий.
  9. Финансовая поддержка большевиков из-за рубежа.
  10. Неразрешимые противоречия внутри белого движения.
  11. Полное уничтожение большевиками всех своих политических противников.
  12. Милитаризация всех сфер жизни страны.
  13. Помощь большевикам со стороны международного революционного движения.
  14. Привлечение на сторону советской власти военных и технических специалистов.
  15. Отсутствие поддержки белого движения со стороны крестьянства.

 

Сформулируйте и добавьте причины победы большевиков в Гражданской войне. Свое мнение аргументируйте, пользуясь текстом и другими источниками.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

99

15.2. Выполните задание по схеме «Причины победы большевиков в Гражданской войне»

100

Причины победы большевиков в Гражданской войне

В ходе Гражданской войны, как правило, выигрывает та сторона, которой удалось получить прямую поддержку или лояльность большинства населения. Не стала исключением Гражданская война в России, в которой насмерть сошлись большевики, захватившие власть и антибольшевистские силы. Однако народ в результате встал на сторону большевиков, что и обеспечило им победу. В чем причина этой победы?

101

Во-первых, в большей степени организованности большевиков. У них был единый центр, который руководил всеми действиями и подчинял все своей воле, в то время как антибольшевистские силы были раздроблены и территориально (юг, восток, северо-запад) и политически (кадеты, монархисты, националисты и пр.)

102

Во-вторых, большевики в отличие от своих противников смогли выработать четкую позицию по аграрному и национальному вопросам. Крестьянам было объявлено, что «красные» берут у них хлеб на время войны для того, чтобы отстоять их право на землю, декларированное в «Декрете о земле» в то время как значительное количество «белых» или не определилось в этом вопросе или декларировали восстановления помещичьей земельной собственности. В национальном вопросе большевики провозгласили идею самоопределения национальных окраин вплоть до отделения в отличие от большинства своих противников, заявивших о восстановлении «единой и неделимой».

103

В-третьих, большевики установили контроль над промышленно развитым центром и тем самым обеспечили себе независимость и самостоятельность в вопросах военного снабжения, чем не могли похвастаться их противники.

104

В-четвертых, большевики смогли сформулировать идею строительства нового коммунистического общества, которое будет основано на социальной справедливости. Эта идея оказалась привлекательной для большинства общества, воспринявшего ее как идею создания «царства Божия на земле». Идеологические оппоненты большевиков не смогли предложить ничего кроме идеи возвращения к старой жизни, которой были недовольны 80 процентов населения.

105

В-пятых, роль сыграло и наличие у большевиков такого сильного и авторитетного политического лидера как В. И. Ленин являвшегося, безусловно, фигурой номер один в большевистском движении. В среде противников большевизма фигуры такого масштаба не нашлось, да и между имеющимися политиками были значительные, порой неразрешимые противоречия.

106

Задание:

Внимательно рассмотрите плакаты времен Гражданской войны. Определите, какой из них создан большевиками, а какой их противниками. Ответ аргументируйте. Как эти плакаты иллюстрируют причины победы большевиков и проигрыша их противников.

107

Ответ 1 –

108

Ответ 2 –

109

Обобщающие задания

110

1. Заполните таблицу

 

Части Что из прочитанного уже было известно? Что узнали нового?
Часть 1    
Часть 2    
Часть 3    
111

2. Подберите иллюстративный ряд (10—15 иллюстраций) к каждой части представленного текста. Сделайте комментарии к ним.

112

3. Заполните таблицы.

3.1. Первая мировая война.

 

Причины Наиболее важные события (не более 1–2 событий на год) Итоги и последствия
  Годы События  
1914  
1915  
1916  
1917  
1918  
113

3.2. Революция 1917 г.

 

Причины Наиболее важные события (не более 3-х событий) Итоги и последствия
     
114

3.3. Гражданская война.

 

Причины Наиболее важные события (не более 1–2 событий на год) Итоги и последствия
  Годы События  
1918  
1919  
1920  
1921  
1922  
115

4. Дайте развернутый ответ на вопросы.

4.1. Почему Первая мировая война привела к краху Российской империи?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

4.2. Почему в ходе революции власть в России захватили большевики?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

4.3. Почему большевики смогли победить в Гражданской войне?

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

116

Методические задания

117

1. Определите, какие элементы представленного вам содержания на каких уроках вы будете использовать. Свое мнение обоснуйте.

 

9 класс. История Отечества (6 часов).

 

Темы уроков Используемое содержание
Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы.  
Февральская буржуазная Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Распад Российской империи.  
Октябрьская революция. Провозглашение Советской власти в октябре 1917 г. В. И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры.  
Гражданская война. Красные и белые Иностранная интервенция. Причины и начало гражданской войны в России.  
Гражданская война: Красные и белые, основные события, организаторы действий.  
«Военный коммунизм». Экономическая политика в годы Гражданской войны. Социально-политический и экономический кризис в 1920—1921 гг.  

 

11 класс. Базовый уровень (4 часа).

 

Темы уроков Используемое содержание
Россия в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.  
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Октябрь 1917 г. Провозглашение и утверждение Советской власти.  
Причины гражданской войны и иностранной интервенции. Брестский мир.  
Политика «Военного коммунизма».  

 

11 класс. Профильный уровень (10 часов).

 

Темы уроков Используемое содержание
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.  
Февральская революция 1917 г. Временное правительство и Советы Двоевластие. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества.  
Установление власти Советов. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Создание советского государства. Учредительное собрание.  
Гражданская война и военная интервенция. 1918—1922 гг. Цели и идеология противоборствующих сторон.  
Политика «военного коммунизма». Курс на мировую революцию. Коминтерн.  
Итоги Гражданской войны. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.  
118

2. Составьте задания к указанным выше темам уроков с использованием предъявленного вам содержания. Необходимые форматы заданий:

  • тестовое задание,
  • задание с использованием иллюстрации,
  • задание с использованием текста,
  • задание на аргументацию,
  • контрольное задание,
  • обобщающее задание.
119

3. Подберите дополнительный материал к указанным темам уроков (карты, иллюстрации, схемы, видеофрагменты).

120

4. Подготовьте и защитите свои варианты разработки проблемного и традиционного уроков с использованием материала, представленного в данном историческом тексте.

121

Традиционный урок по теме: «Гражданская война: Красные и белые, основные события, организаторы действий»

Цели урока: 

  • образовательные: сформировать у учащихся представление о ходе Гражданской войны в России, о ее причинах и итогах, о наиболее выдающихся исторических деятелях той эпохи; сформировать представление о понятиях белые, красные, зеленые, чехословацкий корпус, Комуч, повстанческое движение, красный и белый террор; о специфике и особенностях Гражданской войны в России.
  • воспитательные: сформировать у учащихся представление о том, что изучение событий революции и Гражданской войны должно в итоге способствовать достижению общественного примирения. Не поиск правого и виноватого, не осуждение одних и оправдание других, будь то либералы, большевики или их противники, а стремление объяснить эту трагическую эпоху и извлечь из нее уроки, чтобы избежать их повторения, – вот что является действительно важным.
  • развивающие: сформировать умение разбираться в объективных и субъективных факторах победы большевиков в Гражданской войне, правильно раскрывать причины победы большевиков и поражения антибольшевистских сил.

Ресурсы: карты «Гражданская война в России»; портреты выдающихся деятелей гражданской войны — Л. Д. Троцкого, М. В. Фрунзе, С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова, В. К. Блюхера, М. Н. Тухачевского, В. И. Чапаева, А. В. Колчака, А. И. Деникина, П. Н. Врангеля, Е. К. Миллера, Н. Н. Юденича, Н. И. Махно; картины, иллюстрирующие события Гражданской войны, плакаты времен Гражданской войны.

План урока:

  1. Определение и периодизация Гражданской войны,
  2. Основные этапы и события Гражданской войны,
  3. Причины военного поражения антибольшевистских сил в Гражданской войне.
122

Ход урока

Перед началом изучения темы учитель просит учащихся ответить на вопросы:

  1. Какие события предшествовали началу Гражданской войны?
  2. Каковы причины Гражданской войны?
  3. Почему триумфальное шествие советской власти закончилось Гражданской войной?
123

После получения ответов на заданные вопросы и выставления оценок учитель дает определение понятию Гражданская война и обращает внимание учащихся на то, что одним из составляющих этого понятия является слово война, то есть ведение активных и широкомасштабных боевых действий двумя противостоящими сторонами. В этом противостоянии победили красные, т.е. сторонники большевиков, захвативших власть в октябре 1917 г. После этого он предлагает учащимся познакомиться с ходом боевых действий и в перспективе ответить на вопрос: «Закономерна или случайна было военная победа красных?»

124

1. Чтобы понять логику весьма запутанных боевых действий надо попытаться их систематизировать, разделив на периоды. Это важно потому, что для каждого периода Гражданской войны характерна своя специфика, свои первоочередные задачи и своя логика. Ученикам предлагается выполнить, основываясь на рассказе учителя Задание 1.

125

2. Учитель, опираясь на текст пособия, дает краткую характеристику основных этапов Гражданской войны, рассказывает о наиболее ярких ее эпизодах для того, чтобы сформировать у учащихся устойчивые ассоциации с каждым этапом Гражданской войны. На основании информации из рассказа учителя учащиеся выполняют Задание 2. Рассказ об основных событиях должен сопровождаться демонстрацией портретов руководителей и полководцев с той и другой стороны, а также иллюстрироваться картинами и плакатами времен Гражданской войны (см. Приложение). Для закрепления материала учащиеся выполняют Задание 3.

126

Схема «Причины победы большевиков в Гражданской войне»

127

3. Учащиеся вместе с учителем изучают схему «Причины победы большевиков в Гражданской войне» и выполняют Задание 4.

Задания к уроку:

Задание 1. Подпишите элементы на ленте времени.

Начало (А) _________________________________________________________

1 этап ______________________________________________________________

2 этап ______________________________________________________________

3 этап ______________________________________________________________

4 этап ______________________________________________________________

Завершение (Б) _____________________________________________________

128

Лента времени

129

Задание 2. Заполните таблицу.

 

Периоды Гражданской войны Наиболее важные события
1. май — ноябрь 1918 г. Возникновение очагов сопротивления на Востоке страны, а также эсеровских правительств в Поволжье, Сибири и на русском Севере; восстание чехословацкого корпуса.
2. ноябрь 1918 — февраль 1919 гг. Развитие иностранной интервенции, усиление армий Колчака и Деникина.
3. март 1919 — весна 1920 гг. Борьба Красной Армии против наступавших армий Колчака, Деникина и Юденича.
4. весна — осень 1920 г. Советско-польская война и разгром армии Врангеля в Крыму.
130

Задание 3. Определите, к какому периоду Гражданской войны относятся выступления антибольшевистских сил, изображенных на белогвардейском плакате?

131

Задание 4. Внимательно рассмотрите плакаты времен Гражданской войны. Определите: какой из них создан большевиками, а какой их противниками. Ответ аргументируйте. Как эти плакаты иллюстрируют причины победы большевиков и проигрыша их противников. 

132

Ответ 1 —

133

Ответ 2 —

134

Этап контроля и коррекции

 

Выделите положения, отражающие причины победы большевиков в Гражданской войне.

  1. Сложная международная обстановка.
  2. Техническое превосходство РККА.
  3. Полное уничтожение социальных групп, поддерживавших антибольшевистские силы.
  4. Решительное и жестокое подавление недовольства большевистским режимом.
  5. Поддержка большевиков РПЦ.
  6. Консолидация вокруг большевиков всех социалистических партий.
  7. Централизация власти, концентрация ее в руках партии большевиков.
  8. Привлечение на свою сторону членов социалистических партий.
  9. Финансовая поддержка большевиков из-за рубежа.
  10. Неразрешимые противоречия внутри белого движения.
  11. Полное уничтожение большевиками всех своих политических противников.
  12. Милитаризация всех сфер жизни страны.
  13. Помощь большевикам со стороны международного революционного движения.
  14. Привлечение на сторону советской власти военных и технических специалистов.
  15. Отсутствие поддержки белого движения со стороны крестьянства.

 

Сформулируйте и добавьте причины победы большевиков в Гражданской войне. Свое мнение аргументируйте, пользуясь текстом и другими источниками.

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

135

Домашнее задание: Составьте рассказ-презентацию об одном из периодов или об одном из героев (с той и с другой стороны) Гражданской войны.

136

Приложение 1: Плакаты Гражданской войны

137

1.

138

2.

139

3.

140

4.

141

5.

142

6.

143

Блок проблемных уроков по теме «Великая российская революция и Гражданская война»

В рамках проблемного подхода историческое содержание должно быть преобразовано так, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем (учебных задач). Но очевидно, что не связанные друг с другом учебные задачи не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Система же предполагает многоуровневость и тесные связи между элементами.

144

Опыт показывает, что оптимальна система учебных задач, состоящая из трех уровней: общая задача к курсу в целом, задачи к главам (разделам) и к отдельным параграфам. При этом следует помнить, что учебная задача есть такая задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности явления. Она выводится из исходного противоречия, т.е. противопоставления явлений, которое нуждается в объяснении, но одновременно зримо и понятно учащимся.

145

Как можно сформулировать учебную задачу (проблему) к курсу истории России ХХ века в целом? В нашем понимании она звучит так: почему ХХ век стал веком России? При этом мы имеем в виду не необходимость рефлексии учеников по поводу оценочного авторского суждения, а осознание ими того бесспорного факта, что на протяжении почти всего ХХ столетия в России происходили события, приковывавшие внимание всего мира. Никогда ранее Россия не оказывала столь масштабное и многозначное влияние на ход мировой истории (в этом и заключается исходное противоречие).

146

На втором уровне могут быть сформулированы учебные задачи к отдельным периодам истории России ХХ века. Как известно, стержнем отечественной истории является эволюция ее государственности. Поэтому учебными задачами здесь могут быть следующие: почему рухнула Российская империя? Почему большевики смогли взять и удержать власть? Почему созданное большевиками государство — Советский Союз — из бедного и отсталого стало могущественной сверхдержавой? Почему это государство погибло?

147

На занятиях, посвященных итогам изучения периодов, должны быть проведены дискуссии по учебным задачам на основе всего пройденного материала. Учащиеся могут высказать свое мнение в устной форме или написать небольшое эссе, например, о причинах гибели Российской империи.

148

Наконец, третий уровень: учебные задачи к отдельным урокам. Предполагается, что он будет проводиться по следующей схеме:

  • вводно-мотивационная часть (5—7 мин): определение темы, выделение преподавателем в совместной с учащимися деятельности исходного противоречия и формулирование учебной задачи урока; определение ее места в системе учебных задач;
  • собственно учебная деятельность учащихся (15—20 мин): самостоятельный поэтапный поиск учащимися ответа на поставленную учебную задачу с опорой на информацию, содержащуюся в учебнике или ином источнике информации;
  • контроль и коррекция полученного результата (10—15 мин).

Ниже рассматривается блок проблемных уроков по теме «Великая российская революция и Гражданская война».

149

Вводное занятие

(1 ч)

Исходное противоречие (ИП). Кто такие большевики к началу 1917 г.? Маленькая фракция маленькой партии, лидеры которой «широко известны в узких кругах». Кто они к началу 1921 г.? Правящая партия, установившая и удержавшая свое господство над большей частью бывшей Российской империи.

 

УЗ (учебная задача) к периоду. Почему большевики смогли взять и удержать власть?

 

Организация учебной деятельности (ОУД). Фиксация основных событий периода во времени и пространстве (возможно в виде блока предварительного обобщения).

 

Ожидаемые результаты (ОР). Проверяются в конце изучения периода.

150

Россия в марте—июле 1917 г.

(2 ч)

ИП. В начале марта 1917 г. казалось, что Россия обрела прочную власть: Временное правительство возглавили авторитетные общественные деятели, его поддерживали эсеры и меньшевики, господствовавшие в Советах / Всего через несколько месяцев от авторитета Временного правительства остались руины, упало влияние поддерживавших его партий, зато стремительно выросло влияние большевиков — единственной заметной политической силы, выдвинувшей лозунг «Никакой поддержки Временному правительству!»

 

УЗ к уроку. Почему упал авторитет Временного правительства и выросло влияние большевиков? (Как вариант, можно поставить две отдельные учебные задачи о причинах падения авторитета Временного правительства и росте влияния большевиков, и рассмотреть их последовательно на первом и втором занятии.)

 

ОУД. По политике Временного правительства в марте — начале июля 1917 г. можно дать заполнить таблицу из двух граф («Основные мероприятия» и «Результаты мероприятий»). По большевикам необходимо сравнить их позицию (после возвращения В. И. Ленина в Россию) с позицией эсеров и меньшевиков: «Найдите не менее трех различий в оценке большевиками (В. И. Лениным) и эсеро-меньшевистским блоком ситуации в стране после февраля 1917 г.».

Для понимания особенностей позиции большевиков очень важен дополнительный вопрос: «Почему эсеры и меньшевики, пользуясь в первые месяцы после Февральской революции большим авторитетом среди населения, имея возможность взять власть, тем не менее, упорно отказывались это сделать?» Парадокс здесь заключается в том, что смысл существования политической партии вроде бы состоит в борьбе за власть, но в данном случае мы имеем перед собой уникальный пример, когда партии от власти отказываются. Помочь ответить на этот вопрос должна знаменитая цитата Г. В. Плеханова о русской истории, которая «еще не смолола той муки, из которой будет испечен пшеничный пирог социализма».

 

ОР. Ученики выходят на понимание причин слабости Временного правительства: откладывание решения таких коренных вопросов жизни страны, как земельный передел, введение 8-часового рабочего дня, форма государственного устройства и пр. до созыва Учредительного собрания («непредрешенчество») или окончания войны; желание продолжить войну «до победного конца»; разрушение всех прежних структур исполнительной власти, которые оказалось нечем заменить; отсутствие достаточного управленческого опыта; существование альтернативного центра власти в лице эсеро-меньшевистских Советов («двоевластие»). Эсеры и меньшевики, отказываясь от власти (и сопряженной с ней ответственности), считали, однако, себя вправе контролировать власть и всячески критиковать ее. Такая позиция довольно быстро стала вызывать недоумение и негодование значительной части рабочих и солдат.

Сила же большевиков была в том, что они на сложные вопросы давали простые, ясные и четкие ответы-лозунги («Власть — Советам! Фабрики — рабочим! Грабь награбленное!» и пр.), вызывавшие симпатии простых людей. Также надо отметить такие факторы успеха большевиков в этот период, как централизация и организационная сплоченность партии, харизматический руководитель (В. И. Ленин).

151

Корниловский мятеж

(1 ч)

ИП. Генерал Л.Г. Корнилов, казалось бы, предложил простой и понятный путь спасения страны от воцарившегося хаоса (знакомство с документом – известным воззванием Корнилова к «русским людям») / Тем не менее, Корнилов проиграл, причем очень быстро и бескровно.

 

УЗ к уроку. Почему Корниловский мятеж потерпел поражение?

 

ОУД. Заполнение таблицы с графами «Причины выступления Корнилова», «Ход выступления», «Последствия».

 

ОР. Важнейшую роль в поражении Корнилова сыграл тот факт, что его выступление было представлено (или, выражаясь современным языком, позиционировано) как мятеж контрреволюционных, даже монархических сил. В результате против Корнилова сплотились все революционные силы. Есть также аргументированная версия, что А. Ф. Керенский спровоцировал Корнилова на преждевременное выступление, чтобы укрепить свою власть и стать «спасителем революции».

Очень важно обратить внимание учеников на главное следствие мятежа — стремительный рост влияния большевиков. К сожалению, в большинстве современных учебников эта центральная для понимания последующих событий причинно-следственная связь не прослеживается, и на нее учеников приходится выводить самостоятельно на этапе контроля и коррекции. Дело в том, что в дни Корниловского мятежа, когда положение было очень шатким, выяснилось, что самой мощной и фактически единственной дееспособной силой в стране являются именно большевики. Произносить красивые речи о необходимости умереть «за дело революции» умели многие, но только большевики смогли организовать оборону и проконтролировать исполнение приказов. Даже на охрану Зимнего дворца были призваны подчинявшиеся большевикам кронштадтские матросы — зачастую те же, кто совсем недавно, в июле, пытался отобрать власть у Временного правительства.

152

Октябрьское вооруженное восстание

(1 ч)

ИП. Корнилов потерпел поражение, и его выступление осталось в истории как «мятеж» / Выступление большевиков, по сути, тоже можно рассматривать как мятеж (т. е. противозаконное вооруженное антиправительственное выступление), но его обычно так не называют, поскольку большевики одержали победу — а выступления, закончившиеся победой, остаются в истории под другими названиями. (Здесь можно указать на два наиболее распространенных наименования изучаемых событий — «Октябрьская революция» и «Октябрьский переворот», и подчеркнуть их спорность как с научной точки зрения, так и ввиду чрезмерной эмоциональной окрашенности. Великой российской революцией более правомерно называть все события февраля—ноября 1917 г., также как мы называем Великой Французской революцией события 1789—1794 или 1789—1799 гг. Переворот же ассоциируется в первую очередь с разного рода дворцовыми переворотами и очевидно не отражает масштабных последствий для страны тех событий, которые имели место в октябре 1917 г. Поэтому определено использование термина «Октябрьская революция»)

 

УЗ к уроку. Почему большевикам удалось то, что не удалось Корнилову — свергнуть Временное правительство?

 

ОУД. Либо заполнение таблицы, аналогичной таблице по Корниловскому мятежу, либо составление хроники событий (выбрать из текста учебника определенное число важнейших событий, позволяющих составить целостный рассказ о взятии большевиками власти в Петрограде).

 

ОР. Ответ распадается на две части: 1) слабость Временного правительства и поддерживавших его сил, и 2) сила большевиков. По первому пункту учениками должно быть отмечено разочарование практически всех слоев и групп населения во Временном правительстве, и выявлены причины этого явления (солдаты — отсутствие реальных шагов к прекращению войны, крестьяне – призывы подождать с земельным переделом до Учредительного собрания, и т. д.). По второму – простые и ясные лозунги большевиков, организационная сила (столь явно продемонстрированная в дни Корниловского мятежа), харизматические лидеры (теперь уже два – В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий).

153

«Триумфальное шествие» большевиков (ноябрь 1917 — февраль 1918 гг.)

(1 ч)

ИП. Захватывая власть, большевики пользовались поддержкой меньшинства населения, что показали первые в истории России демократические выборы в Учредительное собрание (знакомство с итогами выборов) / Это не помешало большевикам довольно быстро и сравнительно легко установить свой контроль над большей частью территории бывшей Российской империи, а также разогнать Учредительное собрание без смертельных для себя последствий. В. И. Ленин назвал изучаемый период «триумфальным шествием Советской власти». Здесь есть элемент лукавства, поскольку, хотя большевики действовали везде от имени Советов, в тех случаях, когда им не удавалось получить над Советами контроль, они просто-напросто отодвигали их от реальных рычагов управления, брали ситуацию под контроль с помощью «чрезвычайных органов» и проводили выборы в Советы по своему сценарию. Поэтому более правомерно говорить о «триумфальном шествии» большевиков, но сам триумф несомненен.

 

УЗ к уроку. Почему большевики после захвата власти в Петрограде смогли распространить ее почти на всю территорию страны? (Вариант: почему первые месяцы после Октябрьского вооруженного восстания стали временем триумфа большевиков?)

 

ОУД. Рекомендуется заполнение таблицы, аналогичной занятию «Россия в марте—июле 1917 г.» (две графы: «Основные мероприятия» и «Результаты мероприятий»), что поможет на этапе контроля и коррекции сравнить результаты деятельности Временного и большевистского правительств (которое, впрочем, тоже до разгона Учредительного собрания именовалось «временным», но еще и «рабоче-крестьянским»). Поскольку мероприятий в учебниках обычно перечисляется много, очень желательно, чтобы соответствующие параграфы (разделы параграфов) ученики заранее прочитали дома (опережающее домашнее задание).

Хотелось бы также обратить здесь внимание на еще один существенный момент. Во многих учебниках переговоры о мире, заключение Брестского мира и его последствия рассматриваются как единый сюжет, которому посвящается отдельный параграф (или часть параграфа). Однако в целях решения поставленной на данном занятии учебной задачи школьники должны рассмотреть лишь сам факт начала переговоров о мире и заключения в связи с этим перемирия.

 

ОР. Учащиеся приходят к выводу, что политика большевиков в изучаемый период отвечала ожиданиям самых массовых слоев населения — крестьян (принятие и реализация «Декрета о земле»), солдат (заключение перемирия и переговоры о мире, демобилизация армии), рабочих (введение рабочего контроля, начало национализации промышленности, что воспринималось большинством рабочих как переход предприятий от «буржуев» в руки «своего» государства). К тому же большевики деморализовали оппозицию с помощью неожиданно жесткой политики (цензура, создание ВЧК и пр.) и одновременно раскололи ее, идя на отдельные уступки и союзы (блок с левыми эсерами и др.). Важное значение также имело провозглашенное большевиками право наций на самоопределение, снискавшее симпатии к ним левых националистов. Антибольшевистские настроения преобладали среди прежних элитных групп (дворянство, предприниматели, духовенство, интеллигенция и отчасти казачество), однако эти группы не были массовыми.

154

Начало полномасштабной Гражданской войны

(1 ч)

ИП. К началу весны 1918 г. большевики, как мы знаем, контролировали почти всю территорию страны / Уже к середине этого года они потеряли контроль над всеми окраинами, и территория Советской республики продолжала стремительно сокращаться. Началась полномасштабная Гражданская война. (Определение «полномасштабная» сейчас приходится использовать, поскольку некоторые специалисты и авторы учебников отсчитывают начало Гражданской войны в России с октября или даже с февраля 1917 г. Однако никто не спорит, что именно с весны 1917 г. масштабы противостояния в обществе резко возросли и вышли на качественно новый уровень.)

 

УЗ к уроку. Почему в России началась полномасштабная Гражданская война? (Вариант: почему большевики после своего триумфа столкнулись с массовым протестом?)

 

ОУД. Идеальный вариант для организации групповой работы: одна группа учеников выявляет внутренние факторы, способствовавшие началу полномасштабной гражданской войны (результаты внутренней политики большевиков), другие — внешние факторы (результаты их внешней политики). Количество факторов, которые следует найти, желательно фиксировать заранее. ОР. В числе внутренних факторов ученики должны увидеть главную причину начала полномасштабной Гражданской войны — объявление большевиками проддиктатуры и переход к насильственному изъятию хлеба у крестьян с помощью продотрядов и комбедов. На этапе контроля и коррекции учитель должен обратить внимание учащихся на то, что вопрос о причинах такой политики продолжает оставаться спорным: одни исследователи полагают, что большевистское руководство из идеологических соображений препятствовало свободе торговли и налаживанию нормального товарооборота между городом и деревней, другие считают, что в конкретных условиях того времени у большевиков просто не было выхода, а отмена хлебной монополии привела бы лишь к чудовищному росту цен. Однако все признают, что именно проддиктатура поссорила большевиков с основной массой крестьянства и тем самым сделала Гражданскую войну действительно полномасштабной.

Среди других внутренних факторов необходимо отметить уничтожение большевиками практически всех каналов легальной оппозиционной деятельности, что привело к росту нелегальной и вооруженной активности антибольшевистских сил.

Среди внешних факторов главное значение имеет, разумеется, Брестский мир. Ученики должны увидеть его двоякие последствия: 1) патриотически настроенная часть населения (прежде всего офицеры), до Брестского мира отказывавшиеся бороться с большевиками (поскольку видели, что большинство народа идет за ними), восприняли «похабный мир» как величайшее национальное унижение России и перешли к вооруженной борьбе с большевиками; 2) бывшие союзники России по первой мировой войне после заключения мира резко активизировали свое вмешательство в дела России и поддержку антибольшевистских сил.

Подчеркнем необходимость понимания учащимися динамики исторических процессов, развивавшихся в 1917—1918 гг. Так, переговоры о мире способствовали укреплению власти большевиков, а сам мир вызвал ее ослабление; аграрная политика большевиков зимой 1917/1918 гг. укрепила их власть, а весной и летом 1918 г. — ослабила ее.

155

Полномасштабная Гражданская война

(2 ч)

ИП. В ходе Гражданской войны не раз возникали ситуации, когда положение большевиков представлялось очень опасным или даже безнадежным (желательно по возможности более ярко и образно описать эти ситуации) / Тем не менее, победу в Гражданской войне одержали именно большевики.

 

УЗ к уроку. Почему в Гражданской войне победили большевики?

 

ОУД. Сначала рассматриваются особенности (и причины слабости) антибольшевистских сил; параллельно изучаются периодизация и ход Гражданской войны. Можно ориентироваться на ту периодизацию, которая есть в учебнике, с которым работает класс, но сегодня получили распространение периодизации, основанные на каких-либо внешних, поверхностных признаках. Поэтому можно дать периодизацию, основанную на таком фундаментальном признаке, как характеристика главного противника большевиков: I этап (весна—осень 1918 г.) — «демократическая контрреволюция» (так называемые «розовые»); II этап (осень 1918 — весна 1920 гг.) — Белое движение; III этап (весна 1920 — весна 1921 гг.) — национальные движения на окраинах. Для каждого этапа надо сначала рассмотреть ход военных действий (его можно изобразить в символической форме). Только затем ученики выявляют причины слабости противников большевиков.

156

Схема «Территория, контролируемая большевиками»

157

На втором занятии рассматриваются действия большевиков в годы Гражданской войны, и выявляются те из них, которые способствовали победе. Здесь возможны общеклассная или групповая формы работы (по сферам деятельности: управление, внешняя политика, экономика, культура).

 

ОР. Причины победы большевиков в годы Гражданской войны могут быть систематизированы в таблице.

 

В чем была сила большевиков? В чем слабость противников большевиков?
1. Большевики твердо гарантировали крестьянам, что изъятая у помещиков земля останется в их пользовании 1. Крестьяне не были уверены, что противники большевиков сохранят землю в их пользовании
2. В конце 1918 г. большевики отменили комбеды, а в начале 1919 г. упорядочили изъятие хлеба у крестьян (продразверстка) 2. Армии противников большевиков грабили крестьян и отбирали у них хлеб и имущество не меньше, чем большевики
3. Большевики превратили страну в «единый военный лагерь», обобществили экономику и заставили ее работать на нужды войны («военный коммунизм»), создали боеспособную Красную Армию (здесь выдающуюся роль сыграл Л. Д. Троцкий), выдвинули талантливых командиров (М. В. Тухачевский, М. В. Фрунзе и др.) 3. Противники большевиков были раздроблены и часто считали друг друга главным злом (так, многие эсеры и меньшевики уже в 1919 г. сотрудничали с большевиками против белых; Колчак начал наступать на Москву слишком рано, не согласовав свои действия с Деникиным)
4. Большевики щедро раздавали реальную или формальную независимость разным народам и добивались сотрудничества с национальными движениями или нейтралитета. Советские республики существовали как в рамках РСФСР (Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика), так и за ее пределами (Украина и др.) 4. Многие противники большевиков выступали за «единую и неделимую Россию», что отталкивало национальные движения. Сотрудничество с интервентами вызывало подозрения в предательстве интересов России
5. У большевиков была сильная и свежая идея – мировая революция во имя социальной справедливости 5. Противники большевиков в той или иной мере выступали за сохранение старых порядков, не предлагали новых идей
158

Отметим, что победе большевиков способствовало, в том числе и введение продразверстки в январе 1919 г., потому что на том этапе она означала некоторое облегчение положения крестьян. Поскольку позже продразверстка стала одним из главных источников крестьянского недовольства, данному факту не придается должного значения. Главную роль в победе большевиков, конечно, сыграла позиция крестьянства, которое в своей массе не испытывало симпатий ни к одному из враждующих лагерей, но все-таки в большей мере — к Белому движению (количественное сопоставление дезертирства из Красной и белых армий показало, что из белых «утекало» в пять раз больше мобилизованных).

При изучении данной темы обязательно необходимо отметить спорность ряда вопросов (вынужденность политики военного коммунизма обстоятельствами военного времени или его обусловленность идеологией большевиков, роль террора в укреплении власти большевиков, и пр.).

Методическая проблема заключается в том, что авторы почти всех учебников прямо называют причины победы большевиков в Гражданской войне (обычно посвящая им подраздел параграфа), тем самым лишая учеников возможности самостоятельно думать и навязывая свои (или чьи-либо еще) выводы. Это имеет место и при изучении некоторых других тем, но в данном случае носит прямо-таки обязательный характер. Учителю, желающему чтобы его дети научились думать самостоятельно, приходится либо игнорировать указанный подраздел, либо волей-неволей ставить выводы автора под сомнение (например, в такой форме: «Укажите, какие выводы автора подтверждаются приведенными в учебнике фактами, а какие носят голословный характер»).

159

Кризис Советской республики в начале 1921 г.

(1 ч)

ИП. К началу 1921 г. победа большевиков на всех фронтах была более чем очевидной (обзор положения Советской республики в это время с опорой на карту) / И в это же самое время В. И. Ленин пишет о «самом большом внутреннем политическом кризисе Советской России», который заставляет их отказаться от старой экономической политики и начать новую (новизна иллюстрируется пока только на примере перехода от продразверстки к продналогу).

 

УЗ к уроку. Что заставило большевиков начать новую экономическую политику?

 

ОУД. Возможна в форме заполнения таблицы или групповой работы (три аспекта кризиса — экономический, социальный и политический, которые в совокупности и вынудили большевиков перейти к нэпу).

 

ОР. Причины перехода к нэпу хорошо известны, обычно внятно, с опорой на факты, излагаются в учебниках и легко могут быть выявлены учениками. Рекомендуется использование приема фиксации предполагаемого результата («найдите в учебнике на с. …, допустим, 4 экономических, 5 социальных и 3 политических фактов и явлений, вынудивших большевиков перейти к нэпу, но помогших им удержаться у власти»).

160

Заключительное занятие

(1 ч)

Свободная дискуссия по вопросу о причинах успеха большевиков в 1917—1921 гг. Главное — необходимо вывести учеников на понимание того факта, что наиболее важные, переломные события периода определялись позицией крестьянства — основной массы населения страны:

  1. недовольство крестьян (и солдат — в основном тех же крестьян в шинелях) откладыванием решения аграрного вопроса Временным правительством во многом предопределяет его падение;
  2. большевики принимают и реализуют «Декрет о земле» — и тем самым заручаются поддержкой крестьян в период «триумфального шествия»;
  3. большевики начинают проводить политику проддиктатуры — и раздувают пламя полномасштабной Гражданской войны;
  4. крестьяне сравнивают «красных» и «белых» — и делают в целом выбор в пользу «красных»;
  5. крестьянство выражает свое недовольство экономической политикой большевиков — и те вынуждены начать новую экономическую политику.

 

Столь же важно проследить политическую линию в отношении промышленности и пролетариата:

  1. неспособность Временного правительства наладить нормальное снабжение городов вызывает сильнейшее недовольство рабочих, которым воспользовались большевики;
  2. идея рабочего контроля на предприятиях, с которой большевики шли к власти, полностью проваливается, и тогда они переходят (во многом под давлением «снизу») к национализации промышленности («красногвардейская атака на капитал»);
  3. централизованное управление национализированной промышленностью помогает сосредотачивать ресурсы на наиболее важных направлениях и одержать победу в Гражданской войне;
  4. однако очень быстро централизация и национализация становятся чрезмерными и обретают черты бюрократического хаоса, одновременно порождая один из самых грандиозных промышленных спадов в истории человечества; это является аргументом в пользу перехода к новой экономической политике.
161

Возможно также выполнение тестовых заданий на знание основных элементов содержания и умение работать с исторической информацией (по образцу КИМов ЕГЭ).