Methodical Tasks
Table of contents
Share
Metrics
Methodical Tasks
Annotation
PII
S207987840001244-7-1
DOI
10.18254/S0001244-7-1
Publication type
Educational text
Status
Published
Authors
Alexander Morozov 
Olga Kosianenko Enver Abdulaev
Abstract
The second part of handbook contains summarizing methodical tasks and plans of traditional and problematic lessons.
Keywords
national question, bolsheviks, history
Received
02.10.2015
Publication date
23.10.2015
Number of characters
57987
Number of purchasers
42
Views
4271
Readers community rating
5.0 (2 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Задания к главам

2

Национальный вопрос как научная проблема

 

1.1. Заполните таблицу «Причины и обстоятельства появления нации и национализма».

 

Направления

Взгляды

Представители

     
     
     
3

1.2. Какие можно назвать плюсы и минусы изучения национального вопроса в Советской России до начала 1990-х годов?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

4

1.3. Перечислите признаки, которые по мнению историков позволяют государству назваться империей.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

5

1.4. Империя ли СССР? Заполните схему и сделайте вывод.

6

Выводы:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

7

1.5. Перечислите современные направления исследования национальной политики СССР.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

8

1.6. Сформулируйте выводы по разделу.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

9

Вопрос о национальных государствах в начале ХХ в. как теоретическая и политическая проблема

 

2.1. Дайте определение понятию экстерриториальной и культурной автономии.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

10

2.2. Сформулируйте отношение к этому понятию

а) Бунда _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

б) Меньшевиков  ______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

в) Ленина ____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

11

2.3. Как и почему изменилась позиция большевиков по национальному вопросу?

а) изначальная позиция ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

б) позиция к 1917 г. ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

в) причины изменения позиции __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

12

2.4. Сформулируйте выводы по разделу.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

13

Национальный вопрос в России после Февральской революции и позиция большевиков

 

3.1. Заполните таблицу «Позиции ведущих политических партий по национальному вопросу». С какими принципами вступал в противоречие принцип права наций на самоопределение?

 

Политические партии

Главная особенность позиции по национальному вопросу

   
   
   
   
14

3.2. Заполните таблицу «Национальные движения с марта по октябрь 1917 года».

 

Месяц

Основные события

Где произошли?

Март

   

Апрель

   

Май

   

Июнь

   

Июль

   

Август

   

Сентябрь

   

Октябрь

   

 

В чем проявилась непоследовательность позиции Временного правительства в проведении национальной политики?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

В чем главная идея политики, проводимой большевиками?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

15

3.3. Дайте определение понятию регионализм? В чем его общие черты и отличия от понятия национализм?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Общее

 

 Различное

Национализм

Регионализм

   
   
   

 

Найдите на карте области, охваченные регионализмом.

Как Временное правительство относилось к данному явлению?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

16

3.4. Перечислите факторы, в зависимости от которых находились разнообразные национальные движения в феврале—октябре 1917 г.

Во-первых,

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Во-вторых,

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

В-третьих,

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

17

3.5. Сформулируйте выводы по разделу.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

18

Распад Российской империи. Возникновение новых государств на ее территории и позиция большевиков

4.1. Заполните таблицу «Национальные движения с ноября 1917 по ноябрь 1918 гг.».

 

Месяц

Основные события

Где произошли?

Ноябрь

   

Декабрь

   

Январь

   

Февраль

   

Март

   

Апрель

   

Май

   

Июнь

   

Июль

   

Август

   

Сентябрь 

   

Октябрь 

   

Ноябрь

   
19

4.2. Назовите наиболее значимые события, произошедшие в сфере национальных отношений в 1919 и 1920 гг.

1919

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

1920

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

20

4.3. Как и почему изменилась позиция В.И. Ленина по национальному вопросу после революции?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

21

4.4. Выделите основные направления в национальной политике большевиков в период Гражданской войны и проиллюстрируйте их фактами.

22

4.5. На примере событий на Украине и в Финляндии объясните, как изменяется трактовка большевиками принципа права наций на самоопределение осенью 1917 — зимой 1918 гг. Почему это произошло?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

23

4.6. Какие особенности образования национальных государств и национального движения Вы можете сформулировать для:

Прибалтики

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Закавказья

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Средней Азии

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

24

4.7. В чем значение III Съезда Советов в политике большевиков по национальному вопросу?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

25

4.8. Сформулируйте принципы образования советской федерации, высказанные в ходе обсуждения проекта Конституции РСФСР:

а) Сталиным

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

б) М.А. Рейснером

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

в) прочими

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Чья точка зрения одержала верх? Какое значение это имело?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

26

4.9. Раскройте суть дискуссии по национальному вопросу, возникшей на VIII съезде РКП (б).

27

Какую позицию Вы считаете наиболее верно подходящей к сложившейся тогда исторической ситуации? Почему?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

28

4.10. На примере башкирской и калмыцкой автономий сформулируйте факторы, которые способствовали их переходу на сторону большевиков.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Имеют ли они, на ваш взгляд, отношение к причинам победы большевиков в Гражданской войне?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

В чем, на ваш взгляд, кроются причины конфликтов между русскими и местными коммунистами в автономиях?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

29

4.11. Перечислите проблемы автономизации 1920—1921 гг. Заполните таблицу:

 

Проблемы процесса автономизации

Их проявления

Политика большевистского центра

     
     
     
     
30

4.12. Сформулируйте выводы по разделу. 

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

31

Планы и дискуссии по вопросам создания федерации в начале 1920-х гг. Ленин и Сталин: два плана объединения

5.1. Назовите и покажите на карте существовавшие к 1921 г. на территории бывшей Российской империи 6 социалистических республик:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

2 народные советские республики:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

1 республику:

_____________________________________________________________________________________________

32

5.2. После окончания Гражданской войны между различными государственными субъектами начался процесс интеграции, носящий весьма конфликтный характер. В чем проявлялась интеграция между республиками?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

В чем проявлялась конфликтность процесса?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

В чем вы видите причины конфликтов?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

В чем причина образования Закавказской Федерации? Какова роль Г. К. Орджоникидзе в этом процессе?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Почему В. И. Ленин поддержал противников объединения Закавказских республик?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

33

5.3. Перечислите аргументы, которые И. В. Сталин выдвигал в пользу плана автономизации

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

34

5.4. Сформулируйте позиции сторон в конфликте центра с ЦК КП Грузии (см. схему):

35

1. ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

2. ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

3. ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

4. ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

5. ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

6. __________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

7. ___________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Чем закончился конфликт и каково, на Ваш взгляд, его значение?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

36

5.5. Заполните таблицу.

 

Съезды, совещания

Когда проходили?

Решения

I Всесоюзный Съезд Советов

   

XII Съезд РКП (б)

   

VII совещание ЦК РКП(б)

   

II Съезд Советов СССР

   

 

Какие вопрос(ы) в ходе работы над проектом союзной Конституции вызвали наиболее острую полемику и почему?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ 

37

5.6. Заполните схему «Компетенции союзных и республиканских органов по Конституции».

38

В чем отличие изначального СССР от «классической федерации»?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 Каковы тенденции его развития?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

39

5.7. Каковы результаты процесса «национально-государственного размежевания» в Средней Азии?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

40

5.8. Какие союзные республики входили в СССР к началу 1930-х гг.? Перечислите их и покажите на карте СССР

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

41

5.9. Дайте определение политике коренизации и приведите примеры ее проявления

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

42

5.10. Сформулируйте выводы по разделу.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

43

Обобщающие задания

44

1. Заполните таблицу:

 

Главы

Что из прочитанного было уже известно?

Что узнали нового?

1.

   

2.

   

3.

   

4.

   

5.

   
45

2. Подберите иллюстративный ряд (3–5 иллюстраций) к каждой главе представленного текста. Сделайте комментарии к ним.

46

3. Выполните задание по карте.

47

Картографический тренинг

1. Определите, что обозначено в легенде к карте цифрами.

2. Определите, отрывки из каких документов приведены ниже, когда они приняты и сколько республик их подписало.

48

А. «Воля народов советских республик,собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании “Союза Советских Социалистических Республик”, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза,что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам…».

Документ: _______________________

Год принятия: _______________________

Количество республик: _______________________

49

Б. «Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян… Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик…».

Документ: _______________________

Год принятия: _______________________

Количество республик: _______________________

50

3. Заполните таблицу:

 

Страны, государства

Не входили в состав СССР в 1920—1930-е гг.

Подписали союзный договор 1922 г.

Белоруссия

   

Бессарабия

   

Грузия, Армения, Азербайджан

   

Закавказская Советская Федеративная

Социалистическая Республика

   

Казахстан

   

Карелия, Коми, Якутия, Бурятия

   

Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан

   

РСФСР

   

Украина

   

Финляндия

   

Эстония, Латвия, Литва

   
51

4. Установите соответствие между странами и особенностями их развития. Найдите эти страны на карте.

 

Страна

Особенность

А. Белоруссия

1. Получила статус самостоятельной союзной республики в результате ликвидации федеративной республики

Б. Казахстан

2. Была в числе республик, подписавших договор об образовании СССР

В. Грузия

3. Формально независимое государство, позже включенное в состав РСФСР

Г. Якутия

4.Самая большая по площади автономная республика в составе РСФСР

 

5. Была преобразована из автономии в составе РСФСР в союзную республику

52

5. Определите, о создании какой республики идет речь в стихотворении В. Брюсова. Найдите и покажите ее на карте.

Планеты и Солнце: Союз и Республики строем.

Вождь правит ряды, он их двоит и троит.

Вот на дальней орбите сбираются в круг сателлиты.

Не малые ль зерна в могучий шар слиты?..

Привет племенам, что века и века враждовали,

Но вызваны к жизни в великом развале

Империй и царств! Вы звездой загорелись на сфере!

Вы — силы земли! Вы — кровь нови!

И верим: Путь один держит к свету из древних

пещер и трясин: абхазец и тюрк, армянин и грузин!

53

6. Прочитайте отрывок из доклада И. В. Сталина и определите:

а) год события;

б) об объединении каких республик идет речь. Покажите их на карте.

«Пять лет назад Советской власти удалось заложить основы мирного сожительства и братского сотрудничества народов. Теперь, когда мы здесь решаем вопрос о желательности и необходимости объединения, нам предстоит увенчать это дело новым зданием, – образованием новой могучей союзной трудовой державы. Воля народов наших республик, собравшихся недавно на своих съездах и единодушно постановивших образовать Союз Республик, с несомненностью говорит о том, что дело объединения стоит на правильном пути, что оно зиждется на великом принципе добровольности в равноправия народов. Будем надеяться, товарищи, что… мы создадим верный оплот против международного капитализма, что новое союзное государство послужит новым решительным шагом по пути к объединению трудящихся всего мира в Мировую Советскую Социалистическую Республику. (Продолжительные аплодисменты. Поют “Интернационал”)».

54

Методические задания

55

1. Определите, какие элементы представленного вам содержания на каких уроках вы будете использовать. Свое мнение обоснуйте.

 

9 класс. История Отечества (1 час).

 

Темы уроков

Используемое содержание

Образование СССР. Политика большевиков в области национально–государственного строительства.

 

 

11 класс. История России. База (1 час).

 

Темы уроков

Используемое содержание

Образование СССР. Национально-государственное строительство.

 

 

11 класс. История России. Профиль (3 часа).

 

Темы уроков

Используемое содержание

Образование СССР и его международное признание. Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о формах объединения (2 часа).

 

Основные направления и принципы национальной политики советской власти (1 час).

 
56

2. Составьте задания к указанным выше темам уроков с использованием предъявленного вам содержания. Необходимые форматы заданий:

  • тестовое задание,
  • задание с использованием иллюстрации,
  • задание с использованием текста,
  • задание на аргументацию,
  • контрольное задание,
  • обобщающее задание.
57

3. Подберите дополнительный материал к указанным темам уроков (карты, иллюстрации, схемы, видеофрагменты и пр.)

58

4. Подготовьте и защитите свои варианты разработки проблемного и традиционного уроков с использованием материала, представленного в данном историческом тексте.

59

Традиционный урок на тему: «Большевики и национальный вопрос. Национальная политика Советской власти в 1920-ее гг.»

60

Цели урока:

  • дать представление о характере национальной политики;
  • дать представление о взаимосвязи между политическим и территориально-государственным развитием СССР;
  • охарактеризовать особенности национальной политики на этапе становления Советской власти, показать особенности нац. политики в условиях государственного строительства.
61

Характеристики основных видов учебной деятельности учащихся.

Учащиеся должны:

  • объяснять причины складывания многонационального государства в период прихода к власти большевиков и становления Советской власти;
  • выявлять сходства и различия, преемственность взглядов исторических деятелей на процесс формирования многонационального государства;
  • разрабатывать проекты по проблематике темы урока;
  • анализировать основные тенденции национальной политики Советской власти;
  • приводить примеры, свидетельствующие о методах реализации национальной политики советской власти;
  • включать в рассказ сведения из анализа имеющегося картографического и статистического материалов.

Оборудование: карта «Образование СССР».

Форма урока: лекция с элементами эвристической беседы.

62

План изучения нового материала

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП)

Почему на руинах Российской империи в течение короткого времени возникло новое многонациональное государство — Советская Россия?

63

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Как решался национальный вопрос в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.?

64

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА национального вопроса в России после Февраля 1917 г.

Основные документы:

  • Декларация Временного правительства от 03 марта 1917 г. — отмена всех сословных, вероисповедальных и национальных ограничений.
  • Постановление Временного правительства по национальному вопросу 22 марта 1917 г. «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений».
65

3.1. Позиции ведущих политических партий по национальному вопросу

(Заполняя таблицу, выясняем, почему взгляды большевиков на будущее национально-государственное устройство России получили наибольшую поддержку населения)

 

Политическое движение / партия

Лидер

Основные взгляды

Кадеты

Милюков П. В.

Необходимо сохранение государственного единства России ….

Против автономии нерусских народов России (Необходимо привести примеры цитат)

Меньшевики

 

Критика программы РСДРП (б) — формализм, отсутствие конкретики

Право наций на самоопределение

Большевики

Дзержинский Ф.Э.,

Пятаков Г.В.,

Сталин И.В.

Как идея права наций на самоопределение сочетается с лозунгом пролетарского интернационализма?

     
66

3.2. «Движение за автономию» на окраинах России

Как вы понимаете термин «окраины»?

Хронологический ряд 1917 г.

  • Март — Украина
  • Март — Финляндия
  • Июль — Белоруссия
  • Лето — Закавказье

Задание.

Ответьте на вопросы:

  • Что такое «регионализм»? Приведите примеры этого явления.
  • Почему Временное правительство принимало только декларативные меры в национальной политике?
  • Как большевики использовали в своих интересах нерешительность Временного правительства в решении национального вопроса?
67

3.3. Возникновение новых государств на руинах Российской империи

Основные документы:

  • Декрет о мире;
  • Обращение к рабочим, крестьянам и солдатам II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г.;
  • Декларациия прав народов России;
  • Воззвание «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».

Задание.

  • Сформулируйте основные принципы национальной политики, выраженные в этих документах.
  • Какие принципы лежат в основе этих документов?
68

Декрет о мире.

69

Задание.

  • Выделите основные задачи Наркомнаца.
  • В чем заключалась особенность национальной политики большевиков в конце 1917 г.?
  • Почему позиция В.И. Ленина по национальному вопросу изменилась в 1917 г.?
  • Почему большевики поддерживали отделение от России отдельных территорий и создание самостоятельных государств?
70

Задание.

Составление и заполнение таблицы «Проявления принципа «самоопределения наций» после Октября 1917 г.

 

Территория

Даты

Новое государство, органы власти, лидеры

Украина

   

Финляндия

   

Прибалтика

   

Закавказье

   

Туркестан

   
71

3.4. Национальная политика большевиков в условиях Гражданской войны

  1. III Всероссийский съезд Советов — принцип самоопределения наций должен рассматриваться в классовом ключе «Принцип самоопределения должен быть средством для борьбы за социализм и должен быть подчинен принципам социализма».
  2. Конституция РСФСР 1918 г.
  3. XVIII съезд РКП (б) 18—23 марта 1919 г. Дискуссия о классовом подходе к реализации права наций на самоопределение.
  4. 1 июня 1919 декрет ВЦИК «Об объединении советских республик…» — военно-политический союз как первый опыт создания конфедеративных связей между территориями.
  5. Создание автономных республик.
72

Задание.

  • Какой принцип положен в основу территориально-государственного устройства? Почему это было особенно важно? Существовали ли иные точки зрения?
  • Назовите первую в РСФСР национально-государственную автономию. Покажите на карте территории, где были образованы национальные автономии.
  • Перечислите основные проблемы при создании национальных автономий. 
  • Назовите первую в РСФСР национально-государственную автономию. Покажите на карте территории, где были образованы национальные автономии.
  • Перечислите основные проблемы при создании национальных автономий.
73

3.5 . Два плана объединения

Задание. Дополните список государств на территории бывшей Российской империи 1921 г.:

 

Социалистические республики

Буржуазные государства

Российская

Финляндия

Украинская

Литва

Белорусская

Эстония

Армянская

 ………

………

 ………

………

 ………
74

Задание. Можете ли вы добавить еще какие-либо факторы?

75

Задание.

Сопоставьте взгляды В. И. Ленина и И. В. Сталина на пути построения единого государства (Дискуссия на X съезде РКП (б) 8—16 марта 1921 г.). Чем объясняется сталинская характеристика позиции Ленина как «национальный либерализм»?

 

Федеративное устройство

Автономизация

Общие черты

 
 

Различия

       
       

 

76

3.6. Создание СССР.

77

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов.

78

Задание.

  • Почему рассматривался вопрос о расформировании РСФСР и ЗСФСР при вхождении в СССР?
  • Как этот вопрос решился в дальнейшем?
79

3.7. Конституция СССР

Дата — 31 января 1924 г.

Основные разделы: Декларация об образовании СССР, принятая I съездом Советов СССР и Договор об образовании СССР, содержащий 72 статьи.

Основное содержание: определение структуры и компетенции союзных органов власти; гарантии суверенных прав союзных республик

80

Задание.

Назовите компетенции федеральных органов власти:

1.

2.

3.

4.

81

Задание.

Назовите признаки суверенного государства:

1.

2.

3.

4.

82

Задание.

  • Почему было необходимо принимать в 1925 г. новую Конституцию РСФСР?
  • Какие республики присоединились к СССР в 1920-х гг.?
83

3.8. Политика коренизации.

Задание.

1. Сформулируйте определение «коренизация». В чем ее основная задача?

2. Какие привилегии получали территории, приобретавшие в рамках советской федерации статус автономных?

84

4. Итоги:

Почему национальная политика большевиков периода становления Советской власти считается спонтанной? Приведите два доказательства в поддержку этой точки зрения и два доказательства против.

85

Проблемный урок на тему: «Образование СССР»

86

Цель урока: формирование общего представления о причинах, процессе образования и особенностях СССР как федеративного государства.

Проблемы: почему большевики создали федеративное государство? Как и почему удалось снизить остроту национального вопроса? (Желательно рассмотреть оба вопроса ввиду их важности и актуальности, но для этого требуется 2 часа учебного времени. Также возможно вынесение второго вопроса в качестве домашнего задания.)

Ресурсы: карта «Образование СССР».

87

Ход урока

Вводно-мотивационный этап (постановка главного вопроса)

Вариант 1. Внимание учеников обращается на то, что большевики до 1917 г. выступали принципиальными противниками федеративного государства. От учителя уже на этой стадии требуется объяснить различия между федерацией, конфедерацией и унитарным государством. Как известно, в науке о государстве ученые используют понятие территориальное (или государственное) устройство. Оно охватывает систему взаимоотношений между центральной властью и отдельными территориями, входящими в состав государства.

Есть две основные формы территориального устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство — это единое государство, оно делится лишь на административные единицы. Местные власти в этих единицах обладают полномочиями лишь постольку, поскольку им их предоставила центральная власть. При этом некоторые единицы (автономии) могут быть наделены большими полномочиями, чем другие. В федерации же полномочия центральной власти и местных властей разграничены конституцией. Органы власти субъектов федерации (ее составных частей) обладают немалыми правами, а сами субъекты — многими признаками государств: собственными законами, налогами, символами и т. д.

88

Данную информацию желательно зафиксировать в виде таблицы (см. Таблица 1, верхняя часть).

89

Удачная цитата: в 1913 г. в письме к С. Шаумяну В. И. Ленин отмечал, что он «в принципе против федерации — она ослабляет экономическую связь, она негодный тип для одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь, или вернее, если гнет и трения “сожительства” таковы, что они портят и губят дело экономической связи. Не хочешь отделяться? Тогда извини, за меня не решай, не думай, что ты имеешь “право” на федерацию». Можно также вспомнить, что И.В. Сталин, считавшийся в партии большевиков экспертом по национальному вопросу, в марте 1917 г. в статье с характерным названием «Против федерализма» утверждал: «Половинчато-переходная форма — федерация — не удовлетворяет и не может удовлетворить интересов демократии. Решение национального вопроса должно быть настолько же жизненным, насколько радикальным и окончательным, а именно: 1) право на отделение для тех наций, населяющих известные области России, которые не могут, не хотят остаться в рамках целого; 2) политическая автономия в рамках единого (слитного) государства с едиными нормами конституции для областей, отличающихся известным национальным составом и остающихся в рамках целого. Так и только так должен быть решен вопрос об областях в России».

90

Впоследствии Сталин фактически попытался реализовать эту программную установку с помощью своего «плана автономизации». Однако против него почему-то решительно выступил тяжело больной Ленин, который буквально из последних сил настоял на создании федеративного государства. Он даже предлагал «оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов». Поразительная эволюция во взглядах за 10 лет. Но план Ленина был реализован. Так почему большевики создали именно федеративное государство?

91

Вариант 2. Учащиеся вспоминают о межнациональных противоречиях в Российской империи, которые на последнем этапе ее истории достигли достаточно высокой степени. Однако большевикам удалось создать государство, в рамках которого национальный вопрос если и не был решен окончательно (как позже провозглашалось с высоких трибун), то, по крайней мере, утратил свою остроту. Это показала и Великая Отечественная война, проверившая прочность межнационального согласия в СССР. Как и почему удалось снизить остроту национального вопроса?

92

Организация учебной деятельности

Вариант 1 (базовый уровень, работа с учебным текстом на уроке). Данный текст может быть предложен ученикам как раздаточный материал или использован преподавателем как основа лекции.

93

Задание учащимся: дозаполнить таблицу 1 «Формы устройства государства и причины выбора федерации» и заполнить таблицу 2 «Развитие советской федерации и национальных отношений в 1920—1930-е гг.».

94

После гибели Российской империи в Польше, Финляндии и странах Прибалтики победили сторонники независимости, ориентировавшиеся на западный опыт государственного строительства. Бессарабию оккупировала Румыния. В рамках РСФСР были созданы автономные республики: Татарская, Горская (на Северном Кавказе), Якутская и др. Образовались и формально независимые от РСФСР советские республики — Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия, связанные с ней многочисленными договорами.

95

Самостоятельность советских республик была неполной. В них правила единая коммунистическая партия, руководимая из центра — ЦК РКП (б), их защищала одна армия — Красная. Важнейшие предприятия и железнодорожный транспорт напрямую подчинялись центральным хозяйственным органам. На международной арене советские республики тоже выступали как единое государство: так, их интересы на конференции в Генуе (1922 г.) представляла по взаимной договоренности российская делегация.

96

От старой империи большевикам досталась единая, веками складывавшаяся хозяйственная система, основанная на разделении труда между территориями и объединенная дорожной сетью. Все это естественно приводило к мысли о необходимости объединения советских республик в одно государство. Вопрос заключался в том, каким быть этому государству.

97

До 1917 г. В. И. Ленин называл федерацию «неприемлемым типом государственного устройства». Став главой государства, он проявил себя как жесткий руководитель, требующий точного выполнения идущих из центра распоряжений. Но именно Ленин, уже будучи тяжело больным, настоял на том, чтобы союз советских республик был создан как федерация. Он отверг план автономизации — вхождения всех советских республик в состав РСФСР в качестве автономий, предложенный И. В. Сталиным, с 1917 г. занимавшим должность наркома по делам национальностей.

98

Ленин увидел опасность в том, что нерусские народы почувствуют себя обиженными. Русские же неизбежно осознают себя господствующей нацией и начнут притеснять всех остальных, превратятся в «великодержавных держиморд». Рано или поздно это взорвет государство. Ленин предложил свой план: «Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне входим с ними в новый союз, Союз Советских Республик Европы и Азии». За республиками, в отличие от проекта Сталина, закреплялось «право свободного выхода» из Союза.

99

План Ленина был поддержан руководителями большинства советских республик. В конечном итоге новое государство получило наименование СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Договор о создании СССР подписали представители четырех республик – России, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (ЗСФСР), объединившей к тому времени Грузию, Армению и Азербайджан. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР провозгласил образование нового государства, эта дата и считается днем его рождения.

100

В 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую союзную конституцию. Высшим органом власти нового государства стал Съезд Советов СССР, а на период между съездами — избираемый им двухпалатный Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР). В одной палате — Союзный Совет — республики были представлены пропорционально численности их населения, в другой — Совет Национальностей — одинаковым числом депутатов независимо от численности населения. Обе палаты были равноправны. Между сессиями ЦИК СССР, созываемыми три раза в год, высшую законодательную власть осуществлял его постоянно действующий Президиум.

101

Исполнительными (и некоторыми законодательными) полномочиями наделялся формируемый ЦИК Совет народных комиссаров СССР. Согласно Конституции, комиссариаты по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов получили статус союзных. Такой же статус получило Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), заменившее ВЧК. В совместном ведении центра и республик находились развитие промышленности и сельского хозяйства, финансы, труд. К исключительной компетенции республик относились вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и проч.

102

На одном из заседаний видный большевик М. П. Томский так определил сферы совместной (общефедеральной) и республиканской компетенции:

Мы признаем права всех наций,

И их всегда готовы свято чтить.

Чужды корыстных комбинаций,

Стремимся всех объединить...

Пути, торговлю, связь – объединяем.

Взаимной связаны симпатией.

Промышленность и труд согласовать желаем,

И выступаем с общей дипломатией.

Но может каждая самостоятельно

Ребят учить, судить, лечить!

«Большевики и национальный вопрос»

Воюем вместе – это обязательно!

А наше право – лишь руководить!

103

Число советских республик в следующие полтора десятилетия после образования СССР выросло до 11. В результате национально-территориального размежевания в Средней Азии были созданы Узбекская, Туркменская и Таджикская республики. В 1936 г. союзными республиками стали Казахстан и Киргизия, ранее входившие в состав РСФСР на правах автономий. Вместо ЗСФСР появились три самостоятельные закавказские республики.

104

Довольно скоро выяснилось, что центральная власть старается решать все основные вопросы жизни страны, передоверяя республиканским руководителям лишь второстепенные. Малейшие попытки сопротивления центру беспощадно подавлялись, а их инициаторы получали ярлык национал-уклонистов. Это было легко сделать, поскольку компартия оставалась единой, господствующей и централизованной организацией (она была только переименована в ВКП (б) — Всесоюзную коммунистическую партию большевиков). Право выхода республик из состава СССР существовало лишь на бумаге.

105

Вместе с тем колоссальные усилия прилагались для обеспечения хозяйственного и культурного развития многих союзных республик, а также отсталых в прошлом народов. Строились национальные школы, создавалась письменность для тех народов, которые ее не имели, поощрялось развитие национальной культуры. Представители национальных меньшинств имели льготы при поступлении в вузы. Национальные кадры активно привлекались на работу в государственный аппарат, их в первую очередь продвигали по службе. Такая политика получила наименование коренизации. Она способствовала упрочению советской власти на местах и формированию национальной интеллигенции.

106

В то же время преследовались обычаи, признанные новой властью вредными «пережитками первобытнообщинного и феодального строя»: раннее вступление в брак по сговору родителей, калым (выкуп за невесту), ношение паранджи, многоженство. Эту политику поддерживала не только коммунистически настроенная часть национальной интеллигенции, но и те, кто был ориентирован на европейскую культуру.

107

Восстановление давно утраченной или создание новой государственности (хотя бы и в рамках СССР) пробуждало у многих народов чувство национальной гордости. Центр, желая укрепить свой авторитет, щедрой рукой раздавал союзным республикам разные территории, в том числе и те, где большинство населения составляли русские (северный Казахстан, часть Украины). После распада СССР это стало источником конфликтов, но кто мог предвидеть такой поворот событий?

108

Вариант 2 (профильный уровень, работа с первоисточником). В продвинутом классе возможна работа с ленинскими заметками «К вопросу о национальностях или об “автономизации”». Познакомив учеников с обстоятельствами их появления, учитель может поставить перед ними следующие вопросы: 1) против чего выступает Ленин и какие аргументы он приводит в обоснование своей позиции? 2) за что выступает Ленин и чем он это обосновывает? 3) кажется ли вам ленинская позиция убедительной, и почему?

109

Этап контроля и коррекции

Проверяется заполнение таблиц (ниже представлены примерные варианты).

Таблица 1. Формы устройства государства и причины выбора федерации

 

Форма устройства государства

Союз государств

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

Единое государство, местные власти получают лишь те полномочия, которые им предоставляет центр.

Союзное государство, полномочия центра и частей (субъектов) федерации разграничены конституцией, которую нельзя изменить без согласия субъектов.

Государства сохраняют суверенитет, но некоторые полномочия добровольно передают совместным органам власти.

Причины выбора федерации

Унитарное государство воспринималось бы как русское, что вело к росту русского шовинизма и стремлению других народов избавиться от «русской власти».

Федеративное государство позволяло сохранять необходимый уровень централизации и вместе с тем оно воспринималось не как новое издание Российской империи, а как общий дом равноправных народов.

Слишком слабое объединение не позволяло решать задачи социалистического строительства и обороны.

110

Таблица 2. Развитие советской федерации и национальных отношений в 1920—1930-е гг.

 

Положительные стороны (что способствовало смягчению национального вопроса)

Отрицательные стороны (что могло обострить национальный вопрос)

Многие народы получили свою государственность в виде союзных или автономных республик (число союзных республик к 1939 г. выросло до 11-ти). Юридически союзные республики имели большие права, в том числе и на свободный выход из Союза.

На деле самостоятельность республик была формальной, поскольку страной управляла единая централизованная организация – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКП(б)).

Национальные кадры активно привлекались на работу в госаппарат, быстрее продвигались по службе (политика «коренизации»).

Многие мероприятия осуществлялись в ущерб русскому населению: территории с преобладанием русских передавались в состав союзных и автономных республик, русской культуре уделялось недостаточное внимание и пр.

Вкладывались большие средства в развитие бывших национальных окраин.

Поощрялось развитие национальных культур, создавалась письменность для народов, ранее ее не имевших.

111

В качестве домашнего также может быть предложено задание определить положение органов власти на схеме (по Конституции СССР 1924 г.). Дополнительный вопрос: как в данной структуре отражено требование Ленина создать федерацию равноправных республик?

112

Ответы:

113

Ответы:

  1. Президиум ЦИК СССР.
  2. ЦИК СССР.
  3. Союзный Совет.
  4. Совет Национальностей.
  5. СНК СССР.
  6. Съезд Советов СССР.
  7. Губернские съезды Советов.
114

Материал учащимся для работы

Из Конституции СССР 1924 г.:

  • Ст. 8. Верховным органом власти Союза ССР является Съезд Советов, а в период между Съездами Советов — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР… 
  • Ст. 10. Делегаты на Съезд Советов Союза ССР избираются на губернских съездах советов…
  • Ст. 13. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
  • Ст. 14. Съезд Советов Союза ССР избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.
  • Ст. 15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик по 5 представителей от каждой и представителей автономных областей РСФСР по одному представителю от каждой…
  • Ст. 26. В период между сессиями ЦИКа Союза ССР, высшим органом власти является Президиум ЦИКа Союза ССР, образуемый ЦИКом в количестве 21 члена…
  • Ст. 37. Совет Народных Комиссаров Союза ССР является исполнительным и распорядительным органом ЦИКа Союза ССР и образуется ЦИКом Союза ССР…