Methodical Tasks
Table of contents
Share
Metrics
Methodical Tasks
Annotation
PII
S207987840001133-5-1
DOI
10.18254/S0001133-5-1
Publication type
Educational text
Status
Published
Authors
Olga Kosianenko 
Alexander Morozov Enver Abdulaev
Abstract
The second part of handbook contains summarizing methodical tasks and plans of traditional and problematic lessons.
Keywords
Cold War, détente, NATO, Warsaw pact
Received
09.06.2015
Publication date
01.07.2015
Number of characters
47667
Number of purchasers
38
Views
4406
Readers community rating
5.0 (2 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Задания к главам

Введение

1.1. Вопросы:

1.1.1. В каких документах зафиксировано окончание холодной войны? (В Парижской хартии для новой Европы (принятой на совещании глав государств и правительств СБСЕ 21 ноября 1990 г.) и в совместной декларации России и США (подписанной Б.Н. Ельциным и У. Клинтоном 1 февраля 1992 г.)

2

1.1.2. Какие два фактора влияют на сохранение интереса к истории холодной войны? (1рассекречивание многих, ранее закрытых архивных документов; 2влияние наследия глобальной конфронтации второй половины ХХ века на современные международные отношения.)

3

1.2. Задание:

1.2.1. Заполните таблицу.

№№ Проблемы, унаследованные со времен холодной войны Факты, подтверждающие наличие этих проблем в современном мире
1. Сохранение в общественном сознании и умах современных политических деятелей стереотипов холодной войны (образа врага, агрессивности бывших идеологических и политических противников, постоянной угрозе национальной безопасности и др.) В связи с последними событиями в Украине в политических кругах и прессе все чаще стали звучать слова о «призраке» холодной войны и даже о ее возобновлении или «новой холодной войне».
2. Опасность распространения и применения ядерного оружия в современном мире. Северная Корея и Иран, обвиняются в деятельности по созданию собственного ядерного оружия. Среди прежних ядерных держав продолжается доминирование США и России
3. Сохраняются в действии некоторые заключенные в тот период международные договоры. Договоры в области сокращения обычных (ДОВСЕ) и ядерных вооружений (РМСД).
4. В системе международных отношений, которая пришла на смену биполярности, функционируют важные институты многосторонней дипломатии, сложившиеся после окончания Второй мировой войны и в условиях холодной войны. ООН, МВФ, МФРР, ВТО, НАТО, ЗЕС, а также структуры европейской экономической интеграции, трансформировавшиеся в ЕС.
4

1.2.2. Сформулируйте выводы по разделу

Вывод: знание истории холодной войны, места и роли СССР в процессе конфронтации позволяет глубже разобраться в современных международных процессах, а также в современной внешней политике России.

5

Историографический обзор и определение понятия «холодная война»

1.1. Когда и кем впервые был использован термин холодная война? Кто ввел его в широкий политический и научный оборот? Дайте характеристику термину «новая история холодной войны по следующим позициям:

а) время и условия его появления,

б) основные характеристики (3 позиции),

6

1.2.Заполните таблицу «Классификация работ по истории холодной войны.

  Время возникновения Авторы Основные характеристики направления
1.      
7

1.3. Дайте характеристику историографическим дискуссиям, посвященным окончанию холодной войны (авторы, взгляды)

А) триумфалистская концепция,

Б) их оппоненты.

8

1.4. Какие новые тенденции характерны для современной российской историографии холодной войны 1990-х – пер.пол. 2000-х?

9

1.5. Сформулируйте выводы по разделу.

10

Понятие «холодная война»

2.1. Заполните схему:

11

Заполните схему

12

2.1.1.Дайте краткую характеристику каждому из подходов:

1)_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2)_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

3)_____________________________________________________________

_______________________________________________________________

2.2.Сформулируйте выводы по разделу.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

13

Происхождение и первые годы холодной войны

3.1.С чего началось открытое противостояние СССР и США?

14

3.2.Перечислите события и явления международной политики, связанные с начальным периодом холодной войны. Разместите их в таблице.

США и их союзники СССР и их союзники
   
15

3.3.Дайте определения понятиям:

А) Доктрина Трумэна_______________________________________________

___________________________________________________________________

Б) План Маршалла_________________________________________________

___________________________________________________________________

В) Длинная телеграмма Кеннана____________________________________

___________________________________________________________________

Г) Коминформ______________________________________________________

___________________________________________________________________

Д) Блоковая политика______________________________________________

___________________________________________________________________

Е) Доктрина «двух лагерей»________________________________________

__________________________________________________________________

Ж) Восточный блок ________________________________________________

__________________________________________________________________

З) План «Дропшот»________________________________________________

__________________________________________________________________

16

3.4. Рассмотрите 1-й Берлинский кризис согласно следующему алгоритму:

1.Причины кризиса,

2.Повод к кризису,

3.Развитие кризиса, действия сторон,

-СССР и его союзники,

-США и его союзники,

4. Итоги и последствия кризиса.

Дайте оценку значения 1 Берлинского кризиса для послевоенной мировой политики. Свою точку зрения аргументируйте.

17

3.5. Объясните, что такое механизм взаимного ядерного сдерживания и как он сработал во время Корейской войны.

18

3.6.Сформулируйте выводы по разделу.

_______________________________________________________________________

19

Внутренний фронт холодной войны

4.1.Назовите общие черты, ставшие результатом воздействия холодной войны на жизнь общества внутри обоих сформировавшихся блоков. Подберите факты, доказывающие наличие этих черт.

Данные занесите в таблицу.

Общие черты Факты
  СССР и их союзники США и их союзники
20

4.2.Сформулируйте выводы по разделу.

____________________________________

21

Первая разрядка международной напряженности (1953—1955 гг.)

5.1. Дайте определение понятию разрядка и сформулируйте особенности этого явления для периода 1953–1955 годов.

5.2.Составьте хронологическую таблицу событий данного периода.

Дата Событие
   
22

5.3. Иллюстрируйте фактами основные тенденции первого периода разрядки международной напряженности. Заполните схему.

23

Основные тенденции периода

24

5.4. Сформулируйте выводы по разделу

__________________________________________________________________

25

Суэцкий и Венгерские кризисы

6.1. Сравните Суэцкий и Венгерский кризисы. Укажите их общие черты (не менее трех общих характеристик) и отличия между ними (не менее трех отличий).

26

6.2.Перечислите последствия Суэцкого кризиса.

1. ____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3._____________________________________________________________

27

6.3.Сформулируйте выводы по разделу.

___________________________________________________________

28

Берлинский (1958—1961) и Кубинский (1962) кризисы

7.1. Заполните таблицу.

  Причины Ход Итоги и последствия
    Действия СССР и его союзников Действия США
Берлинский кризис      
Кубинский кризис      
29

7.2.Сравните Берлинский и Карибский кризисы. Укажите их общие черты (не менее трех общих характеристик) и отличия между ними (не менее трех отличий).

30

7.3. Подберите в интернете изображения, иллюстрирующие наиболее значимые эпизоды Берлинского и Карибского кризисов.

31

7.4.Сформулируйте выводы по разделу.

_______________________________________________________________________

32

Разрядка международной напряженности: конец 1960-х — середина 1970-х гг.

8.1.Выделите сущностные признаки определения разрядки 1970-х годов.

1. ________________________________________________________

__________________________________________________________

2._________________________________________________________

__________________________________________________________

3._________________________________________________________

__________________________________________________________

4._________________________________________________________

__________________________________________________________

5._________________________________________________________

__________________________________________________________

33

8.2.Дайте характеристику «доктрине достаточности» и «доктрине гарантированного взаимного уничтожения». В чем разница между ними ?

_______________________________________________________

34

8.3.Проследите, как менялись советские идеологические установки по вопросу войны с применением ядерного оружия.

1. Сталин:________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Хрущев_________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Брежнев________________________________________________________

_________________________________________________________________

35

8.4.Перечислите основные события конца 60-х – середины 70-х годов, которые позволили назвать этот период периодом разрядки. Заполните таблицу.

Европа Азия Советско-американские отношения
     
36

8.5.Какие факторы повлияли на рост противоречий:

а) в западном блоке,

б) в восточном блоке,

37

8.6.Перечислите факторы, которые привели к формированию «доктрины Брежнева» и дайте характеристику этой доктрины.

_______________________________________________________

38

8.7.Выпишите условия бессрочного договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО):

1. Договор разрешал________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Договор запрещал________________________________________________

__________________________________________________________________

39

8.8.Выпишите условия Временного соглашения о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений (ОСВ-1):

1. ____________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________

40

8.9. Подведите итоги встречам на высшем уровне по линии «Никсон – Брежнев» и по линии «Форд – Брежнев»

8.10. Сформулируйте выводы по разделу.

_____________________________________________________________________

41

Эрозия политики разрядки

9.1.Перечислите факторы, повлиявшие на свертывание политики разрядки и начало нового витка холодной войны. Подтвердите их фактами.

Факторы Факты
1.  
2.  
3.  
4.  

Какие события можно назвать началом нового витка холодной войны и почему?

42

9.2. Перечислите меры, предпринятые администрацией США в ответ на вторжение советских войск в Афганистан (не меньше 3 мер).

43

9.3. Сформулируйте выводы по разделу.

____________________________________________________________________

44

Новый виток конфронтации, 1981—1984 гг.

10.1.Выделите специфические черты нового периода обострения холодной войны (1981–1984 гг.), отличающие его от предыдущих периодов (не менее четырех особенностей)

___________________________________________________________________

10.2.Заполните таблицу

Действия США Действия СССР
Дата Событие Дата Событие
       
45

10.3. Существуют три точки зрения на причины обострения холодной войны в 1981–1984 годах.

1. В обострении холодной войны виновен прежде всего СССР.

2. В обострении холодной войны виновны прежде всего США.

3. В обострении холодной войны виновны обе стороны в равной степени.

Подберите факты, доказывающие каждую из точек зрения (не менее двух фактов).

46

10.4.Дайте определение понятиям:

«Доктрина Рейгана»________________________________________________

_________________________________________________________________

СОИ_____________________________________________________________

_________________________________________________________________

«Нулевой вариант»________________________________________________

_________________________________________________________________

Операция РЯН____________________________________________________

________________________________________________________________

47

10.5.Сформулируйте выводы по разделу.

_____________________________________________________________________

48

Окончание холодной войны

11.1.Составьте хронологическую таблицу. Дайте оценку событиям с точки зрения того, насколько они способствовали прекращению или продолжению холодной войны

Дата Событие Оценка
    прекращение продолжение
       
49

11.2.Какие факторы повлияли на окончание холодной войны? Назовите не меньше 4-х факторов.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

50

11.3.Можно ли согласиться с мнением, что СССР проиграл холодную войну? Свой ответ обоснуйте.

_______________________________________________________________________

11.4. Чем современные международные отношения отличаются от международных отношений времен холодной войны? Назовите не меньше трех отличий.

_________________________________________________________________________

11.5. Сформулируйте выводы по разделу.

_________________________________________________________________________

51

Обобщающие задания

1.Заполните таблицу:

Главы Что из прочитанного было уже известно? Что узнали нового?
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
8.    
10.    
11.    
12.    
52

2. Определите, какие события обозначены буквами на графике динамики холодной войны. Укажите датировку этих событий.

А–

Б–

В–

Г–

Д–

Е–

Ж–

З–

И–

К–

Л–

М–

53

Определите, какие события обозначены буквами на графике динамики холодной войны

54

3.Подберите иллюстративный ряд (3–5 иллюстраций) к каждой главе представленного текста. Сделайте комментарии к ним.

4.Отметьте основные события холодной войны на карте мира.

55

Отметьте основные события холодной войны на карте мира.

56

Методические задания

1.Определите, какие элементы представленного вам содержания на каких уроках вы будете использовать. Свое мнение обоснуйте.

57

9 класс. История Отечества. (3 часа)

Темы уроков Используемое содержание
1. Внешняя политика СССР в 1945 –сер 60-х гг. Холодная война.  
2.Внешняя политика СССР в 60-е –80-егг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война  
3. Новое политическое мышление  
58

9 класс. Всеобщая история. (3 часа)

Темы уроков Используемое содержание
1.Мир после Второй мировой войны. Создание ООН. «Холодная война». Создание военно-политических блоков.  
2.Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.  
3.Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы Глобализация и ее противоречия. Становление информационного общества  
4.Международные отношения во 2 половине ХХ века: гонка вооружений и движение за мир.  
59

11 класс. История России. База. (4 часа)

Темы уроков Используемое содержание
1.Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.  
2.СССР в глобальных и региональных конфликтах во 2 половине XX в. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. Карибский кризис и его уроки  
3.Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Программа мира 70-х гг. Афганская война.  
4.Политика разрядки. «Новое политическое мышление»: теория и практика.  
60

11 класс. Всеобщая история. База. (3 часа)

Темы уроков Используемое содержание
1.Международные отношения во второй половине XX в.  
2.Страны Восточной Европы во второй половине XX в.  
Страны Азии, Африки и Латинской 3.Америки во второй половине XX в. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки  
61

11 класс. История России. Профиль. (8 часов)

Темы уроков Используемое содержание
1.Роль СССР в решении вопросов о послевоенном устройстве мира. Холодная война”. Споры о ее причинах и характере. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. 2 часа.  
2.Особенности внешней политики СССР в 50–60-е гг. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. 2 часа  
3.Основные направления внешнеполитической деятельности СССР в 60–80-е гг. Установление военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. 2 часа  
4.Новое политическое мышление». Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников, распад мировой социалистической системы. 2 часа.  
62

11 класс. Всеобщая история. Профиль. (7 часов)

Темы уроков Используемое содержание
1.Международные отношения во второй половине XX в. Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства. 1 час  
2.Конфликты и кризисы «холодной войны» 2 часа  
3.Страны Восточной Европы во второй половине XX в. Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. 2 часа  
4.Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. 2 часа  
63

2. Составьте задания к указанным выше темам уроков с использованием предъявленного вам содержания. Необходимые форматы заданий:

–тестовое задание,

– задание с использованием иллюстрации,

– задание с использованием текста,

– задание на аргументацию,

–контрольное задание, –обобщающее задание.

64

3. Подберите дополнительный материал к указанным темам уроков (карты, иллюстрации, схемы, видеофрагменты и пр.)

65

4. Подготовьте и защитите свои варианты разработки проблемного и традиционного уроков с использованием материала, представленного в данном историческом тексте.

66

Традиционный урок на тему: «Политика разрядки. «Новое политическое мышление»: теория и практика»

Цели урока: способствовать пониманию учащимися причин и последствий событий, произошедших в 1985–1991 гг. в России; показать, что итогом этих событий явилось завершение холодной войны, рассказать о концепции «нового политического мышления», раскрыть роль СССР и США в окончании холодной войны. Способствовать формированию картографических умений, умения самостоятельно работать с текстом учебника.

67

Характеристика основных видов деятельности: объяснять смысл понятий холодная войн, новое политическое мышление; раскрывать, в чем заключались причины окончания холодной войны; характеризовать международные отношения того периода и их особенности.

68

Ключевые понятия: холодная война, новое политическое мышление.

69

План урока:

1. Изменения в СССР и в мире в середине 80-х годов XX века.

2. Концепция нового политического мышления и внешнеполитические инициативы СССР.

3. Завершение холодной войны. Значение периода 1985–1991 годов.

70

Организация учебной деятельности:

1. Изучение нового материала начинается с повторения уже изученного по данной теме. Учитель должен спросить учащихся, что они помнят об отношениях, сложившихся в мире после второй мировой войны, вспомнить о наиболее важных событиях и тенденциях в международных отношениях этого периода. После этого необходимо дать краткую характеристику изменений, произошедших в СССР после прихода к власти Горбачева, их причин и акцентировать внимание на том, что, учитывая статус СССР как сверхдержавы, эти изменения не могли не повлиять на внешнюю политику. При этом важно коснуться не только политического, но и экономического аспекта этой проблемы, а именно – размер нагрузки и урон, который несла советская экономика от гонки вооружений. Ученики должны зарисовать в тетради и заполнить схему:

71

Изменения в СССР и в мире

72

2. Учитель должен сформулировать причины появления и основные черты понятия новое политическое мышление:

– свобода выбора,

– взаимосвязанный и взаимозависимый мир,

– неделимость безопасности,

– невозможность обеспечения безопасности военными средствами,

– реальное разоружение,

– деидеологизация международных отношений,

– замена принципа конфронтации между государствами с различным политическим строем принципом кооперации.

73

Необходимо охарактеризовать основные события, определившие возобновление процесса разрядки и дать им оценку: – Женевский саммит 1985 года,

– Встреча в Рейкьявике 1986 года,

– Заключение договора по РСМД,

– Встреча на высшем уровне в Москве в 1988 году,

– вывод советских войск из Афганистана (1988–1989 гг.),

–объединение Германии 1990 года.

74

3. В процессе изучения данного пункта необходимо дать четкую характеристику причин завершения холодной войны и датировку ее завершения. Важно вскрыть значение периода 1985–1991 годов для международных отношений и подчеркнуть, что выгоды и риски. Связанные с окончанием холодной войны были обоюдными для ее участников. Нужно отметить, что тот этап в истории международных отношений второй половины ХХ, одной из главных характеристик которого являлась холодная война, имеет четко выраженные хронологические рамки. И он завершился на рубеже 1990-х годов. Поэтому, некорректно говорить о продолжении в настоящее время «классической» холодной войны, определявшей взаимоотношения двух противоположных социально–политических систем. Оценивая развитие современных международных отношений, особенно в периоды осложнения отношений между Россией и странами Запада, сопровождающимися всплеском антиамериканских и антизападных настроений, с одной стороны, и русофобских – с другой, можно говорить о проявлении конфронтации (соперничества) в новом мировом порядке, где, несмотря на тенденции к полицентризму (или к многополярности), пока еще доминируют США как главный центр (полюс) системы.

75

Задания к уроку:

Задание 1. На основании объяснения, данного учителем выпишите 4 фактора, повлиявших на окончание холодной войны.

76

Задание 2.Заполните таблицу.

Дата Событие Оценка
    прекращение продолжение
       
77

Задание 3. Сформулируйте 3 отличия современных международных отношений отличаются от международных отношений времен холодной войны.

78

Домашнее задание: Составьте презентацию на тему «Окончание холодной войны».

79

Проблемный урок на тему: «Зарево холодной войны»

Цели урока: формирование общего представления о холодной войне и ее важнейших аспектах; понимание причин начала войны и ее глобального характера.

80

Проблема: почему на смену Антигитлеровской коалиции пришла холодная война между сверхдержавами?

81

Ресурсы: плакаты времен холодной войны, раздаточный текст, инфографика.

82

Ход урока

Вводно-мотивационный этап (постановка главного вопроса)

В начале занятия следует актуализировать имеющиеся у школьников знания об Антигитлеровской коалиции и совместной борьбе со странами «Оси» в ходе Второй мировой войны. Далее возможны три варианта организации учебной деятельности на данном этапе (а также их различные комбинации).

Вариант 1 (базовый уровень, инфографика). Какие изменения отражает данная схема? Попытайтесь на ее основе определить, что такое «холодная война»? Сформулируйте главный вопрос урока.

83

84

Вариант 2 (продвинутый базовый уровень, работа с изобразительным рядом). Внимательно рассмотрите плакаты. В каких странах они были изготовлены? К какому времени относятся? К чему призывают, от чего предостерегают? Какие изменения отражают? Сформулируйте главный вопрос урока.

85

1..........................2

86

3..........................4

87

Вариант 3 (профильный уровень, работа с документами). Прочитайте два документа, посвященных выборам в Берлине в 1946 г. О чем они свидетельствуют? В чем парадоксальность и противоречивость использованных формулировок? Сформулируйте главный вопрос урока.

88

«Последние дни наиболее острые размеры принял бой, который идет между нами и союзниками за Берлин… Скажем прямо, что если мы в этот Берлин вкладываем громадные ресурсы, то и союзники не скупятся. На подготовку выборов в Берлине американцы тратят миллионы марок» (из выступления берлинского представителя Управления пропаганды Советской военной администрации в Германии майора Демидова).

89

«Хотя официальной американской точкой зрения в отношении германских политических дел была та, что мы не поддерживаем ни одну партию и не выступаем ни против какой партии, только глупец мог бы предположить, что США остались бы равнодушными к победе коммунистов в Берлине» (из воспоминаний коменданта американского сектора Берлина Ф. Хаули).

90

Комментарий для учителя. Инфографика и плакаты наглядно демонстрируют переход от сотрудничества к крайне враждебным отношениям между бывшими союзниками (надписи на американских плакатах: 2 – «Русский. Этот солдат является нашим другом. Он борется за свободу»; 4 – «Это завтрашний день. Америка под коммунизмом»). С другой стороны, работа с текстом позволяет увидеть парадоксы начинающегося противостояния («бои с союзниками», скрытый, но при этом очевидный для всех участников характер противостояния).

91

Главный вопрос урока может быть сформулирован учениками примерно так: почему на смену сотрудничеству пришло противостояние? Почему бывшие союзники стали противниками (врагами)? Учитель добавляет, что это противостояние затянулось на 45 лет и получило название «холодная война». Она представляла собой конфронтационную, но не доходящую до прямого вооруженного конфликта форму взаимоотношений государств, принадлежавших к различным социально-политическим системам, в условиях наличия ядерного оружия и противостояния в глобальном масштабе двух блоков стран во главе с СССР и США.

Основными элементами холодной войны стали:

– соперничество за влияние в мире, сопровождавшееся локальными конфликтами;

– гонка вооружений, в том числе ядерных и ракетных;

– идеологическое противостояние.

92

93

Желательно сформулировать и проанализировать вопрос, чем холодная война отличалась от конфликтов более ранних эпох (глобальный характер противостояния; огромное значение идеологии; наличие ядерного оружия как сдерживающего фактора, поскольку существовала угроза гибели обеих сторон конфликта). Тем не менее даже такая угроза лишь заставляла быть осторожнее в критической ситуации, но не прекращала самой конфронтации.

94

Организация учебной деятельности

Вариант 1 (базовый уровень, работа с учебным текстом на уроке). Данный текст может быть предложен ученикам как раздаточный материал или использован преподавателем как основа лекции о причинах холодной войны.

95

Задание учащимся: заполните таблицу «Международные кризисы второй половины 1940-х – начала 1950-х гг.». Какой из кризисов не имеет прямого отношения к холодной войне? Почему?

Кризисы Действия СССР Действия США Результаты
       
96

Важным итогом Второй мировой войны стало выдвижение на передний план мировой политики Советского Союза. Он внес решающий вклад в победу над державами «Оси» и к 1945 г. обладал самой мощной сухопутной армией. К концу войны части Красной армии находились на территории сопредельных восточноевропейских государств, а также в Германии, Австрии, на Балканах, в Иране и на Дальнем Востоке.

97

Другой великой державой, которая могла претендовать на роль мирового лидера в силу того, что в результате войны она значительно укрепила свою экономическую мощь, расширила сферу своих интересов и приобрела монополию на атомное оружие, стали Соединенные Штаты Америки. На фоне ослабевших Англии и Франции именно СССР и США стали главными игроками на международной арене.

98

Первое открытое противостояние СССР и США произошло из-за Ирана, оккупированного в годы войны советскими и английскими войсками. СССР не спешил вывести свои войска. США и Англия заподозрили, что «длинные руки Советов» тянутся к ближневосточной нефти. Одновременно Советский Союз предъявил требования к Турции о совместной обороне черноморских проливов. Запад расценил это как прямое продолжение старой имперской политики России.

99

Европа также быстро стала полем «битвы гигантов». Американцы в тех странах, где находились их войска, всячески препятствовали деятельности коммунистов и помогали антикоммунистическим силам, СССР делал всё с точностью до наоборот. На стороне американцев были огромные финансовые возможности, на стороне СССР – авторитет страны, победившей фашизм, и привлекательная идея построения общества, основанного на равенстве и справедливости.

100

В Греции вооруженную борьбу за власть против правительства, поддерживаемого Англией и США, вели местные коммунисты. С согласия СССР они получали помощь из Болгарии и Югославии.

101

В Китае во возобновившейся после победы над Японией гражданской войне СССР поддерживал коммунистов, а США – националистов. Корея, как и Германия, была разделена на зоны оккупации, и в них СССР и США установили свои порядки. В разгар иранского кризиса в 1946 г. бывший премьер-министр Англии У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна произнес в г. Фултон (США) речь, в которой обвинил СССР в расколе Европы и стремлении к безграничному распространению своей власти. Он заявил, что по вине СССР Восточная Европа отгорожена от Западной «железным занавесом». Спасая «великие принципы свободы и прав человека», западные страны должны объединиться и противопоставить советской силе свою силу. В СССР речь Черчилля восприняли как призыв к войне. Многие историки и сегодня считают ее точкой отсчета холодной войны.

102

США приняли то толкование событий, которое предложил Черчилль. В феврале 1947 г. Трумэн изложил программу спасения мира от советской экспансии. «Доктрина Трумэна» предусматривала масштабную помощь западным странам с целью вывода их из кризиса и подрыва влияния коммунистов (план такой помощи по имени американского госсекретаря получил название план Маршалла); создание военного блока западных государств во главе с США (этим блоком стала НАТО – Организация Североатлантического договора); размещение у советских границ американских военных баз; поддержка антикоммунистических сил внутри «советского блока»; при необходимости использование вооруженных сил и даже ядерного оружия против СССР и его союзников. Эта программа была реализована в течение последующих трех лет.

103

А что же СССР? Возражая Черчиллю, И.В. Сталин напомнил, что в восточноевропейских странах перед войной были «правительства, враждебные Советскому Союзу, и враг смог беспрепятственно произвести вторжение через эти страны… Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к СССР».

104

Однако в большинстве соседних с ним стран СССР не ограничился контролем над их внешней политикой, а приложил усилия для установления там порядков, во многом копирующих советские. Исключением стала Финляндия, где были сохранены демократия и рыночная экономика, но ее внешние связи СССР поставил под контроль. Но в Албании, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии и Польше в 1947–1948 гг. местные коммунисты при активной поддержке СССР отстранили от власти всех своих соперников и провозгласили курс на построение социализма. По настоянию Советского Союза эти страны народной демократии отказались участвовать в плане Маршалла. Были созданы Коминформ (Информационное бюро компартий, ставшее наследницей Коминтерна), СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, экономическое объединение социалистических стран) и, уже после смерти Сталина, ОВД (Организация Варшавского договора, военный блок восточноевропейских государств во главе с СССР).

105

Парадокс, но страна, где коммунисты пользовались самым большим влиянием и пришли к власти уже в 1944–1945 гг., оказалась в состоянии жестокого конфликта с СССР. Этой страной была Югославия во главе с сильным самостоятельным лидером – Иосипом Броз Тито. Сталину Тито стал казаться излишне самостоятельным. Югославские лидеры обвинили СССР в стремлении насадить везде покорные режимы. Компартия Югославии была исключена из Коминформа и объявлена находящейся во «власти убийц и шпионов». Югославия осталась социалистической, но независимой от СССР.

106

Первый серьезный кризис в рамках «холодной войны» произошел в Германии. Западные страны взяли курс на создание на территории своих оккупационных зон Западногерманского государства. Первым шагом стало введение западногерманской марки (1948 г.). СССР ответил на это блокадой Западного Берлина, перекрыв его наземные связи с западными зонами. По мнению многих исследователей, в этом отразилось стремление СССР принудить бывших западных союзников соблюдать Потсдамские соглашения и остановить создание сепаратного Западногерманского государства.

107

Запад воспринял действия СССР как стремление «проглотить» Западный Берлин. Американцы смогли организовать снабжение города по воздуху. Однако этот «воздушный мост» не смог бы функционировать без советских авиадиспетчеров, к тому же советские оккупационные власти не препятствовали торговле между западными и восточными секторами Берлина недефицитными товарами.

108

Через некоторое время Сталин распорядился прекратить блокаду. После кризиса в западных зонах оккупации было провозглашено создание Федеративной Республики Германии (ФРГ). Она позже вступила в НАТО. В советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), ставшая членом СЭВ и ОВД.

109

Вторым фронтом холодной войны стал Дальний Восток. В 1949 г. китайские коммунисты одержали победу в гражданской войне. В 1950 г. вождь Северной (коммунистической) Кореи Ким Ир Сен попытался присоединить Южную Корею. Первоначально ему сопутствовал успех, но ООН осудила агрессию и санкционировала применение против корейских коммунистов международных вооруженных сил, основу которых составила армия США. На помощь Северной Корее пришли китайские войска. СССР направил военных советников и летчиков. Война затянулась и закончилась в 1953 г., как говорится, с ничейным счетом: каждый остался при своем.

110

Составной частью «холодной войны» стала гонка вооружений. В 1949 г. СССР создал собственную атомную бомбу. Отчасти этому способствовали западные ученые, считавшие, что для баланса сил бомба должна быть у обеих сторон, и сотрудничавшие с советской разведкой. Нельзя недооценивать и подвиг советских ученых. В новых условиях США уже не могли разрабатывать планы ведения атомной войны против СССР в одностороннем порядке. А такие планы были – например, «Дропшот», вобравший в себя все предыдущие оперативные разработки относительно применения ядерного оружия. В этом документе намечалось использовать 300 атомных бомб по объектам на территории СССР в случае войны.

111

Высочайшей степени накала достигло идеологическое противостояние. СССР и США представляли друг друга как исчадия зла, «землю без радости». Начало «холодной войны» не могло не отразиться и на внутриполитическом развитии воюющих стран.

112

Комментарий для учителя. После заполнения таблицы необходимо «отсечь» лишний кризис (между СССР и Югославией, поскольку он очевидно не имеет прямого отношения к холодной войне. Далее – беседа по изученному материалу с целью сформулировать ответ на главный вопрос урока.

113

Вариант 2 (продвинутый базовый уровень, работа с документами). Предлагается разделиться на две группы и проанализировать содержание отрывков из двух ключевых документов, положивших начало холодной войне – (1) речи У. Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 г.) и (2) доклада А.А. Жданова «О международном положении» (25 сентября 19457 г.). Вопросы к текстам: 1. Как ораторы характеризуют позицию своих стран? 2. В чем они обвиняют своих противников? Какие аргументы они приводят в подтверждение обвинений? Убедительны ли для вас эти аргументы? Почему?

114

1. «Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии – я не сомневаюсь, что и здесь тоже, – питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты – уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, – о нынешнем положении в Европе.

115

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой могут свободно определять свое будущее на выборах с участием британских, американских и французских наблюдателей. Польское правительство, находящееся под господством русских, поощряется к огромным и несправедливым посягательствам на Германию, что ведет к массовым изгнаниям миллионов немцев в прискорбных и невиданных масштабах. Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и всюду стремятся установить тоталитарный контроль. Почти все эти страны управляются полицейскими правительствами, и по сей день, за исключением Чехословакии, в них нет подлинной демократии. Турция и Персия глубоко обеспокоены и озабочены по поводу претензий, которые к ним предъявляются, и того давления, которому они подвергаются со стороны правительства Москвы. В Берлине русские предпринимают попытки создать квазикоммунистическую партию в своей зоне оккупированной Германии посредством предоставления специальных привилегий группам левых немецких лидеров./.../

116

…Во многих странах по всему миру вдалеке от границ России созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единстве и абсолютном подчинении директивам, которые они получают из коммунистического центра. За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время. Озабоченность также вызывают перспективы на Дальнем Востоке, особенно в Манчжурии./.../

117

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чем мы должны подумать здесь сегодня, пока еще есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах. Наши трудности и опасности не исчезнут, если мы закроем на них глаза или просто будем ждать, что произойдет, или будем проводить политику умиротворения. Нам нужно добиться урегулирования, и чем больше времени оно займет, тем труднее оно пойдет и тем более грозными станут перед нами опасности. Из того, что я наблюдал в поведении наших русских друзей и союзников во время войны, я вынес убеждение, что они ничто не почитают так, как силу, и ни к чему не питают меньше уважения, чем к военной слабости. По этой причине старая доктрина равновесия сил теперь непригодна. Мы не можем позволить себе – насколько это в наших силах – действовать с позиций малого перевеса, который вводит во искушение заняться пробой сил. Если западные демократии будут стоять вместе в своей твердой приверженности принципам Устава Организации Объединенных Наций, их воздействие на развитие этих принципов будет громадным и вряд ли кто бы то ни было сможет их поколебать. Если, однако, они будут разъединены или не смогут исполнить свой долг и если они упустят эти решающие годы, тогда и в самом деле нас постигнет катастрофа».

118

2. «Сформировались две противоположные политические линии: на одном полюсе политика СССР и демократических стран, направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, на другом полюсе политика США и Англии, направленная на усиление империализма и удушение демократии…

119

Экспансионистская внешняя политика, вдохновляемая и проводимая американской реакцией, предусматривает одновременную активность по всем направлениям:

1) военно-стратегические мероприятия,

2) экономическая экспансия и

3) идеологическая борьба./.../

120

Основная задача идеологической части американского стратегического плана состоит в том, чтобы шантажировать общественное мнение, распространяя клевету о мнимой агрессивности Советского Союза и стран народной демократии, и таким образом представить англосаксонский блок в роли обороняющейся стороны и снять с него ответственность за подготовку новой войны. За годы второй мировой войны популярность Советского Союза снискала себе любовь и уважение трудящихся людей во всех странах. Перед всем миром наглядно продемонстрирована военно-экономическая мощь социалистического государства, нерушимая сила морально-политического единства советского общества. Реакционные круги США и Англии озабочены тем, как бы рассеять это неизгладимое впечатление, производимое социалистическим строем на рабочих и трудящихся всего мира. Поджигатели войны прекрасно отдают себе отчет в том, что для того, чтобы послать своих солдат сражаться против Советского Союза, нужна длительная идеологическая подготовка.

121

В идеологической борьбе против СССР американские империалисты, не разбираясь в политических вопросах и демонстрируя свое невежество, выделяют прежде всего идею о том, чтобы изобразить Советский Союз как силу якобы антидемократическую, тоталитарную, а США и Англию и весь капиталистический мир как демократию. Эта платформа идеологической борьбы – защита буржуазной лжедемократии и обвинение коммунизма в тоталитаризме – объединяет всех без исключения врагов рабочего класса, начиная от капиталистических магнатов и кончая лидерами правых социалистов, которые с величайшей готовностью подхватывают любую клевету на СССР, подсказанную их империалистическими хозяевами. Стержнем этой мошеннической пропаганды является утверждение о том, что признаком истинной демократии служит якобы многопартийность и наличие организованного в оппозицию меньшинства. На этом основании английские лейбористы, не жалеющие сил для борьбы против коммунизма, хотели бы обнаружить антагонистические классы и соответствующую борьбу партий в СССР. Невежды в политике–они никак не могут понять, что в СССР уже давно нет капиталистов и помещиков, нет антагонистических классов и нет ввиду этого множественности партий. Они хотели бы иметь в СССР милые их сердцу буржуазные, в том числе псевдосоциалистические партии, как империалистическую агентуру. Но, к их прискорбию, история обрекла эти эксплуататорские буржуазные партии на исчезновение.

122

Не жалея слов для возведения клеветы против советского режима, лейбористы и другие адвокаты буржуазной демократии в то же время находят вполне нормальным кровавую диктатуру фашистского меньшинства над народом в Греции и Турции, закрывают глаза на многие вопиющие нарушения норм даже формальной демократии в буржуазных странах, замалчивают национальный и расовый гнет, коррупцию, бесцеремонную узурпацию демократических прав в США.

123

Одним из направлений идеологической «кампании», сопутствующей планам порабощения Европы, является нападение на принцип национального суверенитета, призыв к отказу от суверенных прав народов и противопоставление им идей «всемирного правительства». Смысл этой кампании состоит в том, чтобы приукрасить безудержную экспансию американского империализма, бесцеремонно нарушающего суверенные права народов, выставить США в роли поборника общечеловеческих законов, а тех, кто сопротивляется американскому проникновению, представить сторонниками отжившего «эгоистического» национализма. Подхваченная буржуазными интеллигентами из числа фантазеров и пацифистов идея «всемирного правительства» используется не только как средство давления в целях идейного разоружения народов, отстаивающих свою независимость от посягательств со стороны американского империализма, но и как лозунг, специально противопоставляемый Советскому Союзу, который неустанно и последовательно отстаивает принцип действительного равноправия и ограждения суверенных прав всех народов, больших и малых. В нынешних условиях империалистические страны, как США, Англия и близкие им государства, становятся опасными врагами национальной независимости и самоопределения народов, а Советский Союз и страны народной демократии — надежной опорой в защите равноправия и национального самоопределения народов».

124

Вариант 3 (профильный уровень, опережающее домашнее задание). Подготовить краткие выступления (до 10 мин) о причинах одного из кризисов второй половины 1940-х – начала 1950-х гг. (Иранский, первый Берлинский, Корейский). Для ориентировки используются сведения и литература, представленные в настоящем издании.

125

Этап контроля и коррекции

На данном этапе подводятся итоги проделанной работы. Ученики должны в общем виде прийти к пониманию, что холодная война стала результатом сложного сочетания идеологического фактора и борьбы за сферы влияния, причем как со стороны СССР, так и со стороны США. В упрощенном виде это можно изобразить в виде двухфакторной схемы:

  СССР США
Идеология («миссия») Распространение коммунистических идей и советской модели общественного строя Защита «свободного мира» и освобождение порабощенных коммунизмом народов
Борьба за сферы влияния Стремление создать «пояс безопасности» вокруг СССР Стремление контролировать страны Европы и Дальнего Востока
126

Дополнительное (проверочное) задание.

Внимательно рассмотрите карикатуру. Какому событию она посвящена? Кто главный герой? В чем автор его обвиняет (назовите не менее четырех пунктов)?

127

128

Приложение

129

Схема 1: Международные отношения после II мировой войны

130

Схема 2: Международные отношения в 50-е – 80-е годы

131

Схема 3: Современная система международных отношений