Восьмидесятилетняя война в освещении нидерландской средней и высшей школы

 
Код статьиS207987840000786-3-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
ВыпускТом 5 Выпуск 6 (29)
АннотацияВ данной статье рассматривается вопрос об освещении и, следовательно, о подходе к Восьмидесятилетней войне в образовательной системе Нидерландов. Сначала автор обсуждает неадекватность — по меньшей мере, с голландской позиции — названия «буржуазная революция», принятого для этой войны в советско-российской историографической традиции. Весьма долгое время в Нидерландах сам термин «революция» имел отрицательную коннотацию. Это объясняется тем, что до недавних времён голландское общество было большей частью религиозным. Вследствие острых религиозных конфликтов в XVI—XVII вв., достигших своей кульминации в вооружённом восстании против властей, конфессиональные вопросы долгое время определяли общественную и политическую жизнь Нидерландов. С точки зрения голландских кальвинистов любая революция была и есть восстание против Бога, опровержение божественного миропорядка, а поскольку Восьмидесятилетняя война для них имела именно религиозную подоплёку, то такой термин как «революция» несовместим с событиями XVI—XVII вв. Далее в статье рассматривается, как организована сама нидерландская образовательная система в Нидерландах, где на фоне сильного влияния христианской веры — как протестанства, так и католичества — на общество сложилось довольно уникальная ситуация: в 1917 г. конфессиональным политическим партиям удалось добиться права организовать своё собственное школьное (позже и университетское) образование, и появились, наряду с государственными, протестантские и католические школы. В зависимости от профиля учебного заведения в подходе к Восьмидесятилетней войне акценты могли расставляться по-разному. В этом контексте примечательно, что трактовка событий вокруг Восьмидесятилетней войны в государственных школах была во многом схожей с протестантской. Это объясняется тем обстоятельством, что после победы протестантского лагеря в 1648 г. весь нидерландский политический и экономический истеблишмент был большей частью протестантским. Раньше память о Восьмидесятилетней войне намеренно культивировалась, она преподносилась как очень важная часть общей истории, как цепь событий, сплотивших народ, которые легли в основу современного нидерландского государства. Однако в последние 50 лет наблюдается тенденция к изменению этого подхода. Освещение Восьмидесятилетней войны теряет патриотическую окраску, приобретая, скорее, нейтральный характер. При рассмотрении этих вопросов в статье будет преобладать личная точка зрения автора-голландца, прошедшего всю нидерландскую образовательную систему.
Ключевые словаНидерланды, Восьмидесятилетняя война, революция, кальвинизм, католицизм, образование, голландская политика, конфессионализм
КлассификаторНовейшая история (c XX в. ); Новая история (XVII–XIX вв.); Средние века (V–XVI вв.)
Получено16.10.2014
Дата публикации10.11.2014
Кол-во символов19130
Цитировать  
Зарегистрированный пользователь может оформлять подписку на статьи, выпуски или годовую подписку, следить за обновлениями, новостями, оценивать научные и учебные публикации, контактировать с автором и т.д.

Всего подписок: 16, всего просмотров: 3302

Оценка читателей: голосов 0

  1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Ленинград, 1991.
  2. HooghiemstaD., HermansD. Vertel dit toch aan niemand. Leven aan het hof. Amsterdam, 2007
  3. Fasseur C. Wilhelmina. Krijgshaftig in een vormeloze jas. Amsterdam, 2001.

  1. Berdjaev N.A. Filosofiya neravenstva. Pisma k nedrugam po socialnoy filosofii // Russkoe zarubezhye. Leningrad, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх