Murals of Northern Ireland as a historical source
Table of contents
Share
Metrics
Murals of Northern Ireland as a historical source
Annotation
PII
S207987840000279-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Abstract
The study is dedicated to political murals of Northern Ireland and analyses the possible uses of this material by historians. The author follows the history of the murals of Ulster, the reflection of history and mythology in them, as well as that of international relations, Protestant canon and Catholic feminism, images of the enemy.
Keywords
Ulster, Ireland, murals, political painting, Ulster loyalism, Irish republicanism
Received
08.02.2012
Publication date
29.02.2012
Number of characters
26956
Number of purchasers
15
Views
4588
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

1. Введение и историография

2

Главным объектом моего исследования являются мурали – живопись на архитектурных сооружениях, варьирующаяся от внутренней росписи зданий до настенной. Наиболее известны три случая массового использования «политических» муралей в настенной живописи – мексиканская монументальная живопись, связанная с такими художниками как Диего Ривера и Давид Сикейрос, палестинская настенная живопись и рассматриваемая в данной работе уличная живопись Северной Ирландии, примечательная тем, что используется в борьбе обеими сторонами Ольстерского конфликта – лоялистами и республиканцами.

3

Объектом данной работы являются мурали Северной Ирландии, давно ставшие одним из символов региона, а также одним из наиболее необычных и интересных источников по истории конфликта в Ольстере и взаимоотношений враждующих общин, позволяющий взглянуть на историю конфликта с обеих его сторон.

4

Цель данной работы – выделить наиболее часто используемые в уличной живописи исторические сюжеты и образы обеих сторон конфликта и по возможности проанализировать историю их возникновения и развития.

5

В своей работе я попытался, опираясь на зарубежные англоязычные либо переведенные гэльскоязычные источники, создать картину борьбы эмблем и символов в уличной живописи Северной Ирландии. Я попытался собрать информацию о возникновении каждого символа, его истории и происхождении, об истории его использовании в этой борьбе, создать список основных эмблем, сюжетов и символов, употребляемых каждой стороной конфликт, объяснить значение каждого символа и их возможные скрытые смыслы. Также, работая, я старался понять, есть ли у каждой стороны «свои» идеи, события и герои, а также то, как обе стороны используют их в войне символов.

6

Необходимо отметить, что тема муралей и уличной живописи в западной историографии освещена достаточно хорошо – как североирландские сюжеты, так и, к примеру, уличное творчество в Палестине. В историографии муралей Ольстера можно особенно выделить определившую ее развитие дискуссию о сути муралей как явления и причинах их создания. Укажу здесь следующие работы.

7

В классических работах Билла Ролстона, родоначальника исследования североирландских муралей, причина их создания определяется как выражение политических взглядов обеих общин, и, следовательно, мурали обеих сторон являются отражением политической борьбы в Ольстере1. Исходя из этой концепции, изменение в сюжетах муралей напрямую зависит от политической ситуации в регионе, и в этом случае мурали являются как минимум одним их источников, который необходимо учитывать при исследовании настроений общин Ольстера. С другой сторону, уже в работе Джеффри Слука, вышедшей в сборнике «The Paths to Domination, Resistance and Terror» под редакцией Каролин Нордстром и ДжоАнн Мартин, был сформулирован тезис об использовании муралей для конструирования идентичности как протестантов, так и католиков2. В этой работе также было отмечено взаимное влияние муралей обеих общин друг на друга, описанное автором как «Reactionary Murals» («Реагирующие мурали»). Данный тип муралей может как выражать позицию общины по какому-то вопросу в противовес ее противникам (одобрение казней республиканцев в лоялистских муралях в период борьбы за их помилование со стороны католиков) или открыто издеваться над лозунгами оппонентов (как пример Слука приводит лозунг протестантов «Let Bobby Sands Die», повлявшийся в их муралях в начале 80-х – как ответ на католический «No let him die»).

1. Rolston B. Politics and Painting: Murals and Conflict in Northern Ireland. Cranbury (N.J.), 1991.

2. Sluka J.A. The Politics of Painting: Political Murals in Northern Ireland // The Paths to Domination, Resistance and Terror / Ed. C. Nodstrom and J. Martin. Berkeley, 1992.
8

В качестве примера последних достижений и эволюции в исследовании проблематики муралей можно привести статью Мартина Форкера «Роль материнства в изобразительном искусстве североирландского конфликта»3. В ней автор рассматривает современное состояние процесса создания ольстерских муралей как борьбу за обладание образами – в результате политических изменений в регионе происходит своеобразная «перегруппировка» визуальных образов в рамках построения идентичности обеих общин.

3. Forker M. The Role of Motherhood Symbolization in the Conflict Imagery of Northern Ireland // Visual Culture & Gender. 2007. Vol. 2.
9

Как мне кажется, в свете названных выше историографических тенденций мурали Ольстера можно рассматривать как один из источников, который можно использовать в исследовании региона. Мурали можно считать полноправным историческим источником – к примеру, можно, воспользовавшись теорией Рольстона о мурали как символе политической власти, вывести из этого более широкий вопрос: когда католики, начав создавать свои мурали, смогли «выйти из культурного подполья», в которое, если верить Рольстону, после раздела Ирландии и установления так называемой протестантской диктатуры их загнали протестанты4, вернуть себе власть в этих районах и обозначить их как свои территории? Или же точнее датировать разочарование протестантской общины в верховной власти Британии, проследив изменение сюжетов муралей.

4. Rolston B. Drawing Support 2: Murals of War and Peace. Belfast, 1995.
10

2. История муралей в Ольстере

11

Первые мурали в Северной Ирландии появились достаточно давно – в конце XIX века, и рисовались они протестантами – обычно на стенах изображался король Вильгельм, приурочивались эти мурали к очередной годовщине битвы при Бойне и очередному маршу оранжистов5. Значение этих событий для протестантской общины возросло после разделения Ирландии, став не просто праздником памяти победы, а символом неограниченной власти протестантов в Северной Ирландии, где полиция состояла из оранжистов, а в парламенте заседали унионисты. Вместе с этим возросла и роль муралей как одного из символов власти протестантов, в первую очередь – власти над улицами. Флаги, марши и мурали вместе создавали образ несокрушимости господства протестантов в регионе. Католики не могли ответить тем же – улицы принадлежали не им, а протестантской администрации. Только с началом движения за права католиков, эскалацией насилия, вводом войск и началом Голодовки в 1981 г. в католических районах появились свои мурали6. Сейчас обе стороны конфликта продолжают активно использовать мурали как средство пропаганды.

5. Woods O. Seeing is Believing? Murals in Derry. Guildhall, 1995.

6. Rolston B. Drawing Support: Murals in the North of Ireland. Belfast, 1992.  
12

Ценность ольстерских муралей в том, что они дают нам возможность увидеть развитие и формирование обеих идеологий – роялистской и республиканской – в динамике, ведь под воздействием различных внешних событий, таких, к примеру, как принятие республиканцами предложения о перемирии, меняются сюжеты и образы, используемые в уличной живописи. Как пример можно привести образ Вильгельма III, самого старого и некогда самого популярного героя протестантов, пользовавшегося популярностью у художников на протяжении всего двадцатого века, но сейчас практически не встречающийся. Смена поколений в лоялистской среде сказалась и на смене образов

13

Изображение Оливера Кромвеля в протестантском квартале

14

15

Новое и старое – Король Вильгельм и протестантские боевики на лоялистских муралях

16

– вместо «короля Билли» стены протестантских кварталов сейчас украшают бойцы военизированных лоялистских организаций, и, что может свидетельствовать о радикализации лоялистов, теряющих некогда безраздельную власть в регионе, образ Оливера Кромвеля, немыслимый еще десять лет назад. Также симптоматичным может являться то, что бойцы вышеупомянутых лоялистских сил принадлежат не к старым унионистам, а к недавно основанным организациям, часто подозреваемым в «ольстерском сепаратизме» и считающих Белфастские соглашения предательством со стороны правительства Британии.

17

3. Отражение истории и мифологии в муралях

18

Помимо текущих и недавних событий, в муралях Северной Ирландии и в конкретно Белфаста можно увидеть образы относящиеся к более ранним событиям, значимым для обеих общин и встраивающимся в их видение мира и идеологию. Примером может послужить Великий голод девятнадцатого века в Ирландии –

19

20

Великий Голод в современных республиканских муралях

21

в современных республиканских муралях это событие часто характеризуется как «холокост ирландцев», фактически «голодомор», организованный англичанами с целью уничтожения ирландского населения.

22

Наиболее популярные в муралях республиканцев события можно охарактеризовать как «ирландское мученичество». Среди них, в частности, Пасхальное восстание 1916 года, закончившееся жестокой расправой англичан над его участниками, и Голодовка 1981 года, в результате которой у республиканцев появились новые мученики, такие как Бобби Сэндс, сейчас наиболее популярный и цитируемый персонаж муралей.

23

Также интересными являются сюжеты XIX века – восстания фений и объединенных ирландцев против власти англичан, создание подпольных школ гэльского языка и проведение католических богослужение в лесах, где их не могли видеть англичане.

 

24

25

26

Восстания фений, пасхальное восстание и борьба за права католиков являются наиболее частыми историческими сюжетами в республиканских муралях.

27

Из современных сюжетов можно отметить несколько особенно популярных, таких как борьба против регулярных маршей оранжистов в честь битвы при Бойне, спор о территориальной принадлежности ряда территорий7 (а также призывы к голосованию на выборах и по возможности максимально активному празднованию католических праздников).

7. Что характерно, те же сюжеты можно увидеть и в живописи протестантов. Животрепещущие проблемы находят отражение в муралях обеих общин.
28

В то же время противники республиканцев – лоялисты, оправдывая свое наименование, «предательскому» Пасхальному восстанию противопоставляют верность короне сил обороны Ольстера в годы Первой мировой войны (эти силы были сформированы в дивизию и сражались на Западном фронте, в том числе в битве на Сомме).

29

30

Битва на Сомме как символ верности протестантов Британии зачастую используется лоялистами для противопоставления сюжету Пасхального восстании, популярному у католиков. Тот факт, что многие католики также сражались за Британию, обходится обеими сторонами.

31

Также интерес для историка представляют мурали, описывающие создание сил обороны Ольстера и борьбу протестантов против предоставления гомруля Ирландии.

32

В свое время художники-протестанты пытались использовать образы бойцов британских

33

Сюжет «Борьбы против гомруля» сейчас можно рассматривать как проявление недовольства Соглашениями страстной Пятницы со стороны протестантов.

34

вспомогательных отрядов Black and Tans в своих муралях, но распространения эти образы не получили.

 

35

Не менее интересной темой является использование обеими сторонами ирландской мифологии, в первую очередь – Уладского цикла, главный персонаж которого Кухулин стал героем для обеих сторон конфликта. Если для католиков он – мертвый герой и символ Пасхального восстания, то для протестантов Кухулин – пес Ольстера и его защитник от кельтов, фактически – «первый воин сил обороны Ольстера».

36

Как ответ на подобную трактовку образа героя среди лоялистов, в муралях республиканцев появился образ главной противницы Кухулина – королевы кельтов Коннахта Мэб (Meave, Medb), победившей его и покорившей Ольстер8. Сейчас образ Мэб – наряду с персонификациями Эйре – один из наиболее распространенных мифологических женских образов в республиканской живописи.

8. Rolston B. Drawing Support 2... 
37

38

Мифология на службе обеих общин – герои ирландского эпоса – Мэб и Кухулин – оказались по разную сторону баррикад

39

4. Международные отношения в ольстерских муралях

40

В отличие от лоялистов, зачастую упирающих в муралях на свою уникальность и неповторимость, республиканцы в своей уличной живописи прибегают к сюжету международной солидарности – намекая на то, что их борьба против англичан – это часть мировой борьбы за свободу и против репрессий, угнетения и сегрегации – к примеру, в своих муралях они используют образы Нельсона Манделы, Мартина Лютера Кинга и Эрнесто Че Гевары.

41

42

43

Борьба против сегрегации и революция являются частыми темами католических муралей.

44

Также часто борьба католиков сравнивается с борьбой Палестины против Израиля, мятежного острова Кубы против США, а также с борьбой Каталонии и Эускади за независимость от Испании.

45

Поддержка других «угнетенных народов» посредством муралей также активно практикуется художниками - республиканцами

46

Последнее, кстати, приводит к забавному казусу: Крест Святого Патрика у ирландцев стал ассоциироваться с их борьбой только с XVII века – после высадки для оказания помощи католикам испанских войск в Ирландии; испанские войска в то время сражались под флагом с Бургундским крестом, похожим на крест Патрика, после чего ирландцы стали считать крест Патрика «своим», католическим. Прежде же популярным был зеленый или синий флаг с лирой, а крест Патрика считался «искусственным» и чисто английским символом. Баски же изначально заимствовали свой флаг – Иккуринью – с британского Юнион Джека как символа извечного соперника Испании (союзника и защитника католиков, в том числе ирландских). Таким образом, республиканцы, плохо разбираясь в истории баскской символики, активно используют флаг своих противников в своей живописи. Фактически, в порыве солидарности с другими, по их мнению, угнетенными народами, республиканцы отказались от истории ирландцев-иммигрантов, в поисках убежища зачастую оседавших в Испании и оказавших немалое влияние на ход испанской истории.

47

И тем более ценными являются свидетельства «международных», а вернее, культурных связей обычно не сравнивающих себя ни с кем лоялистов – к примеру, популярны мурали, описывающие связь Ольстера с Шотландией, где шотландцы как лояльные кельты-протестанты часто служат образом, противопоставляемым мятежным ирландцам-католикам.

48

Один из следов «шотландского наследия» в Ольстере

49

5. Протестантский канон и католический феминизм

50

Одной из наиболее интересных черт, выявляемой при сравнении муралей обеих сторон являются неоднозначные явления, одно из которых можно обозначить как канон протестантских муралей. Появившиеся в конце XIX века мурали лоялистов довольно быстро стали считаться протестантскими художниками каноническими и постоянно повторяться. Дополнительная канонизация изображений сказалась в том, что первые художники использовали в оформлении своих работ флаги – первоначально флаги Англии и Шотландии, а после раскола Ирландии появился флаг Северной Ирландии. Фактически, подобная канонизация привела к тому, что образ Вильгельма III Оранского практически не изменялся с начала XX века – зачастую вообще использовался один и тот же сюжет, кочевавший из мурали в мураль – Вильгельм-победитель и раненый верный протестант, последний взор бросающий на своего короля.

51

52

Старейший герой протестантов – король – победитель Вильгельм III

53

На данный момент канон начал подвергаться изменениям – появились новые изображения Виллема – зачастую перерисовки с картин. Но на большинстве протестантских муралей, даже не связанных с образом Вильгельма, продолжают использоваться флаги Шотландии и Англии как элемент оформления.

 

54

В отличие от своих противников, поздно начавшие рисовать мурали католики изначально не считали должным оформлять их флагами и меньше всего хотели создания канонов уличной живописи. Благодаря этому используемые ими сюжеты оказались намного разнообразнее протестантских9, хотя и были лишены красочного оформления. А в последнее время все чаще появляются мурали с «кельтским орнаментом» в качестве дополнительного узора.

9. Woods O. Seeing is Believing?
55

56

57

На республиканских муралях можно увидеть как девушек из ИРА, так и местный вариант Родины – Матери

58

Как отличительную особенность католических муралей можно отметить активное использование женских образов в живописи – от образа ирландских богинь и Богоматери до образа Матери-Эйре10 и от изображений матери ирландского феминизма – графини Маркевич до неизвестной девушки – члена ИРА (довольно частый и разнообразный образ, встречающийся и как часть муралей, посвященных ИРА, и отдельно). Можно считать, что влияние на распространение женских образов оказало именно поздний старт католической уличной живописи – в движении католиков на тот момент уже играли большую роль женские движения – от женского крыла ИРА Куман на Мбан до движения левых феминисток. Вполне естественно , что эта особенность католиков нашла отражение в их муралях.

10. Единственный образ, изображение которого можно считать каноничным для католиков из-за частого употребления без изменений в разных кварталах.
59

60

Графиня Маркевич – родоначальница ирландского феминизма и ее последовательницы – революционерки ИРА

61

Ответом на это со стороны протестантов можно считать разве что два портрета королевы Елизаветы и принцессы Дианы – Королевы Сердец на стенах протестантских кварталов и одинокого не столь давнего изображения девушки – члена Добровольческих сил Ольстера.

62

Женские образы протестантских муралей – безымянная лоялистка и Елизавета II

63

Данный феномен в сюжетах муралей попытался объяснить с точки зрения религии Мартин Форкер. По его мнению, отсутствие женских образов связано именно с протестантской этикой, с культом патриархального Ветхого Завета, а стремление к использованию определенных освященных традицией, канонических изображений – с привязанностью к писанному слову и глубоким презрением к визуальным образам, проистекающим из иконоборчества11. В тоже время причину столь массового использования женских образов католиками Форкер видит как в католическом культе Богоматери, так и в отражении в современных муралях традиционных ирландских женских божеств, в том числе и крайне популярного образа победительницы – Мэб. Фактически, наложение и совмещение образов Богоматери, наделенной в сознании католиков качествами богинь-защитниц и персонажей мифологии12, с ирландскими языческими богинями, является одной из первопричин активного использования женских образов в католических муралях.

11. Forker M. The Role of Motherhood...

12. Ibid.
64

6. Образ врага в уличной живописи

65

В образе врага, который для себя и для «своих» создали и протестанты, и католики, также можно найти отражение истории региона – и, если углубляться еще дальше, отражение тактики обеих общин.

66

Сразу необходимо отметить, что образа врага как такового у лоялистов не возникло.

67

68

На муралях, изображающих боевиков ИРА, видно отсутствие формы и разнообразие гражданской одежды

69

Это связано с тем, что ИРА и ИНЛА активно практиковали исповедовавшуюся ими тактику городской герильи, главным постулатом которой была «максимальная незаметность и внезапность» в отношении лоялистов и британских войск. В отличие от имевших уставную форму лоялистов13, католики старались сливаться с толпой и выявлять себя уже в момент атаки, максимально быстро удаляясь в свои районы после удара. Из-за этой «неуловимости» и пристрастия к «городскому камуфляжу» – отсутствию четкой формы, которое ясно видно на католических муралях, – лоялисты не смогли сформировать четкого образа врага – особенно учитывая, что «мода» у республиканцев менялась довольно быстро, свидетельство чему – их мурали, посвященные членам католических группировок. Большинство протестантских муралей, описывающих преступления католиков, обращены к «врагу вообще», зачастую безликому, например, к католикам, членам ИРА, но не несут образа и изображения врага – за исключением редких муралей, изображающих ведущих политиков католической общины.

13. Более молодые сепаратистские организации от данной практики отказались, переняв идею незаметности в одежде у католиков.
70

71

В отличие от протестантов, католики всегда точно знали, что их главный враг и к тому же наиболее явный и досягаемый – орден оранжистов, одним из зримых символов которого были знаменитые марши.

72

73

Враг на республиканских муралях зачастую предстает в виде давнего врага – оранжистов

74

После начала католического движения за гражданские права орден оранжистов превратился в мозговой центр протестантов. Британские войска во многом попали под влияние оранжистов посредством внедрения «в помощь войскам» Beta Specials – фактических комиссаров оранжистов при войсках.

75

Помимо оранжистов, «врагом», наиболее часто изображавшимся в муралях, были британские солдаты, поначалу тепло принятые католиками, но не оправдавшие их надежд на защиту. В последнее время количество муралей против британских солдат в связи с Соглашениями снизилось – они стали более адресными – обвиняют их в конкретных деяниях, зачастую – отдельных солдат и офицеров, с упоминанием имен. Другим врагом католиков, о котором идет речь в муралях, можно считать королевскую полицию Ольстера – в период межобщинной войны

76

77

Также нередки мурали, в которых врагом католической общины является протестантская полиция

78

комплектовавшуюся исключительно протестантами под командованием оранжистов-офицеров и ответственную за многочисленные преступления против католиков. Сейчас стал распространяться образ врага-лоялиста – члена военизированной группировки, при этом в муралях часто упоминаются факты сотрудничества лоялистов и британских властей, к примеру, поставки оружия из Южной Африки.

79

80

Боевики – лоялисты также фигурируют на католических муралях –обвиняющих британские власти в поддержке протестантских группировок

81

7. Заключение

82

Рассмотрев эмблемы, наиболее часто используемые лоялистами и республиканцами, можно сделать вывод, что знание эмблематики и геральдики великолепно помогает в уличной войне символов обеим сторонам. Главным залогом этого успеха является то, что обе эти стороны хорошо знают эмблемы друг друга и часто играют на них (в качестве примера можно привести зелено-желто-белый флаг священной войны католиков вместо обычного триколора с оранжевым цветом Ирландии у республиканцев или образ Вильгельма-победителя у лоялистов). Но надо отметить, что смена поколений у лоялистов привела не только к смене образов, но и к понижению геральдической грамотности. К примеру, в последнее время в их муралях появились гербы Ольстера на фоне красного креста на золотом поле – католического символа единства девяти графств Ольстера (символ, употребление которого протестантами было невозможно несколько лет назад).

83

Желто-красный герб Ольстера, используемый католиками стал появляться и на муралях в протестантских кварталах

84

Другой вывод может заключаться в том, что даже соседние общины могут использовать абсолютно разные стили и метафоры. Если республиканцы намекают на мученичество и самопожертвование, то лоялисты – на верность и честь. Лоялисты упирают на свою уникальность, республиканцы – на то, что борьба ИРА – часть борьбы за свободу, против сегрегации и апартеида, ведущейся по всему миру, которая обязательно закончится победой.

85

86

Еще один вывод заключается в том, что республиканцы создали свою уникальную систему эмблем, сюжетов и символов, выстраивающихся в один идеологический конструкт за весьма короткий срок. Использование муралей в пропаганде среди католиков началось с парламентских выборов 1981 года, на которых депутатом был избран Бобби Сэндс от блока Анти-Эйч. Позднее, традиция предвыборных муралей была заимствована Шинн Фейн, благодаря которой уличная живопись республиканцев стала развиваться рекордными темпами.

87

Традиционные предвыборные мурали Шинн Фейн – именно с них, как считается, идет отсчет развития католической уличной живописи

88

Лоялисты, начавшие использовать мурали с конца XIX века в память о битве при Бойне (именно тогда впервые появился уличный, неофициальный образ короля Вильгельма) на протяжении века оставались верны своей традиции, и хотя часто их пропаганда муралями была скована британской геральдической традицией (к примеру, республиканцы не были озабочены прорисовкой орнамента из флагов или щитодержателей), их пропаганда эмблемами и используемые сюжеты ничуть не хуже и не слабее уникальной аналогичной ирландской пропаганды. Для смены поколений в среде лоялистов характерно и заимствование у республиканцев образов мученичества –

89

Блок Эйч, где содержатся политические заключенные, появился и на протестантских муралях.

90

к примеру, заключения в спецблоках для политзаключенных (после Белфастских соглашений террористов-протестантов стали арестовывать так же, как и членов ИРА, что, естественно, вызвало всплеск недовольства и сепаратистских настроений у протестантов и поддержку католиков, которые стали изображать мурали, выражающие поддержку соглашениям Страстной пятницы). Данное свидетельство взаимопроникновения образов и влияния противоборствующих сторон друг на друга особенно интересно в контексте отражения исторических событий в муралях. Учитывая радикализацию протестантов и недавнее использование ими некогда табуированного образа «цареубийцы» Кромвеля может быть интересен ответ на этот вызов со стороны католиков. Можно сказать, что благодаря этому взаимопроникновению образов борьба посредством использования исторических сюжетов обязательно будет иметь свое продолжение.

91

92

В тоже время в муралях католиков можно отметить новый сюжет – подвиг Бетси Грей, протестантки, участвовавшей в восстании против Британской власти, что можно понимать как проявление примата политических взглядов над религиозными – ведь раньше протестанты в католических муралях появлялись только качестве врагов14.

14. Forker M. The Role of Motherhood...
93

В то же время можно заключить, что для авторов муралей есть символы, которые признаются общеирландскими и на которые никто не посягает – как на уважаемое всеми культурное достояние Ирландии. Среди таких символов, к примеру, клевер и крест святого Патрика, хотя образ самого Патрика пользуется популярностью среди художников-католиков (последние могут «заставить» его в своих сюжетах давить ногами оранжевых и синих змей, символизирующих англикан и пресвитерианцев; если ранее синий цвет считался священным цветом Патрика, а флаг Ирландской Конфедерации XVII века был синим, сейчас данный цвет окончательно вытеснен зеленым). В последнее время протестантами была нарушена и эта неписанная традиция – на муралях, посвященных военизированным формированиям, стал появляться трехлистный клевер. После того как протестанты попытались тем самым «присвоить» данный символ, мурали, использующие символ клевера, начали рисовать и католики – в основном используя его вместе с образом покровителя ирландцев Святого Патрика – демонстрируя тем самым историческую связь своей общины с этим символом и свое «первородство» в праве обладания этим образом.

94

В заключение надо отметить, что из-за особенностей географии Белфаста противники не всегда могут видеть мурали друг друга. Фактически, только в пограничных районах, таких как Восточный Белфаст, можно видеть мурали обеих сторон. Местная небольшая католическая община окружена протестантскими кварталами и может видеть огромное количество муралей лоялистов ( из-за такого неравного соотношения сил и частых, хотя и неудачных, попыток нападений протестантов, католики стали использовать в живописи библейский сюжет борьбы Давида и Голиафа в современной обработке – к примеру, Голиаф может носить лоялистские татуировки, а Давид вместо пращи использовать коктейль Молотова).

95

Давид и Голиаф в представлении католических художников

96

Также свою роль в том, что наиболее воинственные мурали стали рисоваться в глубине кварталов обеих сторон, играет и тот факт, что, по Белфастским соглашениям, враждующим общинам запрещалось использовать изображения для оскорбления друг друга. Не стоит забывать и про естественную боязнь вандализма, которую испытывают авторы муралей. Но достаточно быстро и католики, и протестанты пришли к новому способу выражения своих позиций – обе стороны на видных местах стали рисовать нейтральные сюжеты, однако со своей спецификой. Обе стороны используют спортивные сюжеты и изображения деятелей культуры Северной Ирландии, но при этом католики подчеркивают свою кельтскую идентичность апеллируя к героям фольклора

97

98

Традиционный ирландский фольклор часто используется католиками как образ кельтской идентичности.

99

тогда как лоялисты стараются использовать в качестве героев всеми уважаемых англичан – таких как Джордж Бест и Клайв Степлс Льюис.

100

Тем не менее традиционные, политизированные и воинственные, мурали сохраняются и продолжают рисоваться, несколько поменяв свой характер. Из средства пропаганды, обращенной как на своих, так и на противников, они стали своеобразной летописью значимых для обеих общин событий, своего рода хранимой и постоянно дополняемой сокровищницей исторической памяти как республиканцев, так и лоялистов.

101

Один из «мирных героев» протестантской общины – Клайв Степлс Льюис

102

8. Ссылки

103

Важнейшие материалы о муралях, равно как и публикацию самих настенных изображений, читатель найдет на следующих ресурсах:

  • www.belfast-murals.co.uk
  • http://cain.ulst.ac.uk/index.html
  • http://ccdl.libraries.claremont.edu/collection.php?alias=/mni